Поможет выйти в лидеры в своей нише!

Бенчмаркинг (от английского слова «benchmark», которое переводится как «точка отсчета» или «базовая линия») — это метод сравнительного бизнес-анализа, при котором компания сопоставляется с другими участниками рынка (обычно — такими же компаниями). Метод помогает выявить наиболее эффективные способы для улучшения работы организации. В отличие от анализа конкурентов, бенчмаркинг позволяет получить конкретные показатели и стандарты для дальнейшего роста. Глобальная разница между бенчмаркингом и конкурентным анализом заключается в том, что бенчмаркинг — это сравнительный бизнес-анализ, направленный на поиск эталонных показателей для улучшения своей работы, а конкурентный анализ — это исследование рынка и конкурентов с целью определения их сильных и слабых сторон, а также адаптации их опыта для своего бизнеса.

Способ может быть направлен на анализ:

  • продукта;
  • результатов работы;
  • бизнес-процессов;
  • стратегий и бизнес-моделей;
  • причин успеха конкурентов.

Цели бенчмаркинга — улучшить показатели эффективности, сравняться с конкурентами или превзойти их.

Марина Сумкина, аккаунт директор TexTerra:

«Исследования типа бенчмаркетинга и комплексного аудита показывают, в каком положении находится ваш бренд или компания здесь и сейчас, и помогают разработать стратегии продвижения. Так вы получаете понимание, куда двигаться вашему бизнесу».

Бенчмаркетинг. Примеры

В конце 70-х годов компания Xerox провела анализ, чтобы понять, почему японские копировальные аппараты стоят дешевле. Оказалось, что у японцев более низкие производственные стандарты. После снижения стандартов Xerox смогла уменьшить стоимость своих продуктов.

Компания Starbucks начала с открытия эспрессо-баров в Италии в 80-х годах. Говард Шульц, директор Starbucks, после командировки в Милан убедил владельцев открыть заведение в деловом центре Сиэтла. Оно быстро стало популярным.

В России методику бенчмаркетинга тоже применяют довольно активно.

Так, Ирбитский мотозавод регулярно проводит бенчмаркетинг-исследования, они помогают предприятию улучшать показатели эффективности работы, повышать квалификацию персонала. Суть исследований заключается в сравнительном анализе, определении успешных методик конкурентов. Понимание причинно-следственных связей и адаптация успешного опыта для собственного бизнеса помогают российскому предприятию улучшить бизнес-процессы и, в итоге, — повысить качество конечного продукта и конкурентоспособность.

Газпром когда-то проанализировал конкурентов и понял, что они передают бурение скважин сторонним организациям. Для оптимизации расходов Газпром решил передать эту работу на аутсорсинг.

«Нижфарм» провел исследование выкладки товаров, после чего бренд создал более эффективный подход к мерчендайзингу и повысил качество оказания медицинских услуг.

Этапы проведения и методы бенчмаркетинга

Сначала покажем необходимые этапы проведения исследования. А во второй части этой главы рассмотрим методы для реализации.

Этапы бенчмаркинга

  • Стартует бенчмаркетинг с выбора показателей — то есть, определения объектов, требующих улучшения (цена, экономические показатели, товары, бизнес-процессы).
  • Затем идентифицируются критерии оценки: это и есть создание так называемых бенчмарков — верхних и нижних границ отобранных показателей.
  • Далее происходит сбор информации: получение сведений о выбранной компании через опросы клиентов, телефонные интервью, посещения компании.
  • Предпоследний этап — анализ и адаптация данных: сопоставление и изучение полученной информации, выявление результативных методов и адаптация их для собственного бизнеса.
  • Финальный этап — внедрение выбранных методов и стратегий на практике для улучшения показателей компании.

Проводить бенчмаркетинг стоит каждые три года — это позволит проанализировать, какие получатся результаты после сделанных изменений, оценить эффективность выбранных инструментов и понять, какой набор мероприятий помогает улучшить показатели конкурентоспособности компании..

Методы бенчмаркинга (по Аткинсону)

По мнению британского экономиста Энтони Аткинсона, занимающегося бенчмаркингом, выделяются пять основных методик.

  • Односторонний — компания своими силами собирает информацию о конкурентах и партнёрах.
  • Совместный — организации на добровольных началах обмениваются сведениями друг с другом.
  • На основе базы данных — информация собирается в базе данных, доступ к которой предоставляется платно.
  • Бенчмаркинг при участии третьей стороны — группа консультантов анонимно собирает сведения, формирует отчёты и организует взаимодействие компаний.
  • Групповой — участники назначают встречи, обсуждают методы работы или координируют действия.

Виды бенчмаркетинга

Сравнительный бенчмаркинг подразумевает сбор и сравнение показателей эффективности (например, годовая выручка, конверсия сайта). Исследования бывают трёх видов: процессные, функциональные и стратегические. Посмотрим, какая между ними разница.

Процессный бенчмаркинг — сравнивает рабочие процессы в одной компании или между разными фирмами (например, организацию работы в офисе или производство какого-либо товара).

Функциональный бенчмаркинг фокусируется на определенной области работы компании, например, такой как логистика или дистрибуция.

Стратегический бенчмаркинг — сравнивает бизнес-стратегию и деловую модель компании с моделями более высокоэффективных организаций.

Внутренний и внешний бенчмаркетинг

По объекту сравнения исследования бывают двух видов: внутренние и внешние. Внутренний изучает процессы в разных подразделениях компании, а внешний сравнивает стратегии и показатели одной организации с другими.

Внешний метод, условно, также можно разделить на четыре подвида.

  • Конкурентный — сравнение с прямыми конкурентами для определения тенденции развития и причин успеха.
  • Отраслевой — сравнение с компаниями из той же ниши бизнеса, независимо от того, конкуренты они или нет.
  • Общий — речь о межотраслевом сопоставлении бизнес-процессов, стратегий и методов работы.
  • Глобальный — имеется в виду сравнение с другими компаниями глобально (организации из других стран).

Бенчмаркинг поможет определить, как ваш бизнес вписывается в выбранную нишу и в сам рынок, а также — установить слабые места в бизнес-процессах. С грамотно проведенным бенчмаркетингом вы узнаете, как именно улучшить показатели компании до необходимых вам значений.

Читайте также:

Как провести анализ сайта конкурента — гайд по SimilarWeb

Как анализировать конкурентов правильно: 4 основных направления

Ютуб-аналитика: обзор инструментов сбора собственной статистики и анализа конкурентов

#
Продвижение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.