Рассказываем, как брендам стоит использовать ее сегодня для взаимодействия с клиентами!

Обновил: Сергей Ломакин

Mobile First, или «мобильные устройства прежде всего» — концепция, которая сегодня лежит в основе большинства сайтов. В 2023 году число мобильных пользователей превысило 7,3 млрд. Люди проверяют свой смартфон в среднем 63 раза в день. 87 % смотрят в телефон как минимум за час до сна. Не удивительно, что при дизайне сайтов, приложений и интерфейсов приоритет у мобильных устройств. Люди ВЕЗДЕ берут с собой смартфоны и рассчитывают на бесперебойное взаимодействие с нужным контентом — в любое время, с любым качеством интернета.

Дизайн и интерфейс сайтов

Google провозгласил философию Mobile First еще в 2010 году — на Всемирном мобильном конгрессе. Эрик Шмидт, тогдашний гендиректор корпорации, предсказал, что продажи смартфонов превысят продажи ПК. Шмидт заявил, что мир должен готовиться к новому тренду — «мобильные устройства прежде всего».

Спустя десять лет концепция не только не потеряла актуальности, но и стала приоритетом в веб-разработке. Главная цель Mobile First — улучшение пользовательского опыта для владельцев мобильных устройств.

Согласно принципу Mobile First, при создании дизайна и интерфейса сайта разработчики отталкиваются от особенностей экранов мобильных устройств. Соответственно, в первую очередь разрабатывается версия сайта для смартфонов, а затем происходит масштабирование дизайн-макета в бОльшую сторону (для планшетов и десктопов):

Поэтому важен так называемый адаптивный дизайн макета сайта — способность автоматически адаптироваться к различным размерам экрана пользователя (можно просматривать на мобильных устройствах без необходимости увеличивать или уменьшать масштаб). Удобный и отзывчивый мобильный интерфейс улучшает поведенческие факторы аудитории, позволяет получить больший процент конверсий. SEO-оптимизация и факторы ранжирования поисковых систем также напрямую связаны с удобством сайта для мобильных устройств.

Техническая сторона: мобильные процессоры

Мобильные процессоры за последние годы добились значительного прогресса, и теперь они более мощные, эффективные и многофункциональные, чем когда-либо прежде. Это позволило создать новое поколение мобильных устройств (смартфонов — прежде всего). Из отличают:

  • Высокая производительность. Разработанные в 2023 году флагманские мобильные процессоры Qualcomm Snapdragon 8 Gen 2 и Apple A16 Bionic, обеспечивают производительность на 50% выше, чем их предшественники. Такая повышенная производительность необходима для запуска требовательных приложений и игр.
  • Мобильные процессоры также стали более эффективными с точки зрения энергопотребления. Теперь смартфоны могут работать в течение более длительного периода времени от одной «зарядки», даже при выполнении сложных задач.
  • Меньший размер CPU позволил смартфонам стать тоньше и легче, а главное — увеличилось время автономной работы. Мобильный процессор теперь не просто чип — он объединяет широкий спектр компонентов (графический процессор, оперативка, хранилище). Именно такая интеграция помогает уменьшить размер и энергопотребление мобильных устройств, а также повысить производительность.

  • Безопасность и стоимость Защищенные анклавы, аппаратное шифрование — теперь это не только о десктопных CPU. Эти функции необходимы для защиты мобильных устройств от вредоносных программ и других угроз.
  • Следует ожидать, что в мобильных устройствах следующего поколения будет дополненная и виртуальная реальность, потоковая передача видео в формате 8K и это — лишь верхушка айсберга.

Как Mobile First повлияла на интернет-маркетинг

Трафик настольных компьютеров снизился, а вот мобильный — превзошел его во всем мире. Поэтому маркетологи уделяют особое внимание адаптивному дизайну, легким страницам и технологиям AMP — для улучшения пользовательского опыта.

Push-уведомления, реклама в приложениях, оповещения в мобильном браузере — все это может добавляться с помощью приложений, изначально установленных на смартфоне.

Широко используются сервисы, основанные на данных ГЕО. Такие таргетинги обеспечивают своевременное, индивидуальное обращение к покупателям, когда те находятся вблизи магазинов. Чтобы доставать ЦА встроенную рекламу, маркетологи используют и различные мессенджеры, например, WhatsApp.

