«Если нельзя повысить зарплату, то можно просто выдавать ее чаще?», – народная шутка, которую можно дополнить фразой «или работать меньше».
Последние годы очень часто поднимается тема полезности введения 4-дневной рабочей недели. Многие компании давно экспериментируют с этим. Например, Microsoft Japan ввела четырехдневную рабочую неделю (и, кстати, производительность труда резко выросла). Зная, что успеть сделать дело надо всего за 4 дня, работники прекращают заниматься ерундой: совещания становятся короче, чаепития прекращаются, долгие переписки и согласования пресекаются волевыми решениями проблем… Да, интенсивненько, но за три выходных дня люди успевают лучше отдохнуть, и рабочие нагрузки уже не приводят к выгоранию и прочим гадостям.
Например, люди в Сингапуре получили право требовать четырехдневную рабочую неделю и больше работы из дома. То есть, государство – на стороне людей, а не бизнеса (во всем мире компании открывают и закрывают каждый день, а работают в них все те же люди – кроме них некому; а значит кого надо беречь?).
С другой стороны, кто-то где-то заинтересован в том, чтобы уработать людей до «состояния нестояния» (личная догадка автора, основанная только на степени его… удивления от новости): Греция первой в Европе ввела шестидневную рабочую неделю.
Помните, как мы упахались в этом году с 22 по 27 апреля? Кстати, в 2024 году нас ждут еще две шестидневки: с 28 октября по 2 ноября и с 23 по 28 декабря. Представьте, что кому-то теперь придется жить так постоянно. Хорошая новость – Минтруд России отверг возможность введения в России такой адской рабочей недели.
Многие бы согласились работать по 4 дня в неделю при условии сохранения зарплаты, добросовестно выполняя свои обязанности и не тратя время понапрасну (это «понапрасну» и составляет, пожалуй, те самые лишние 8 часов в неделю). Более того, 4-дневка выглядит справедливо. Подумайте сами: наши родители, бабушки и дедушки не имели компьютеров и интернета, не было мессенджеров и моментального доступа к информации – в архивы ходили ногами, вся корреспонденция шла через Почту и была бумажной, а найти отошедшего с рабочего места человека было просто нереально (мобильников-то не было). И какой была производительность?
Сегодня эффективность сотрудников увеличилась в разы – благодаря технологиям «два солдата из стройбата заменяют экскаватор» даже не вспотев. Скажу за писателей – в 1990-е с меня требовали писать лишь один текст в неделю, а теперь новостники обязаны выпускать по 10-15 материалов в день (!). То есть, один офисный зверек (чем бы он ни занимался), сегодня делает работу целого отдела из конца 20 века. Работники физического труда тоже получили разнообразный технологичный инструмент.
Таки, мы хотим заслуженный бонус! Или трёп про «технологии на службе человека» – лишь трёп?
На этом митинг окончен – переходим к главной части нашей статьи: что думают про четырехдневную рабочую неделю топ-менеджеры крупных компаний. Будут ли менее замученные физиономии лучше работать?
Мнение топов о четырехдневной рабочей неделе
«Оказав содействие переходу на четырехдневную рабочую неделю… я постоянно наблюдаю заметный рост производительности и степени удовлетворенности сотрудников», — говорит основатель и генеральный директор CultureShift HR Алиша М. Кэмпбелл.
Как подчеркивает Мелани Балке, генеральный директор The Email Marketers, где люди уже работают 4 дня в неделю, «к переходу на четырехдневную неделю следует подходить как к стратегическому сдвигу с четкой коммуникацией и поддержкой сотрудников, чтобы помочь им эффективно адаптироваться к новому графику».
Ник Бернетт, генеральный директор Selfh:
«Вы должны убедиться, что это имеет смысл для вашей компании, взвесив финансовые, кадровые и клиентские факторы. Как только вы выясните, что переход пройдет без ущерба, надо вместе с сотрудниками составить пилотный план перехода на четырехдневку. Затем следует определить период мониторинга и оценки перехода. Цель состоит в том, чтобы сами сотрудники могли контролировать и корректировать аспекты перехода. Возможно, вы вместе со своими работниками придете к выводу, что четырехдневная рабочая неделя никому в вашей компании не нужна».
Сью Уилберн, генеральный директор URise Consulting, LLC:
«Когда мы перешли на четырехдневную рабочую неделю, плюсы начали ощущаться сразу. Сотрудники стали заметно счастливее. Переход на четырехдневную рабочую неделю не является панацеей от всех проблем на рабочем месте, но он значительно влияет на благополучие людей. Наша сфера деятельности отличается высоким уровнем стресса, и дополнительный выходной позволил команде значительно его снизить.
Однако переход проходил непросто. Главная проблема – тайм-менеджмент. Из-за меньшего количества рабочих часов люди сначала не успевали выполнять поставленные задачи (проблема была решена оптимизацией процессов). Несмотря на это, преимущества перехода весьма существенные. В частности, текучка кадров сократилась, и, в большей степени, в 4 рабочих днях вместо пяти, заинтересованы высококлассные специалисты, которых, в противном случае, мы не могли нанять и удержать. Эта политика оказалась сильным инструментом удержания ценных членов команды.
