Робот готов ответить практически на любой вопрос, помочь в решении проблем, проконсультировать, оформить заказ и развлечь даже в ночное время, на праздниках и в выходные дни. Он никогда не уходит на перерыв: клиенты всегда могут связаться с ним и получить необходимую помощь.
Это создает значительное преимущество по сравнению с традиционной службой поддержки, которая работает с 9 до 18 (или чуть дольше).
По данным опроса ВЦИОМ, в 2024 году 31% россиян использовали голосовых помощников. Ежемесячная аудитория «Алисы» от Яндекса составляла 77,1 миллиона пользователей, а Евы от «МегаФона» — 11,7 миллионов человек.
Умные автоответчики: заявлены, но не у всех работают
Помощницу от «МегаФон» компания анонсировала еще в 2021 году. Ева должна была стать виртуальным секретарем, этаким умным автоответчиком, сможет принять звонок, определить источник и поддержать простой разговор. А в добавок еще душевно поговорит с продавцами кредитов, лжеслужбами безопасности банков и прочими спамерами. Расшифровку звонка Ева отправит абоненту в Telegram.
Влад Вольфсон, коммерческий директор «МегаФона»:
«В среднем абоненты пропускают около 20% всех входящих вызовов – когда телефон выключен, или неудобно ответить на звонок. Ева – эффективный виртуальный ассистент, который поможет не пропустить важную информацию. Все управление помощником осуществляется через чат в Telegram – для установки не нужно скачивать сторонние приложения. На этапе пилота мы продолжаем совершенствовать решение, дополняя его новыми функциями и возможностями. В будущем Ева сможет не только принимать, но и совершать звонки за абонента».
В 2025 году Ева может:
- Отвечать на входящие вызовы. В случае важного звонка «Ева» уточнит информацию, например, спросит, когда собеседник сможет перезвонить или где забрать заказ из интернет-магазина.
- Блокировать нежелательные звонки и сообщения от мошенников. «Ева» анализирует частоту звонков, жалобы других пользователей на эти номера и содержание разговора. Список нежелательных номеров постоянно обновляется.
- Обеспечивать безопасность при поиске в интернете. Если вы попытаетесь перейти по ссылке на мошеннический сайт, «Ева» предупредит вас о том, что злоумышленники пытаются получить доступ к вашим личным данным.
- Информировать о подозрительных звонках. Вы можете настроить оповещения для своих близких о таких звонках.
- Защищать близких — это новая функция, которая позволяет блокировать звонки мошенников, разъединять подозрительные разговоры и сообщать об этом основному пользователю.

Сейчас у Евы еще и помощник имеется — Макс. Это цифровой секретарь, который готов записать все важные сообщения и ответить на спам‑звонки.

Олега больше нет…
Голосовой секретарь Олег обзавелся коллегами — еще 24 апреля 2024 года Т-банк сообщил о внедрении сразу шести AI-помощников:
- Финассистент — личный финансовый помощник.
- Инвест-ассистент — персональный гид в мире инвестиций.
- Шопинг-ассистент — эксперт по онлайн-шопингу.
- Тревел-ассистент — навигатор в путешествиях.
- Джуниор-ассистент — виртуальный друг и помощник для детей.
- Секретарь — помощник для управления звонками.

Что касается первых пяти голосовых помощников из Вселенной AI-ассистентов от Т-банка — на момент написания статьи они были еще недоступны. Мы, конечно, оставили заявку, чтобы приступить к тесту в числе первых, но пока никаких предложений не поступало.

А вот Секретарь готов приступить к работе прямо сейчас. В мобильном приложении Т-мобайл можно выбрать имя, голос и приветствие Секретаря. Кстати, имя Олег там тоже присутствует!

У Райффайзенбанка тоже есть виртуальный ассистента — Маша. Она умеет:
- определять и показывать, кто звонит,
- отвечать на вызов, если человек занят или не хочет разговаривать,
- расшифрует разговор и пришлет в Телеграм вместе с записью.
У Маши есть 5 тестовых звонков, за последующие уже придется платить.

Настроить Машу очень просто — достаточно следовать инструкциям в телеграм-канале.

Вывод: Ева и Маша, в 2025 году — полноценные секретари-автоответчики. А вот Т-банк с вводом голосовых помощников на смену Олега пока не спешит. Оно и понятно — процесс этот нелегкий и небыстрый, вероятно, команда хочет учесть все «косяки» Олега, чтобы не допускать подобного с новыми помощниками.
Сегодня компании уже не торопятся с анонсами помощников — этот факт перестал быть ярким поводом, чтобы громко заявить о себе и получить конкурентное преимущество.
Банковские помощники
Голосовой помощник Олег в мобильном приложении Т-банка недоступен. В процессе ребрендинга банка его решили временно убрать, но пока полноценной замены не придумали.
А вот Салют от Сбербанка работает и никуда уходить не собирается. С задачами пользователя мобильного приложения справляется быстро и толково. Перевести деньги, пополнить телефон, оплатить штрафы или коммуналку не составляет для него труда. И лишь для более серьезных задач, таких как, скажем, открытие счета, вы будете перенаправлены в чат поддержки.

Самые умные: Сири и Алиса
Пока ассистенты от компаний совершенствуются, мы чаще используем возможности голосовых помощников операционных систем смартфонов и Алису от Яндекса – они точно умнее и быстрее, хотя и помогают только с получением общей информации и выполнением простейших команд через голосовой интерфейс.
Владельцы смартфонов часто пользуются сразу двумя помощниками: внутренний помощник на телефоне имеет доступ к конфиденциальной информации (контактам, паролям, заметкам). А Алиса прекрасно справляется с поиском любой информации: зачитает свежие новости, знает, сколько калорий в продукте, умеет искать товары по фото и еще тысячи полезных вещей. Чтобы в смартфоне появилась Алиса, нужно скачать приложение от «Яндекс».
Наш тест показал, что обе помощницы успешно решают ряд задач.


На пятки наступает Маруся от ВКонтакте
Голосовой помощник Маруся от ВКонтакте — это инновационное решение, которое делает взаимодействие с цифровыми сервисами более удобным и интуитивным. Запущенная в 2019 году, Маруся быстро завоевала популярность благодаря своей способности понимать естественную речь и выполнять различные команды.
С помощью Маруси пользователи могут легко находить информацию, управлять своими сообщениями и уведомлениями, а также получать рекомендации по музыке, новостям и другим интересам. Она интегрирована с экосистемой ВКонтакте, что позволяет ей эффективно взаимодействовать с различными сервисами платформы.
Одной из ключевых особенностей Маруси является ее способность обучаться на основе пользовательских предпочтений, что делает взаимодействие более персонализированным. Кроме того, голосовой помощник поддерживает множество языков и диалектов, что расширяет ее аудиторию.
С каждым обновлением Маруся становится все умнее и функциональнее, предлагая новые возможности для пользователей. Благодаря постоянному развитию и улучшению технологий, она уверенно занимает свою нишу среди голосовых помощников в России и продолжает радовать пользователей своим дружелюбным и отзывчивым подходом.

Что в итоге
Голосовые помощники, какими бы «умными» они ни были, несовершенны. Они «тормозят» и ошибаются. Но, во-первых, они обучаются и совершенствуются. Во-вторых, заменяют десятки сотрудников поддержки. А в-третьих, позволяют выстраивать «личное» общение с клиентом и выглядеть в его глазах современно и технологично.

Читайте также:
Как нейросети помогут вам с SEO-продвижением сайта
Как составлять запросы к нейросетям: примеры, настройки, параметры
Экономим на дизайнере — как самому создать упаковку и бренд с помощью нейросетей