Вертикальная видеореклама

Социальными сетями удобно пользоваться с телефона, но далеко не всегда с десктопа. Более того — социальным сетям стало неинтересно бороться за десктопного пользователя. Они с большей охотой начали активно продвигать собственные вертикальные видеоформаты (через избранный контент, например). Вертикальная реклама на 100% соответствует тому, как пользователи естественным образом держат телефоны и смотрят видео.

Более 60% видео, просматриваемых на мобильных устройствах, имеют вертикальный формат (данные Statista). Бренды адаптировались, создавая вертикально ориентированную видеорекламу, оптимизированную для смартфонов и даже конкретных приложений, таких как TikTok, VK и запрещенная теперь соцсеть -с-картинками.

Вертикальная видеореклама в 2023 году стала более заметной. Сразу несколько соцсетей добавили функцию сторис, а крупные бренды начали очень активно рекламироваться именно в сторис.

Одной из первых ласточек вертикальной видеорекламы стал ролик Superpower от Adidas, снятый в 2016 году:

За год до этого корпорация Panasonic сняла полноценный мини-фильм в вертикальном формате (в разрешении 4k):

Ролик Apple снят в традициях классического голливудского кино. Для создания фильма создатели заручились поддержкой известного режиссера Дэмьена Шазелла. Ролик практически мгновенно завирусился и стал единственным образцом «дорогой» кинематографической картинки в вертикальном формате:

Эти примеры демонстрируют: корпорации поняли важность и потенциал Mobile First. Да, Apple, Adidas и Panasonic — это лидеры своей отрасли, у которых есть бюджеты на создание отдельных вертикальных видео. Но возможно, вскоре к созданию таких рекламных роликов придут и компании чуть меньшего масштаба.

В чем преимущества сторис в аккаунте бренда:

  • Сторис не нужно продвигать, как это делают с традиционными постами.
  • Уровень вовлеченности в сторис всегда выше, чем в стандартных постах: в среднем сторис просматривают 70% подписчиков (данный Statista по глобальным аудиториям).
  • Комбинированный формат рекламы — поддерживает внимание аудитории на более высоком уровне. Бренды могут комбинировать различные визуальные форматы друг с другом: фотографии, видео, стикеры, опросы, наложение текста в одной истории.
  • Используя стикеры со ссылками, компания может напрямую привлекать трафик на свой сайт.

Согласно отчету, общий охват сторис растет уже третий год подряд. Так что можно говорить о колоссальном коммерческом потенциале этого формата для рекламы и продвижения. Вот еще несколько любопытных тезисов из официальной статистики запрещенной в России соцсети-с-картинками:

58 % людей говорят, что они стали больше интересоваться брендом или продуктом, увидев их в историях;

50% людей посетили сайт компании, чтобы совершить покупку, увидев товар или услугу в историях.

Рекламные креативы от брендов хорошо вписываются в ленту пользователей, подобно сторис от их любимых блогеров. Формат сторис изначально упрощен: не требуется дополнительных кликов для запуска видео, оно само исчезает через 24 часа. Динамический контент и интерактивность можно добавлять, используя GIF, стикеры, вопросы, хэштеги, маски, технологию Boomerang — все это повышают вовлеченность.

Мобильные приложения

В один момент, когда смартфоны заполнили собой весь мир, пользователям стали нужны мобильные приложения.

Как изменится рынок мобильных приложений в ближайшем будущем?

Будут расширяться freemium-модели (от англ. free «свободный» + premium «премиум») — это бизнес-модель, при которой продукт имеет бесплатную версию с ограничениями и полноценную платную версию.

  • Для монетизации без рекламы все больше приложений будут предлагать премиум-уровни и расширенные функции через подписки.
  • Расширится сфера PWA (Progressive Web Application — технология, которая позволяет клиентам установить ваш сайт на смартфон как приложение). PWA устраняет разрыв между сайтами и нативными приложениями, ведь функции у них те же самые (подобные приложениям, без установки).
  • Игры, образование, дизайн, туризм — вот самые важные ниши, которые затронет VR и AR.
  • Еще шире будет внедряться искусственный интеллект. Все больше приложений будут использовать AI / ML для персонализации, автоматизации, прогнозной аналитики, компьютерного зрения.
  • Мобильные приложения должны быть адаптивны к постоянно растущему набору типов устройств — от смартфонов до умных часов, телевизоров, холодильников.
  • Мобильные игры — отдельная тема. В 2023 году потребительские расходы на мобильные игры превысили 100 млрд долларов. Мы все чаще обращаемся к мобильным устройствам как к основному источнику развлечений. Именно поэтому аудитория мобильных игр продолжит расти.
  • Важной составляющей при разработке должна стать безопасность. С ростом угроз пользователи требуют все более надежной защиты данных. Особенно на фоне постоянных сообщений об утечках ПД в СМИ.