В конечном счете, цель состоит в том, чтобы создать рабочую среду, в которой сотрудники могут преуспевать как в профессиональном, так и в личном плане, что приводит к большей самоотдаче и лояльности работников».
Мелани Балк, генеральный директор The Email Marketers:
«Мы обнаружили, что четырехдневная рабочая неделя меняет правила игры. Речь идет не только о том, чтобы дать больше выходных. Это стратегический шаг, который повышает уровень счастья, снижает стресс и даже сокращает количество больничных – это подтверждает исследование Henley Business School 2019 года. Этот переход на более короткую рабочую неделю не просто выгоден, он революционен и делает нашу работу более осмысленной.
Переход на четырехдневную неделю означает, что результаты важнее часов – беспроигрышный вариант для всех. Речь идет о глубоком доверии своей команде и о главенстве результатов, а не усилий (рабочих часов). Надо лишь осмелиться изменить свой взгляд на работу».
Эллисон Данн, генеральный директор, главный бизнес-тренер и руководитель Deliberate Directions:
«Содействуя переходу на четырехдневную рабочую неделю в различных компаниях, я всегда наблюдаю заметное увеличение производительности и удовлетворенности сотрудников. Сотрудники, как правило, более сосредоточены и мотивированы в условиях сжатого графика. Это привело к повышению эффективности выполнения задач, а дополнительный выходной способствует более здоровому балансу между работой и личной жизнью, снижая риск выгорания и повышая моральный дух в командах. Компаниям, которые используют эту модель, часто проще привлекать и удерживать лучших специалистов».
Алиша М. Кэмпбелл, основатель и генеральный директор CultureShift HR:
«До внедрения четырехдневной рабочей недели я беспокоилась о снижении производительности. Однако спустя шесть месяцев оказалось, что моя команда стала более целеустремленной и эффективной, ценя дополнительный день для личных дел. Их отзывы показали возросшую удовлетворенность и лучшую сбалансированность. Они чувствуют себя более энергичными и гораздо более преданы делу.
Нам пришлось пересмотреть наше понимание производительности, поставив во главу угла результаты, а не часы, потраченные на их достижение. Для этого мы переосмыслили производственные процессы.
Для компаний, рассматривающих такой же переход на 4 рабочих дня, я бы предложила начать с испытательного срока, возможно, в месяц. Затем соберите данные о производительности, удовлетворенности сотрудников и общих результатах. Будьте открыты для предложений и не бойтесь вносить изменения».
Баю Прихандито, основатель Life Architecture, консультант по психологии:
«Спустя три года после перехода на четырехдневную рабочую неделю, я стала бережнее относится к своему времени, и я могу справиться с той же рабочей нагрузкой за меньшее время, потому что я распределяю ее по-другому».
Элли Хилл, основатель и директор Fleurish Freelance:
«У нас есть несколько сотрудников, работающих по четырехдневному графику, и дает очень хороший результат! Это помогло нам набрать и удержать наиболее ценных работников, для которых важен баланс между работой и личной жизнью. Кроме того, вы поразитесь, насколько продуктивным можно быть, когда в конце недели светит лишний выходной день.
Я работаю по четырехдневной рабочей неделе уже почти 12 лет. Важно установить четкие правила в самом начале перехода. Как выглядит четырехдневная рабочая неделя для конкретного человека? Ожидается ли, что он будет заниматься в выходные срочными вопросами? Может ли он полностью отключаться? И это надо обсуждать с сотрудниками».
Тереза Балсигер, вице-президент Carex Consulting Group:
«Четырехдневная рабочая неделя привела к значительному повышению производительности и удовлетворенности сотрудников. Благодаря повышенной мотивации наша команда увидела рост производительности на 26%. Например, наш отдел маркетинга укладывается в сроки, несмотря на меньшее количество рабочих часов. Это повысило удовлетворенность и снизило текучку. При переходе важно, что бы каждый понимал свои обязанности и то, как будет работать новая схема».
Чайци Ахуджа, основатель и генеральный директор Brown Living:
«Мы используем четырехдневную рабочую неделю с первого дня существования компании. Нам повезло – в нашей сфере сидеть в офисе необязательно, и мы этим пользуемся. Вместо того чтобы указывать, в какие дни и кто работает, мы устанавили минимальное количество рабочих часов в месяц. И люди могут работать в любые дни и часы. Предлагая такую гибкость, мы получаем очень низкую текучесть кадров и готовность работать допоздна, работать дольше, чтобы уложиться в сроки, и прилагать дополнительные усилия, когда это требуется бизнес. Конечно, мы не злоупотребляем, но сотрудники редко говорят «нет», когда мы о чем-то их просим, потому что мы редко говорим «нет», когда они что-то просят у нас.
Этот сбалансированный подход приводит к более здоровой рабочей обстановке, к лучшему балансу между работой и личной жизнью всех, без ущерба для производительности. Мы не можем представить себе работу по-другому».
Читайте также:
Как писать «холодные» электронные письма, на которое люди захотят ответить
Что делать, если начальник деморализует работников
Неправильное использование нейросетей может стоить вам работы
Материал подготовлен по мотивам статьи «Is the 4-day workweek really feasible? 10 CEOs and leaders weigh in on what works»