Собрали советы экспертов: за что стоит взяться (а за что – точно нет!) и как протестировать идею перед запуском.

Что принесет прибыль

Все идеи для бизнеса любого размера всегда исходят из текущей реальности.

А реальность эта такова: инфляция — выше, денег — меньше, выбор продукции/услуг — тоже меньше. Это значит, что нужны отечественные продукты, услуги, бренды по адекватным ценам, чтобы закрыть потребности людей (и иногда государства).

Импортозамещение и параллельный импорт

Посмотрите на список компаний, которые ушли из России. Исходя из него, сразу понятно, что необходимо компенсировать. Точно актуально делать бизнес, который обслуживает крупные производства, — IT, бухгалтерские услуги, HR.

Среди особо востребованных категорий (помимо FMCG: продуктов, одежды, обуви, косметики, детских товаров еще:

  • Запчасти для автомобилей и оборудования;
  • Медицинские товары и комплектующие.

Роман Горбань, гендиректор компании «Корпоративные игры», предприниматель в сфере Event:

«Основная проблема в открытии бизнеса по импортозамещению заключается в поиске поставщиков. Многие ориентируются на страны СНГ и другие возможные пути привезти товар из других стран. Я советую искать локальные производства в пределах России.

Когда я занимался производством мерча мероприятий, рыночная цена на ткани и одежду без принта в один момент стала очень высокой. Тогда я поехал по России искать фабрики в регионах. Нашел производство материалов для мерча в Иваново — и по цене почти в два раза ниже рыночной.

Как мне кажется, это очень показательный пример: текстильная фабрика делает качественный продукт, но не думает о маркетинге (у них тогда даже сайта не было), поэтому цена так привлекательна».

Если говорить про параллельный импорт, то среди зарубежных товаров особо актуальны:

  • Крупная и мелкая бытовая техника — холодильники, телевизоры, стиральные машины;
  • Электроника и гаджеты — телефоны, планшеты, аксессуары к ним;
  • Обувь и одежда ушедших брендов.

Маркетплейсы

Выделяем их отдельно, потому что маркетплейсы — самый мощный канал продаж в 2022, и этот тренд сохранится в 2023 году. Если продавать товары, то там: зайти в маркетплейсы точно проще, чем в оффлайн сети, а чтобы продавать, не нужно быть юрлицом, достаточно зарегистрировать самозанятость. Не нужно их бояться! Научиться продвижению на маркетплейсах можно и нужно! Мы специально разработали курсы, которые досконально объясняют, как работать с платформами Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и как вложить рубль, а заработать десять. Учим основам экономики и бухучета, как эффективно закупать и продавать товары и выстраивать маркетинг на маркетплейсах. Подробнее — здесь.

Думая про выход на маркетплейсы, изучите запросы по поисковикам, о которых мы писали тут. Исходя из их данных, на маркетплейсах востребованы следующие категории товаров:

  1. FMCG, то есть товары повседневного спроса. Так, на Ozon в топе продаж обычная гречка, а еще картофель и молоко. Популярны зубные щетки, пасты, туалетная бумага, средства по уходу за кожей и волосами.
  2. «Здоровые продукты». Речь не только о протеиновых батончиках, но и о всевозможных детокс-чаях и соках, готовых продуктах, которые нужно просто разогреть.
  3. Одежда, обувь и аксессуары. Осенью-зимой 2022 года люди ищут термобелье, кроссовки, сумки. Изучить спрос на них можно здесь.
  4. Товары для детей. Всегда актуальны развивающие товары и игрушки, средства для подготовки к рождению, средства по уходу за малышами.
  5. Декор для дома и интерьера — картины, свечи, пледы.
  6. Товары для животных — мебель, миски, корма, наполнители.
  7. Стройматериалы — в сентябре 2022 спрос на них вырос на 151% (однако покупают не обычные люди, а компании (застройщики).
  8. Электроника. На Wildberries в топе магазинов — Xiaomi.

Анна Лаврухина, руководитель отдела по работе с маркетплейсами FuLEx:

«Понимание, что в 2023 году сохранится тренд на маркетплейсы, подтверждает исследование INFOline, согласно которому в первом полугодии 2022 года онлайн-торговля в России выросла на 52%. Причем почти половина онлайн-покупок совершена именно на маркетплейсах: Wildberries, Ozon, онлайн-структурах Сбербанка и Яндекса.

Сами ритейлеры тоже делятся положительной динамикой — так, к 3 кварталу 2022 года оборот продаж Wildberries пересек рекордную черту в 1 трлн. рублей, а общее число заказов выросло на 83%. Оборот продаж Яндекс.Маркета вырос на 212%, а количество клиентов — на 49%».

