Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Texterra против всех Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Оправдывается — значит виноват!

Я не помню, в какой момент это случилось, но я вам расскажу, как это происходило.

В конце 2010 года мы принесли в рунет термин «контент-маркетинг». Это не было «отстройкой» от конкурентов, не было нашим know-how. И уж, бесспорно, мы не претендуем на лавры создателей этого термина. До этого мы уже несколько лет делали ставку в своей работе на то, что потом стало называться этим термином.

Но что является чистой правдой — так это то, что до нас этот термин в кириллическом написании никто не использовал, по крайней мере, поиск ни в «Яндексе», ни в Google документов с упоминанием этого термина не выдавал — до 2010 года. Мы стали пропагандировать не сам термин, а методику работы: привлечение и удержание аудитории за счет создания качественного, релевантного и экспертного контента.

У нас стало получаться. И я понял — вот оно! Надо больше объяснять и рассказывать, как это работает, — и рынок только выиграет от этого. Количество клиентов росло, рос штат агентства. Но только летом 2012-го у нас появился маркетинговый бюджет на наш собственный контент-маркетинг. Через полгода (да, это не опечатка) мы догнали лидеров отрасли по поисковому (да и суммарному) трафику, через год обогнали. Сейчас обгоняем некоторых лидеров рынка в 5-10 раз, а середнячков — в 20-30 раз и более.

И появились первые сигналы: «ольдскульные сеошники» стали появляться в комментариях с ничем не обоснованным негативом, подобные же комментарии стали появляться в соцсетях. Я не придал этому большого значения: ну шумят и шумят, нам-то что?

Спустя некоторое время меня стали приглашать на различные конференции и семинары. И нарисовался уже вполне очевидный и неслучайный тренд: там, где были сеошники, любое упоминание контент-маркетинга вызывало бурю негодования и возмущения. Говоря по-простому, SEO-тусовка нас стала «мочить».

И всегда это было примерно по одному и тому же сценарию. Сеошник вставал в привычную позу дознавателя, наделяя меня (без моего согласия) статусом подсудимого.

— А где кейсы увеличения продаж? — спрашивал меня очередной сеошник

— Ну, вот, смотрите, — отвечал я.

— Не, это не то, а трафик-то есть?

— Ну, вот, смотрите.

— Не то! Позиции покажите!!!

— Ну, вот, смотрите.

Заканчивалось, как правило, тем, что сеошник начинал убеждать меня, что лидов у меня все равно нет, поэтому КМ «не работает». Вы думаете, это какой-то виртуальный гипотетический разговор? Отнюдь! Этот разговор у меня происходил с большим количеством различных людей из SEO-отрасли. В последний раз, например, с Алексеем Чекушиным — тем самым руководителем отдела трафикового продвижения одного из лидеров SEO-отрасли, который ванговал (после «отмены ссылочного» в «Яндексе», но до анонса «Минусинска»), что «Яндекс» «вернет все взад», откажется от бессылочных алгоритмов. В какой-то степени он был прав, кстати {irony}.

А между тем, ведь я реально думал, что помогаю. Я хотел показать, что делать после того, как магические ворота SEO закрылись. Все зря! SEO-тусовка увидела в контент-маркетинге не новые возможности, а угрозу для себя и своего бизнеса.

Читайте также: Будущее SEO

Я долго не мог понять, почему так. Недоумевал. Пытался объяснить, подсказать и кому-то даже помочь запустить контент-маркетинг. Бесполезно. «Оправдывается, значит виноват». И потом — не сразу, не вдруг, а постепенно, шаг за шагом, до меня стало доходить: SEO-рынок видит угрозу в контент-маркетинге именно потому, что она таковой для него и является.

Давайте уже все расставим по своим местам: SEO — это не просто аббревиатура (оптимизация под поисковые системы), но это и методики, благодаря которым эта оптимизация происходит. Все дискуссии о «смерти SEO» опровергаются сеошниками одним доводом: конечный бизнес будет нуждаться в трафике из поисковиков всегда. С этим, действительно, не поспоришь.

Вопрос в другом: а как долго еще и с какой степенью вероятности это смогут делать SEO-компании?

Мне возразят: ну, SEO-компании разные, они изменяются вместе с рынком, они пережили уже множество алгоритмов поисковиков, приспособятся и к новым. Черта с два! — отвечаю я им.

SEO-компания всю историю своего существования работала вот так:

Генный код SEO-индустрии при рождении приобрел одну очень странную мутацию: нацеленность на поиск «уязвимостей» поисковых систем, алгоритмических дыр, через которые можно было проводить клиентов к топам. Очень долгое время делать это было проще, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко, – это было время становления и расцвета SEO.

