Меньше стало и работников на рынке труда, что взаимосвязано.

Как показало исследование Platforma («Платформа больших данных», резидент «Сколково»), во втором квартале этого года активных покупателей, которые приобретали товары не первой необходимости, стало на 10% меньше, чем во втором квартале 2022 года.

Причиной этого, по мнению исследователей, могут быть релокация и частичная мобилизация, что подтверждает и нехватка персонала на рынке труда, а также более экономная схема потребления, получающая все большее распространение.

В ходе исследования были изучены транзакции 26 млн пользователей. Особенно сильный спад покупок наблюдается у продавцов бытовой техники и электроники (на 13%), косметики (на 12%), зоотоваров (на 17%) и билетов на поезда (на 16%) и самолеты (на 10%).

Николай Герантиди, директор продукта «Прогноз спроса» Platforma:

«Мы полагаем, что покупатели, тратившие деньги в категориях не первой необходимости, могли уехать, либо пересмотрели параметры своих расходов. В целом, наше исследование показывает, что спрос пока не достиг показателей прошлого года. Об этом свидетельствует не только сужение аудитории, но и снижение средних и совокупных трат, которые мы фиксируем практически во всех наблюдаемых сферах».

Как вернуть покупателя и не потерять доход

Во-первых, стоит последовать примеру некоторых покупателей и перейти на более экономную схему расходов, так как сэкономленные деньги – заработанные деньги. Аренда, логистика, канцелярия и так далее.

Во-вторых, стоит пересмотреть ассортимент и предложить покупателям менее дорогие аналоги товаров.

В-третьих, подумать о рассрочке и партнерстве с банком, чтобы получить возможность торговать в кредит.

В-четвертых, попробовать акции на залежавшийся товар, благодаря чему можно быстро вернуть в оборот вложенные в него деньги.

Александр Хик, серийный предприниматель:

«Когда-то у меня была сеть вендинговых кофейных аппаратов, и периодически наблюдался сезонный спад спроса на напитки. Тогда я менял время объезда аппаратов на ночное, чтобы не простаивать в пробках. Также на некоторых стаканчиках я прямо от руки писал (времена были попроще), что покупатель получил приз в размере 100 рублей – звоните, переведу. Это неплохо подогревало интерес постоянных покупателей, что компенсировало затраты на призы.

Также я постоянно находился в поиске менее дорогих, но качественных ингредиентов. Например, менял степень помола кофе и его дозировку, что также помогало экономить без потери вкусовых качеств.

Еще я перестал сдавать мелочь из аппаратов в банк, клянчившего за это аж 10% от принятой суммы, а носил ее в соседний «Дикси», у кассиров которого постоянно не было сдачи.

Когда в одном частном институте, где стояли некоторые мои аппараты, стало меньше студентов, я пошел к ректору и предложил ему выбор: переходим с фиксированной аренды на процент от продаж, либо снижаем арендную плату в разы. Кормить людей, допустивших развал своего бизнеса и бизнеса арендаторов, нет никакого смысла – дешевле и правильнее найти других партнеров».

Светлана Шульман, маркетолог TexTerra:

«Тенденция, безусловно, тревожная. Любое снижение покупательской активности, если оно не сезонное, вызывает опасения. Картина похожа на ситуацию, когда в силу ухудшающейся экономической картины, люди начинают пересматривать статьи расходов и перераспределять финансы на более важные, по их мнению, траты. Посмотрим, что будет по итогу года. Важно будет оценить тенденцию в динамике: пойдет ли все дальше на спад или выровняется. И очень важно сегодня не экономить на рекламе и продвижении: как показывает практика, это не помогает преодолевать кризисы, а наоборот топит бизнес».

Читайте также:

Только не в найм: кем быть интроверту в этой вашей экономике

Я потратил на франшизу 10 миллионов – но получаю 500 000 в месяц

Как не остаться без зарплаты – на примере невыплат в «Связном»