IT-сфера

В IT особенно заинтересовано государство (о методах поддержки — подробнее в следующем разделе).

Не важно, что именно вы будете запускать, актуально будет и IT-агентство, и какой-нибудь продукт (приложение для поиска работы или браузер), и даже HR в сфере IT (так как сфера развивается, нужны специалисты, которые смогут найти не просто кадры, а ценные кадры для IT-компаний).

Роман Горбань, гендиректор компании «Корпоративные игры», предприниматель в сфере Event:

«Если у вас есть хорошие идеи, их можно попробовать упаковать в IT-продукт. Да, это довольно рискованная история, она требует финансирования, но IT сфера может принести наилучший результат.

Сразу скажу, что разработка цифрового продукта ни в коем случае не должна затягиваться на долгий срок! Ищите решения, которые актуальны здесь и сейчас. И не забудьте, что государство сейчас тоже активно внедряет IT-продукты в управление — не бойтесь посмотреть и в эту сторону. Например, ищут разработчиков приложения для контроля камер видеонаблюдений. Сугубо практичная вещь, нужная прямо сейчас. Подобных примеров огромное количество, начиная с масштабных проектов российских социальных сетей для замены заблокированных ресурсов, заканчивая аналогом Кахута приложения для онлайн-игр, тестирований и обучения (остановившего предоставление коммерческих услуг в России прим. TexTerra). Судя по нашему опыту, люди готовы платить за аналоги существующих сервисов.

В тоже время старайтесь придумать продукт, который окажется привлекателен для инвесторов своей безопасностью. С криптовалютой ситуация нестабильна, поэтому многие инвесторы будут перераспределять капитал».

Образование

Так как IT сейчас «на коне», актуальны курсы, которые помогают людям войти в сферу — обучение на тестировщиков, разработчиков, специалистов по кибербезопасности, веб-дизайнеров. Еще более востребованы уроки по переходу работающих в сфере на новый уровень компетентности.

И речь не только про IT. Из-за блокировки в России некоторых зарубежных соцсетей на первый план вышли российские — ВК, ОК и прочие. Поэтому востребовано обучение SMM-специалистов работе в новой реальности, а также курсы по SEO, копирайтингу, настройке платной рекламы.

По-прежнему, важно и детское образование (об этом мы писали тут): это могут быть и удаленные курсы по английскому, и офлайн-занятия по плаванию, и репетиторство по привычным школьным предметам. На детях люди начнут экономить в последнюю очередь

Кирилл Кудинов, основатель инвестиционно-строительной компании «Инрейт» (экс-Инвеста), инвестор и отельер:

«Слабо представлено детское бизнес-образование, а дети развиваются сейчас очень быстро. Уже в 13-14 лет многие хотят зарабатывать первые деньги и пробовать себя в предпринимательстве. Достойных образовательных проектов в этой нише сейчас очень мало, здесь есть большой потенциал».

Услуги

Остаются актуальными услуги в сфере IT, а также менеджмента, рекламы, бизнес- и финансового консалтинга, психологии, так как предприниматели ищут возможности выйти на новые рынки, и им нужны профессиональные советы, как это сделать.

Отдельно отметим грузоперевозки — бизнес перестраивается и ищет новые маршруты. Всем нужна качественная логистика, не завязанная (насколько это возможно) на зарубежные сервисы и поставщиков. Кстати, логистический консалтинг тоже актуален.

Так как поездки за рубеж затруднены, становится еще более востребован внутренний туризм и услуги, связанные с ним: турагентства, инфраструктура для агентов, сервисы по подбору жилья и билетов, а также отели, базы отдыха хорошего уровня.

Кирилл Кудинов, основатель инвестиционно-строительной компании «Инрейт» (экс-Инвеста), инвестор и отельер

Внутренние туристические направления сейчас максимально востребованы. В 2022 году показатели загрузки многих отелей превзошли показатели 2019, допандемийного, года. В 2023 году, в связи с ограниченностью и дороговизной внешних туристических направлений, объем внутреннего турпотока будет только расти. В связи с этим успешным стартом может стать небольшой отель, глэмпинг или база отдыха.

Что обещает государство бизнесу на 2023 год

Вот какие меры анонсировало государство. Если все пойдет по плану, они смогут упростить бизнесменам жизнь.

  1. Определены льготы на пользование отечественными IT-решениями

С 1 января 2023 года компании получат налоговые льготы при покупке и внедрении отечественных решений, в том числе в сфере ИИ. Так РБК пишет, что при расчете налога на прибыль не будет учитываться сумма, в полтора раза превышающая фактические расходы компании на приобретение российских разработок.

