SEO – это процесс, а не метод. Для меня суть SEO – это увеличение количества контактов бренда с ЦА, приходящей из поисковых систем. И этот процесс происходит в условиях повышенной изменчивости среды (поисковых систем). За прошедший год произошла масса различных изменений в алгоритмах поисковиков, и это, естественно, должно найти отражение в вашей стратегии продвижения. К счастью, глобальные изменения в Google (обзавелся в ушедшем году новым алгоритмом Колибри) и Яндексе (ввел антиспам-фильтр АГС-40, анонсировал переход на ранжирование без ссылок) никоим образом не затрагивают фундаментальных основ и рекомендаций поисковых систем по поисковому продвижению (рекомендации Google смотрите здесь). Поисковые системы по-прежнему хотят удовлетворять интересы тех сайтов, которые дают релевантные ответы и обладают максимально высоким уровнем доверия.
Но что это значит? Что мы должны предпринимать в 2014 году? Какие факторы в «старом SEO» явно недооценены, и их роль будет гораздо выше в «новом SEO»?
1. Часто обновляемый блог с подлинной экспертизой в теме
Разговоры о корпоративном блоггинге идут давно. Робкие попытки в этой области мы тоже наблюдаем не первый год. Но сегодня уже очевидно: корпоративный блог – это не «игрушка» маркетологов и не «причуда» владельцев бизнеса, а серьезный инструмент построения бренда и улучшения коммуникаций с аудиторией. Наконец, корпоративный блог – лучший способ показать вашу экспертизу в тематике, которой вы занимаетесь.
По нашему опыту, корпоративный блог сегодня – один из лучших способов для молодых сайтов начать получать трафик из органической выдачи. Конечно, трафик вы получите только в том случае, если ваш блог будет интересен аудитории, и вам, действительно, есть что сказать.
2. Идентификация авторства в Google
Проблема определения авторства контента существует. Нужно понимать, что определение авторства в поисковиках – это сложный алгоритм, принимающий решение в пользу того или иного сайта на основании различных сигналов. В панели вебмастера Яндекс уже давно работает функция «оригинальные тексты». При этом Яндекс открыто говорит, что не гарантирует учет заявки на авторизацию текста в работе поисковых алгоритмов. Google пошел несколько другим путем. Он позволяет не просто подавать сигнал о вашем авторстве, он позволяет привязывать ваш контент к вашей странице в Google+. Концепция верификации авторства в Google, – видимо, не только подтверждение авторства. Очевидно, что мы переходим из интернета, как анонимной среды, к интернету верифицированному. Google, благодаря своему инструменту верификации автора, уже сегодня позволяет получать более высокий CTR в органической выдаче (за счет того, что в сниппете будет фотография автора контента). Это, очевидно, путь к ранжированию не в привязке к уровню доверия к сайту, а в привязке к авторитету автора, опубликовавшего тот или иной материал. Я подозреваю, что рано или поздно алгоритм ранжирования будет учитывать, кто является автором контента. И популярные авторы, имеющие публикации с высоким откликом аудитории, будут ранжироваться выше, чем непопулярные.
3. Семантическая микроразметка
О семантической разметке говорят давно, но – надо признать – прошлый год никак нельзя назвать революционным. Количество сайтов, использующих микроразметку, по моим субъективным оценкам, еще не очень велико – думаю, меньше 20%. Тем не менее, микроразметку рано списывать со счетов. Очевидно, поисковикам (пока еще) нужны дополнительные семантические подпорки, позволяющие описывать сущности и объекты на индексируемых страницах для формирования более разнообразных и релевантных сниппетов на странице выдачи. Я не жду, что новый всплеск интереса к микроразметке со стороны владельцев сайта появится сам собой. Для этого нужно развитие и самих форматов микроданных (прежде всего речь о schema.org, конечно). Я думаю, что количество описываемых классов на странице вырастет, а вслед за этим вырастет и интерес вебмастеров к этому инструменту. В условиях, когда CTR в органической выдаче является одним из важных факторов ранжирования, игнорировать микроразметку будет чревато серьезной потерей трафика. Правда, возникает вопрос: как микроразметка скажется на «Островах», если они все-таки будут внедрены? Насколько я могу судить, «Острова» предполагают свой формат вывода информации в сниппете. Вполне возможно, что Яндекс своими «Островами» может вообще убить развитие микроразметки в рунете. Но пока этого не произошло, рекомендую всем начать работать с микроданными.
