Самостоятельным становиться трудно. Сначала за вас все делают родители, потом направляют учителя и командует босс. Но когда-нибудь вам все равно придется брать на себя ответственность за то, как вы проживаете свою драгоценную жизнь. Поэтому когда на школьном выпускном вам говорят: «Если вам не понравилась учеба в школе – то это ваши проблемы», не нужно делать вид, что вы не поняли, о чем идет речь.
Соглашусь – это не самое позитивное вступление к переходу в «новую самостоятельную жизнь», но зато это правда. Мы сами создаем себе проблемы – каждый день, когда отказываемся извлекать пользу из всего, что нас окружает, и поддаемся влиянию окружающих, которые все решают за нас. Вам пытаются донести, что все зависит от вас – просто несите ответственность за свою жизнь и не ленитесь ее контролировать.
Несомненно, мы не можем держать под контролем абсолютно все. Более того, порой нас может одолевать чувство, что мы вообще ничего не можем контролировать. Тем не менее, успешные и счастливые люди спрашивают себя каждый день: «Что в моих силах?» и делают это без промедления.
Вопрос «Что я могу сделать?» должен стать определяющим в вашей жизни. В трудные времена вы сможете направлять свою энергию на улучшение ситуации – как для себя, так и для других. «Что в моих силах?» – это обратная сторона утверждения «Это ваши проблемы», потому что означает, что вы сами несете ответственность за свои мысли и действия. Просто делайте то, что в ваших силах, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Это не так уж и сложно – следуйте нижеперечисленным советам, и будет вам счастье.
- Контролируйте свой внутренний голос. Если он чуть что начинает кричать, что все неприятности случаются по вине кого-то другого, то пора бы научиться его затыкать. Мало что происходит по чужой вине или воле божьей, все препятствия на пути можно обойти, и ваша ситуация не сложнее, чем чья-то еще. Наши мысли влияют на наши чувства, а те, в свою очередь – на наше поведение. Самодисциплина начинается с фильтрации мыслей. Прекращайте искать виноватых. Будьте честны с собой и несите ответственность за свои поступки. То, как пройдет ваш сегодняшний день, на 90% зависит только от вас.
- Расставляйте приоритеты. Многозадачность – это преимущество операционной системы, а не живого человека. Если вы не прямой потомок Юлия Цезаря, то прекращайте выполнять несколько сложных задач одновременно – пора признаться, что у вас это не получится. При личной встрече с людьми откладывайте свой мобильный – если во время обсуждения важного вопроса вы отвлечетесь на просмотр срочной электронной почты, то есть вероятность, что вы упустите ключевые моменты обсуждения. Смартфоны вообще вызывают зависимость – в некоторых барах пиво уже наливают в стаканы, которые могут стоять на стойке ровно, только если под них подложить телефон. А многие из моих друзей, собираясь в кафе, молча кладут свои айфоны в стопку в центре стола, и тот, кто первым не выдержит и заберет свой, в конце вечера платит за всех.
- Меняйте свои привычки. Зависимость вызывают не только смартфоны. Множество мелких деталей нашего дня точно так же крепко въедаются в наш мозг, который начинает паниковать, лишаясь их. Попробуйте изменить какую-нибудь мелочь в своей повседневной жизни и поймете, как трудно вам привыкать к новому. Однако изменения необходимы, если вы хотите развиваться – любое улучшение вашего распорядка дня может изменить ваш взгляд на жизнь, работу или просто сегодняшний день. Попробуйте прийти в офис пораньше, чтобы в тишине спланировать свой день. Сходите на семинар, куда собирались почти целый год. Выключите телевизор и прогуляйтесь. Не нужно кардинально менять свою жизнь – начните с малого и поймете, что вы можете сделать гораздо больше, чем думаете.
- Ищите вдохновение. Начните больше читать или слушать вдохновляющие подкасты в машине или во время прогулок. Это практически то же самое, что иметь личного лектора на своем пассажирском сиденье! Почему бы вам не делать этого чаще? Вдохновляющие и развивающие материалы – отличный способ узнать что-то новое и оставаться собранным и уравновешенным. Такая виртуальная поддержка поможет вам не бояться менять что-то в своей жизни.
- Уделяйте полчаса в день общению с деловыми партнерами и коллегами. Не становитесь человеком, который появляется на горизонте только когда ему что-нибудь нужно и пропадает, как только его проблема решается. Позвоните паре коллег по пути на работу, разошлите несколько СМС, комментируйте записи в соцсетях. Если вы хотите поддерживать хорошие отношения с людьми, проявляйте интерес и сочувствие. Спросите, как им новое место работы, как складываются отношения с начальством, или просто поделитесь новостями и полезной информацией. Будьте готовы помочь, не ожидая ничего взамен.
- Не позволяйте другим сваливать на вас свои проблемы. У вашего босса плохой день? Поставщику не понравился новый продукт, который вы разработали? Ваш коллега присвоил себе все заслуги вашей совместной работы? Подобные ситуации могут резко изменить ваше настроение и поведение по отношению к окружающим. Не следует продолжать этот печальный круг и срываться на невинных людях – просто задайте себе волшебный вопрос «Что в моих силах?» Это как бы способ сказать себе: «Не позволяй никому испортить этот день».
- Сделайте один шаг по направлению к своей цели. У большинства из нас карьера или жизнь развиваются настолько быстро, что все потребности (даже кажущиеся) требуют немедленного внимания и отнимают все ваше свободное время. Если вашей целью является собственный бизнес, но пока вы работаете с девяти до шести, то каждый день делайте что-то, что приблизит вас к осуществлению вашей мечты. Пообедайте с человеком, который может помочь советом. Поищите материалы в интернете. Разработайте бизнес-план. Не позволяйте рутине навалиться на вас с такой силой, что действительно важные для вас вещи будут откладываться «в долгий ящик».
- Пользуйтесь правилом «двух недель». В проблемных ситуациях задавайте себе вопрос: «Будет ли это иметь значение через 2 недели?». У всех случаются неприятные разговоры и ситуации на работе, но не давайте осадку оставаться с вами надолго – просто подумайте, забудется ли эта неприятность через пару недель. Если да, то не стоит ждать четырнадцать дней, чтобы расслабиться и вздохнуть свободно – сделайте это прямо сейчас и займитесь другими делами. Правило «двух недель» часто помогает отделить неприятные ситуации от других важных дел, которые нуждаются в вашем внимании.
- Позвоните родителям. Не забывайте о тех, кто привел вас в эту жизнь. Если у вас самих есть дети, то вы должны понимать, как важно общаться со своими близкими чаще – ведь они не всегда смогут быть рядом. Не принимайте эти отношения как должное – получайте удовольствие от общения с родителями, звоните им чаще.
- Не спите со смартфоном под подушкой. От него вредное излучение. А если серьезно, то из пункта 3 вы уже в курсе, что мобильные телефоны вызывают зависимость. Иногда нужно делать психологический перерыв, чтобы «проветрить» голову и отключиться от работы. Даже человек, работающий исключительно по телефону, нуждается в перерывах, чтобы расслабиться и подумать о себе. Это часть стратегии саморазвития, помогающей вам стать более целенаправленным и сосредоточенным, и просто способ избавиться от бессонницы.
Эти десять приятных мелочей могут сделать вашу жизнь ярче и напомнить о том, что нужно постоянно что-то менять. Мелочи могут стать очень важными, если вы станете придерживаться их каждый день. Просто начинайте каждое утро с вопроса «Что я могу сделать?» – пусть он станет вашей мантрой.
Адаптация материала Патти Джонсон 10 Favors You Can Do for Yourself Every Day.