Для поддержки стартапов и инновации планируется выделять гранты суммой до 30 млн рублей.

  1. Отменены плановые проверки на год

Плановые проверки бизнеса не проводились в 2022 году, и эта «акция» продлена и на 2023 год.

  1. Самозанятые смогут регистрировать товарные знаки с 28 июня 2023 года

Хорошая новость для тех, кто работает в режиме НПД. Теперь защищать свой бизнес могут не только ИП и юрлица.

  1. Стали известны фиксированные суммы взносов для ИП. Ищите свои здесь
  2. Отменена повышенная налоговая пеня

До конца 2023 года для организаций действует такая же ставка пени за просрочку уплаты налога, как и для физлиц — 1/300 ставки ЦБ.

  1. Гостиничные услуги не облагаются НДС

Этот закон действует с июля 2022 аж до второго квартала 2027 года. Гостиницы и другие места отдыха — даже глэмпинги и турбазы, о которых мы упоминали раньше — могут применять к своим услугам ставку НДС 0%.

  1. Налог на прибыль IT-компаний 0 рублей

А IT компании не платят налог с прибыли. Правда, только до 2024, а не до 2027 года.

  1. Налоговые каникулы для ИП действуют до 1 января 2025 года

Регионы сейчас имеют право устанавливать ставку 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Чтобы рассчитывать на налоговые каникулы, предприниматель должен работать в одной из этих сфер:

  • производственной,
  • социальной,
  • научной либо оказывать населению бытовые или гостиничные услуги.

Еще предприниматель должен работать по УСН (упрощенной системе налогообложения) или по ПСН — патентной системе.

Что учитывать при запуске бизнеса в 2023

Денис Савельев, генеральный директор агентства интернет-маркетинга TexTerra:

«Очень неохота писать банальности о том, что кризис — это время возможностей. Но придется, потому что нынешний кризис — это кризис разрыва цепочек поставщиков, кризис ухода многих глобальных (а, значит, лидирующих на рынке) игроков. А это сулит и переделы многих рынков, и формирование новых ниш. Настолько сильного изменения экономического ландшафта не было, пожалуй, с 90-х годов. Но от всех предыдущих кризисов этот отличается тем, что на рынке закончились (ну или, точнее, заканчиваются) «дешевые» деньги. Да, есть льготные кредиты по госпрограммам (надо пробовать), есть грантовые госпрограммы (влезать!), но отток инвестиций из страны по сути оставил на рынке в качестве инвесторов только классическое американское 3F — Friends, Family, Fools (друзья, семья и дураки). И это чем-то напоминает опять-таки «лихие 90-е». Все же помнят? Это было как американские горки — никогда прежде капиталы не росли так быстро, но, правда, многие бизнесы банкротились с такой же скоростью. Однако ставка на друзей, семью и дураков работает всегда. И умельцы привлекать инвестиции не из банковских источников тоже живут во все времена. Пожалуй, настало их время.

Кстати, про лихие 90-е. Помимо хаоса, безвкусицы и «новых русских» было в них что-то положительное — а именно, воздух свободы».

1. Занимайте свободные ниши

Наталья Проказова, генеральный директор агентства ВЭД-технологий Weconn:

«С рынка ушло много международных компаний, которые работали в различных сегментах: от образовательных курсов и брендов одежды до строительства, производства, химической промышленности и т.д.

На сегодняшний день эти ниши пустуют. Безусловно, уже существующие компании могут захватить часть доли свободного рынка, но это не делает перечисленные сферы более изученными. Здесь непаханое поле возможностей.

Огромное количество продукции не производится в России, при этом в стране есть спрос. Соответственно, все, что ушло с рынка, должно быть восполнено.

Здесь, конечно, речь идет и о крупных проектах: строительство заводов, замещение ПО и т.д. Финансирование бизнес-проектов сейчас развивается, государство разработало меры поддержки. Можно воспользоваться опциями и встроиться в выбранную нишу».

2. Не конкурируйте с мастодонтами

Роман Горбань, гендиректор компании «Корпоративные игры», предприниматель в сфере Event:

«Не имеет смысла идти в перегруженные отрасли, так называемые «красные океаны» (прим. TexTerra терминология из книги «Стратегия голубого океана» К. Чана и Р. Моборна. «Голубой океан» это новый рынок, незанятые ниши, где практически нет конкурентов. «Красный океан» это малоприбыльный рынок, где много конкурентов). Там и без вас серьезная конкуренция.

Например, если у вас нет больших сумм для старта, то не надо открывать производство пластиковых окон, где крупные игроки давно выстроили свои отношения.