4. Ключевые слова в тексте
Об этом факторе хотел сказать особо. Семантическая релевантность – соответствие страницы запросу – один из основополагающих принципов работы поисковых систем. Но поисковики не стоят на месте. Эпоха текстового переспама окончательно канула в лету. Поисковики совершенствовали свои алгоритмы не только в вычленении качественных внешних сигналов – очевидно, они проделывали серьезную работу и по определению семантической релевантности на страницах сайта, наращивали базы синонимов, совершенствовали принцип индексации латентной семантики. Что важно и нужно учитывать уже сейчас. Просто создание текста ради насыщения его ключами – даже если текст не будет переспамлен – больше не работает. Мы даже не рекомендуем своим копирайтерам вписывать ключи в текст. Ключи нужно держать в голове, а не вписывать их. Текст должен быть логичным, последовательным, а главное – отвечать тем задачам, для которых он был создан (понятно, что у каждого текста должна быть своя задача: текст карточки товара должен рассказывать о товаре, статья в блоге должна давать некий взгляд на проблему и ее решение). Ключи в тексте – это не панацея, а один из многих сигналов для поисковых систем. И уровень вовлечения в текст – гораздо важнее, чем плотность ключа на странице. Никакой плотности ключа на странице больше нет.
5. Ценность сайта/смысловая уникальность
В последнее время уже многие специалисты признают: сайт должен обладать некой добавленной ценностью. Недостаточно быть уникальным с точки зрения построения фраз. Уникальность должна быть смысловая. Как ее добиться? На наш взгляд, для этого нужно выполнить два условия. Первое: вы должны быть экспертом в той нише, в которой работаете. Без глубокого знания проблематики, услуг, товаров невозможно быть полезным аудитории. Суть контент-маркетинга – не умение создавать контент, а умение делиться своей экспертизой. Второе условие: в случае, если ваша тематика достаточно широко освещается другими площадками, нужен другой взгляд, нужно умение делать правдивые, но не стандартные и общепризнанные выводы. Ключевое слово тут: правдивые. Вы не должны быть оригинальным только для того, чтобы быть оригинальным. Но второе условие, на самом деле, вытекает из первого. Невозможно добиться подлинной оригинальности, если вы не являетесь экспертом. Смысловая неуникальность контента – одна из причин падения трафика на сайте и даже накладывания фильтров (речь, прежде всего, о семействе фильтров АГС). Сразу отвечу на ваш возможный вопрос: а как поисковые системы определяют смысловую неоригинальность текстов? Еще раз повторю свою мысль: поисковики в настоящее время – это не только алгоритмы анализа внешних сигналов, это серьезный лингвистический анализ сайта – прежде всего, естественного языка и коэффициентов «водянистости» текстов. Эту работу возможно алгоритмизировать, как бы ни казалось вам это странным. В общем-то, вся индустрия рерайтинга и SEO-копирайтинга должна исчезнуть в ближайшие годы. Никакого SEO-копирайтинга нет.
Читайте также: Уникальность контента: развенчание главного SEO-мифа
6. Персонализация контента
О персонализации контента в последнее время говорят все. Но есть ощущение, что мало пока кто действительно понимает важность этого. Тем не менее, важность персонализации контента – особенно для ecommerce-проектов – будет становиться в текущем году все более очевидной. Основная задача персонализированного контента – давать посетителям только ту информацию, которая может их заинтересовать. Известно, что персонализация контента уже сегодня внедрена и успешна себя показала на сайтах крупнейших мировых трафикогенераторов – поисковых систем, социальных сетей, крупнейших онлайн-ретейлов т.д. Повышенный интерес к персонализации контента в 2014 году мы связываем с высокой вероятностью появления именно в этом году простых, сравнительно недорогих и понятных инструментов, позволяющих персонализировать контент на любом сайте. Все, что может значительно улучшить конверсию на сайте, рано или поздно становится доступно всем игрокам рынка. Инструменты по персонализации контента набирают обороты и становятся все более популярными. Мы, например, уже начали активно тестировать visualwebsiteoptimizer.com, и вам советуем.
Заключение
Многие важные составные элементы поискового продвижения не меняются годами, но это не значит, что рынок стоит на месте. Он развивается, видоизменяется. Появляются новые инструменты и методики. Только обладая базовым опытом в поисковом маркетинге и постоянно расширяя его, изучая свежие тенденции и используя рекомендации поисковиков как руководство к действию, можно успешно заниматься поисковым продвижением.