Если нашли в нем 6 симптомов, значит не повезло – надо бежать. Ну или плакать, колоться и надеяться на лучшее.

Микроменеджмент – распространенный стиль управления командой. Он подразумевает чрезмерный контроль сотрудников, вмешательство руководителя в мелкие задачи, отсутствие самостоятельности среди сотрудников.

  • Если ваш начальник постоянно контролирует даже мелочи (точно ли в вашем посте 2 000 символов, не забыла ли ваша коллега отретушировать фото и т.д.) – это симптомы микроменеджмента.
  • Если вы замечаете, что команда постоянно выполняет простейшие обязанности, а все остальное на себе тащит начальник-невротик – это микроменеджмент.
  • Если коллега влезает во все дела и думает, что знает, как лучше, – это в общем тоже микроменеджмент.

Микроменеджмент – это не всегда про вертикаль «начальник – подчиненный». Такой стиль взаимоотношений может установиться между поставщиками и клиентами и даже между коллегами, когда зам зама вдруг начинает считать себя очень влиятельной персоной.

Как понять, что руководитель – микроменеджер

Микроменеджеры постоянно суют нос в дела сотрудников и часто нарушают рабочий процесс. Вот 6 симптомов такого метода управления:

  • не продумывают стратегию развития на месяцы и годы вперед, а берут на себя решение оперативных задач;
  • больше интересуются процессом, чем результатом;
  • ставят под сомнение компетентность сотрудников;
  • не умеют делегировать;
  • не готовы слушать советы коллег и подчиненных, слишком чувствительны к критике;
  • постоянно требует отчеты о проделанной работе и норовят контролировать, сколько раз сотрудник отвлекается от работы в течение дня.

Причин у такого поведения несколько:

  • руководители-новички еще не умеют делегировать и потому часто вмешиваются в работу подчиненных;
  • тертые калачи боятся повторения ошибок или не научились доверять;
  • наглые коллеги хотят задавить авторитетом;
  • люди с психологическими травмами пытаются компенсировать проблемы.

Следствия микроменеджмента

Микроменеджмент обычно считается чем-то ужасным, но на самом деле у такого подхода есть не только минусы, но и, как ни странно, плюсы.

Плюсы микроменеджмента

  • Помогает погрузить в текущие задачи новых сотрудников;
  • Способствует ускоренному обучению новичков;
  • Упрощает рабочий процесс, если он требует четкого соблюдения техзадания;
  • Делает более эффективной работу сотрудников, не готовых самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность;
  • Налаживает работу отдела, эффективность которого могла упасть из-за попустительства, штрафов или частных поощрений.

Минусы микроменеджмента

  • Увеличивает текучесть кадров – не каждый выдержит давление со стороны руководителя-микроменеджера;
  • Снижает эффективность работы, так как сотрудники в какой-то момент перестают делиться с руководителем идеями и креативить;
  • Провоцирует конфликты;
  • Превращает работу в рутину;
  • Тормозит развитие, так как не готов идти на перемены;
  • Развивает в подчиненных и коллегах комплекс неполноценности, увеличивает недовольство результатами работы и приводит к творческому бессилию;
  • Создает ограничения, мешающие работать.

Как бороться с микроменеджментом

В первую очередь нужно понять, почему руководитель стал микроменеджером, и, исходя из этого, строить свою стратегию поведения. Например, если причина микроменеджмента – недоверие, нужно чаще показывать начальнику результаты своей работы. Можно определить конкретные KPI и проговорить текущие задачи.

Если ваш руководитель постоянно проверяет, на каком этапе находится работа, попробуйте сделать рабочий процесс прозрачным. Создайте таблицы и дополнительные отчеты или расшарьте руководителю доступ к доске-канбан, которая поможет ему ориентироваться в процессе. Возможно, это снизит уровень тревоги начальника и, соответственно, силу давления на вас.

Обозначьте подзадачи во всех рабочих целях, чтобы руководитель понимал, как строится ваша работа, и видел, что вы двигаетесь в нужном направлении. Это поможет и вам: увидите неясности будущего рабочего процесса и перестанете стагнировать.

Если это все не помогает, выходите с руководителем на честный разговор. Объясните, когда и почему испытываете дискомфорт. Скорее всего руководитель даже не подозревает, что делает что-то не так. Иногда начальники способы меняться в лучшую сторону.

Через несколько недель оцените, произошли ли изменения в вашу пользу. Если нет, определите для себя, хотите ли продолжать работу в этой компании и в этом отделе. Если да, запасайтесь терпением, держите в голове, что дело не в вас, и находите разные способы подтверждения своего профессионализма. Например, выступайте на профильных конференциях. Если нет, начинайте поиск новой работы: компания, в которой вас будут ценить, вас уже ждет.

#
Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.