Сейчас рынок очищается и появилось приличное количество секторов и отраслей, которые полностью свободны и готовы к новым игрокам. Мыслите критически при открытии бизнеса, особенно в высококонкурентной нише».

3. Выделите бюджет (и не переживайте, если он не очень большой)

Роман Горбань, гендиректор компании «Корпоративные игры», предприниматель в сфере Event:

«Конечно, здорово, если у вас есть несколько десятков миллионов, чтобы заказать маркетинговое исследование, организовать громкую PR-кампанию и собрать команду лучших из лучших. Но практика показывает, что талантливые инноваторы не так часто располагают внушающим бюджетом.

Если вы только начинаете свой бизнес, я бы не рекомендовал заходить сразу на большую сумму. Если у вас есть определенный опыт в бизнесе, ищите партнеров и инвесторов, которые разделят с вами риски и вложат в вашу идею свой капитал. Если нет, посещайте нетворкинги, встречи, лекции и развивайтесь в профессиональном сообществе: в бизнесе очень важен человеческий капитал, особенно в период стресса и неопределенности.

Сейчас у людей есть деньги, они готовы инвестировать, вопрос в том, насколько вы заинтересуете их».

4. Перестраивайтесь, если зависите от всего международного

Наталья Проказова, генеральный директор агентства ВЭД-технологий Weconn:

«Сложно придется тем, кто был зависим от всего международного: поставки, специалисты, перемещения через границу (людей, грузов, информации).

Сейчас все, что связано с перемещениями, проблематично, и всем логистическим компаниям, экспедиторам, компаниям, которые работают в порту, придется сложно. Особенно сложно крупному бизнесу: он, как правило, неповоротливый, забетонированный структурами и бизнес-процессами. Им поменяться будет гораздо труднее, чем представителям малого и среднего бизнеса.

На коне в следующем году будут те, кто сейчас сможет (и успеет!) выстроить новые и безопасные для себя механизмы работы, найти новые рынки закупки, восполнить дефицит международных специалистов».

5. Ставьте потребности людей во главу угла

«Главное при открытии нового бизнеса — идея и миссия компании. Если они уместны в нынешних условиях, то бизнес будет процветать. Если бизнес не будет построен под потребности людей, он провалится».

6. Протестируйте идею перед запуском

Роман Горбань, гендиректор компании «Корпоративные игры», предприниматель в сфере Event:

«Простой способ проверить востребованность продукта на рынке — выставить товар на бесплатных площадках объявлений. Выберите 15-20 товаров и разместите их на досках открытых объявлений (Авито, Юла, и др.).

Лайфхак: для теста вообще не обязательно покупать сам товар. Достаточно иметь фотографии. Разместили, например, на Авито или на других бесплатных площадках и начали смотреть, поступают ли вам заявки.

Как правило, результат такой: из 20-ти товаров 60-70% получают только несколько откликов за месяц. Но несколько позиций вполне могут «выстрелить» и показать высокий спрос. Конечно, в первую очередь обращайте внимание на бестселлеры».

7. Заранее договоритесь с поставщиками

Роман Горбань, гендиректор компании «Корпоративные игры», предприниматель в сфере Event

«Рекомендую установить предварительные договоренности с поставщиками о том, что они готовы поставлять за ту цену, которую вам нужно. Соответственно, когда у вас появится спрос, вы сможете оперативно наладить логистику и начать бизнес. Конечно, никто не будет ждать 2 месяца футболку, но редкий и нужный товар иногда готовы получить спустя какое-то время.

Такая схема позволит открыть бизнес без глобальных финансовых вложений и серьезных рисков, но придется потрудиться над подготовкой. Особенно важно умение договариваться с людьми».

Вывод: Удержаться на волне в момент кризиса сложно, но реально. Точнее — у вас просто нет иного выбора. Выплывут только те, кто сможет учесть все подводные камни и постоянно меняющиеся вводные. Для этого нужно анализировать ситуацию в моменте. Мы с этим справляемся уже больше 15 лет. Можем помочь и вам и сделать комплексное продвижение и заняться развитием вашего проекта сразу по всем направлениям (поисковая оптимизация (SEO), маркетинг в социальных сетях (SMM), контент-, email-, видеомаркетинг и т. д.). Это самый эффективный способ продвижения в интернете: комплексная раскрутка задействует все или почти все каналы.

Читайте также:

Проблемы на старте бизнеса: где подстелить соломки, открывая свое дело

«Целевая аудитория: зачем знать своего клиента»

Бизнес в смартфоне: подборка мобильных приложений для предпринимателей

#
Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.