Вот мы выросли и постепенно оказались в Японии, но не сказочной, а корпоративной. Уходить с работы вовремя – это неуважение к компании, а смерть на рабочем месте от переутомления – почти что почетно.
Нам, конечно, пока что до культуры кароси (японский термин, обозначающий ту самую смерть на работе) еще далеко, но мы верно движемся к «цели».
Сравните: по результатам опроса Superjob 2019 года 22% сотрудников задерживались на работе практически каждый день. Каждый пятый перерабатывал несколько дней в неделю (20%). Еще 21% – несколько раз в месяц, 13% задерживались на работе несколько раз в год, а 17% никогда не оставались на работе сверхурочно. Грубо говоря, переработками страдали около 60% людей, и большинство из них – в легкой форме.
Теперь же... в России перерабатывают 77% сотрудников компаний, что выяснилось в ходе исследования «Работа.ру».
Как заявили в 46% компаний, их сотрудники перерабатывают «редко». Еще 31% компаний признались, что «часто». И только 23% опрошенных организаций заверили в отсутствии у сотрудников сверхурочной работы.
Перерабатывать людям чаще всего приходится в крупных (48%), средних (31%) и небольших компаниях (24%). В микробизнесе перерабатывают только в 8% случаев.
48% людей перерабатывают менее чем 10% от рабочего времени. Еще 46% – 10–25%. Перерабатывать на 26–50% приходится 1%, а более 50% от рабочего времени – 5%.
Поощряют финансово за переработки в 52% компаний. 12% работодателей просто хвалят за это, а 4% – дарят незначительные подарки.
Но более трети компаний (35%) никак не поощряют переработки и только в 3% компаний сотрудникам не позволяют задерживаться на работе дольше положенного.
В итоге, за 5 лет количество трудоголиков увеличилось с 60% до 77%, и эта тенденция пугает, и вот почему.
Есть два стула...
Тут нужно понимать, что сверхурочные бывают двух типов.
Первый – это когда вы прикинули, что с вашими темпами вам выполнения KPI, а значит и премии, не видать. Дома вас ждет только пыль на гантелях, на улице – мерзопакостно, и вообще в офисе неплохо. И по совокупности этих факторов решаете, что лучше сегодня подзадержаться, поразбирать одну задачку, до которой руки не доходили.
Вас никто не неволит. Это ваша инициатива, и вообще в пустом офисе вы себя чувствуете немножечко как Нео из начала первой «Матрицы». Тогда официально это не сверхурочные. Вам за них никто не заплатит. Если у вас сдельная оплата, и вы получаете деньги за то, сколько задач закрыли, тогда да, вы успеете сделать больше, и это окупится. Но если у вас фиксированная оплата – ну сорян.
Другое дело, когда ваш любимый босс приходит и напоминает, что есть такое слово «надо». А дальше рассказывает, в каком виде это небольшое, но важное слово будет преследовать вас долгими осенними вечерами.
Надо, Федя, Надо!
Специально для таких жизненных ситуаций существует ТК РФ, в котором можно почерпнуть следующие небезынтересные подробности.
- Вас нельзя заставить работать сверхурочно. Можно только попросить.
- От вас нужно письменное согласие на то, что, мол, да, так и быть, я поработаю немножечко еще, даже несмотря на то, что на дворе воскресенье или, там, восемь вечера.
- От вас не требуется никаких согласий, только если произошло что-то форс-мажорное, и вы нужны для предотвращения катастрофы, или ваша деятельность обусловлена необходимостью чрезвычайного или военного положения. Пропущенный дедлайн не определяется в законодательстве как катастрофа, а старт новогодних продаж – как чрезвычайное положение. Об этом нужно помнить.
- Вас нельзя привлекать к сверхурочным, если вы несовершеннолетний или беременны. Если вы несовершеннолетняя беременная, вынужденная работать, сверхурочные вам точно не грозят, но, кажется, это не то чтобы главная проблема вашей жизни.
- Вас нельзя оставлять на работе круглосуточно.
- За год можно переработать не больше 120 часов, а за два дня подряд – не больше 4 в общей сложности.
- Переработка должна быть оплачена. Первые два часа переработки оплачиваются не менее чем в полуторном размере. За последующие часы работы положена оплата не менее чем в двойном размере. Берите калькулятор и идите в бухгалтерию. Там вам наконец-то пригодится выученная в школе математика.
Добровольные официальные переработки – это не так уж и плохо.
В нашей стране достаточно много длинных и непонятных праздников, за которые можно окончательно утратить человеческий облик или сойти с ума от скуки.
Нормальный отпуск из них сделать не получается: майские разбиты на две неровные части, а на новогодние вообще все отдыхательное стоит таких денег, что потом начинаешь задумываться, действительно ли тебе нужны обе почки.
Если у вас нет других планов, то поработать в этот период и получить двойную зарплату выглядит не таким уж и плохим планом. Ну или можно взять не деньгами, а лишними выходными, прибавить к отпуску и скататься куда-то действительно далеко и занимательно.
Работе – время, потехе – час
Когда переработка – это «хороший тон» в компании, когда лишние часы не компенсируются ничем, кроме слова «молодец», когда домой приходишь, только чтобы поспать, а дети перестают узнавать тебя в лицо – вот тогда имеет смысл задуматься, а действительно ли мне все это надо?
В конце концов, даже в Японии практику переработок пытаются сокращать. Например, Tokyo Tatemono (прим. ред. – одна из самых крупных японских компаний в сфере недвижимости) принудительно вырубает компьютер сотрудников в конце рабочего дня, а Microsoft Japan ввела четырехдневную рабочую неделю (и, кстати, производительность труда резко выросла).
Если даже японцы перестали считать, что умирать на работе в прямом и переносном смысле – это цель настоящего самурая, может, и нам можно прийти к простой формуле «есть время для работы, а есть – для отдыха»? Ведь у нас даже поговорка есть. Ну, та самая, где потехе час.
Читайте также:
Гудит, как улей, родной завод: почему мы меняем душу на оклад
Задержались на работе? И каково это – продавать себя по дешевке?
Не спится: у 48% россиян нет денежной «подушки безопасности»