Составление тщательного и продуманного плана продвижения — вот секрет успеха. Всегда нужно иметь в виду, что именно маркетинговая составляющая мобильного приложения требует постоянного «обслуживания» со стороны компании. То есть мало адаптировать сайт под мобильное приложение — необходимо его постоянно мониторить и перенастраивать согласно потребностям пользователей.

Как еще Mobile First влияет на нашу жизнь

Сегодня смартфон лежит в основе многих аспектов современной жизни.

Вот 7 главных направлений.

  1. Интернет вещей. Смартфоны и другие мобильные устройства играют центральную роль в управлении умными приборами: девайсами, транспортными средствами и системами, составляющими экосистему интернета вещей.
  2. Носимые устройства. Умные часы, фитнес-трекеры, очки дополненной реальности — это расширения традиционных для нас мобильных устройств. Носимые устройства собирают данные и обеспечивают новые возможности взаимодействия без помощи рук.
  3. Коммерция. Mobile first отныне доминирует в электронной коммерции благодаря приложениям, сайтам, онлайн-сервисам, которые теперь ориентируются в основном на смартфоны. Они же теперь управляют большинством онлайн-покупок и банковских транзакций.
  4. Доставка. Это любые услуги по запросу, например, та же доставка еды. Эти сервисы теперь целиком полагаются на мобильные приложения и отслеживание местоположения пользователя — для оптимизации логистики и обеспечения удобства работы с клиентами.
  5. Транспорт. Организация поездок, логистика, автосервисы — лишь верхушка айсберга. Все сервисы зависят от постоянной мобильной связи. Оплата, навигация, бронирование — все это ориентировано на Mobile First.
  6. Сетевое взаимодействие. 5G, Wi-Fi 6, частные сети — теперь они расширят возможности автономного вождения, телемедицины, умных городов.
  7. Аппаратное обеспечение. Сами мобильные устройства продолжают развиваться с точки зрения железа: рост производительности, более быстрая обработка операций, увеличение срока службы батареи.

Резюме

В ближайшие годы использование мобильных продолжит расти. Особенно сильно это проявится в отраслях безопасности, телекоммуникациях, сетевых технологиях. Не будут отставать и производители «железа».

Уже сегодня взаимодействие с контентом не рассматривается без учета смартфонов. Если ваш бизнес до сих пор не позаботился о мобильной аудитории, то для роста компании это стоит исправить в кратчайшие сроки.
Важнейшее направление развития для бизнеса в 2023 году — использование сторис для рекламы.

В чем преимущества рекламы в сторис:

  • Согласно Buffer, пользователи просматривают истории почти в 70% случае. Такой уровень внимания гарантирует самый широкий показ рекламы, размещенной в Stories.
  • В отличие от традиционных постов в ленте новостей, истории занимают весь экран мобильного устройства. Это улучшает восприятие рекламы и делает рекламный контент более заметным.
  • Брендам не нужен сложный фото- или видеоконтент, ведь сторис всегда носят неформальный, повседневный характер. Это снижает порог входа и с точки зрения рекламного контента. Временное 24-часовое окно просмотра делает сторис более аутентичными, менее навязчивыми, чем реклама в постах или форматы с прерывистым показом видео.
  • Сильный контекстный таргетинг — еще одно преимущество формата. Сторис дают рекламодателям больше данных об интересах ЦА (на основе подписанных аккаунтов, местоположений, хэштегов). Все это повышает релевантность рекламы.
  • Простота обмена не менее важна: реклама распространяется более органично по сравнению с постами

Разработать стратегию выхода в мобайл вам помогут в TexTerra. Наши специалисты оптимизируют сайты под мобильный трафик и разрабатывают эффективные мобильные приложения. Обсудите с нами свой проект на бесплатной консультации (запись — по ссылкам выше).

Читайте также:

Как продвигать проекты с помощью мобильных приложений: пошаговое руководство

Сколько стоит мобильное приложение: какие факторы влияют и как сэкономить

Зачем вашей компании мобильное приложение в 2023 году