И как бы не уверяли сеошники, что SEO — это оптимизация сайта под поисковые системы, я говорю вам: нет, SEO — это прокачка текстовой релевантности и покупка ссылок на биржах (ну, либо создание своей собственной сети сайтов-сателлитов).

Все очень просто: посмотрите на компании рынка. Алле, тут есть кто-нибудь, кто не занимается этими двумя вещами — прокачкой текстовой релевантности и покупкой ссылок? Лес рук, как шутил мой учитель перед тем, как вызвать ученика для доказательства сложной теоремы. А вот чем-то еще (узнаваемостью бренда, юзабилити, улучшением пользовательских характеристик сайта) SEO-компании могут заниматься, а могут и нет. То есть все остальное — факультативно. Повторюсь еще раз: основной ген индустрии нацелен на поиск уязвимостей в алгоритмах ПС.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

То, о чем говорят много лет

Пора расставить точки над i — контент-маркетинг сам по себе ничего не решает, все идет (и в конце концов придет) не к контент-маркетингу, а к комплексному интернет-маркетингу, в котором роль контент-маркетинга очень высока, но не исключительна.

Если вы пишете востребованные вашей целевой аудиторией статьи, но у вас на сайте с технической стороны полная и беспросветная ж..па — не надо пенять на контент-маркетинг. Если вы не тратите усилий на продвижение вашего контента — не пеняйте на контент-маркетинг. Если у вас нет веб-аналитиков, как класса, не пеняйте на контент-маркетинг. Контент-маркетинг — это не волшебная пилюля. Это дорога, которую ты выбираешь или нет, но успех зависит не от того, выберешь ты ее или нет, а от того, как далеко ты сможешь по ней продвинуться.

И тут обычно задается один очень популярный вопрос: а зачем «сеошникам» надо заниматься комплексным интернет-маркетингом, разрабатывать контент-стратегию, привлекать журналистов к работе, создавать штатные редакции и т.д.? На первый взгляд это, действительно, странно. Но без этого всего становится все труднее получать поисковый трафик. А кто отвечает за итоговую цель (привлечение трафика из «органики»)?

Что интересно, здесь вроде как больших противоречий на рынке нет. Всем понятно, что в эту сторону двигаться необходимо. Но двигаться туда невозможно: гены тянут назад.

Радикальное расхождение — в другом. Пропасть между нами и SEO-рынком касается не контент-маркетинга, покупки ссылок, этических норм — она касается вопроса: куда идти, чтобы поспевать за поисковыми системами, а точнее даже — где будут поисковые системы в будущем?

«Сеошники» убеждают нас и себя, что поиск по сути — вещь тупая, а формула ранжирования — это набор механических краников в кабинете Садовского. И вот Садовский сидит у себя в кабинете и крутит эти краники, играется с ними. Но всегда есть «зазор» — магические ворота, — в который можно проскочить, нужно всего лишь его найти.

Мы же считаем, что благодаря Big Data, глубинному обучению или черт знает чему еще, но поисковые технологии уйдут (уже начали уходить) в отрыв. И верблюд будет просто созерцать, как магические ворота сужаются до размеров игольного ушка.

Вперед, верблюд, камон еврибади, ты сможешь!

Эволюция SEO: от олдувайской культуры до наших дней

После введения Минусинска атаки на нас усилились — били по агентству, били по нашему сайту, били по контент-маркетингу, как методике получения лидов. Апогеем всего стала статья неглупого и уважаемого мной Дмитрия Шахова «Контент-маркетинг как тупиковая ветвь эволюции в SEO».

Статья задорная, написана мастерски, кладет контент-маркетинг на лопатки, на радость и потеху всей SEO-тусовке.

Есть педагогическая проблема. Должен ли отец мальчика вмешиваться, если видит, что его сын дерется один на один в «честном» уличном бою? Смотреть на это больно, но вмешаться на стороне ребенка — и против кого, вот этого лопоухого соседского пацана? — как-то неловко. А если вашего ребенка реально ебошит толпа хулиганов? Хватай что потяжелее и не думай о последствиях.

Ни в коем случае не претендую на звания «отца» контент-маркетинга в рунете. Да и педагогическая проблема не настолько остра — я придумал эту ситуацию специально для этой статьи. Но причастность к популяризации контент-маркетинга в рунете я чувствую, и не заступиться за него не имею право.

Поэтому давайте посмотрим, что контент-маркетингу вменяет в вину Дмитрий Шахов (а за ним и сотни уличных SEO-хулиганов).

1) «Весь поисковый секрет контент-маркетинга: в худшем случае получаем кучу НЧ и переходов по ним. В лучшем, если в штате есть более-менее грамотный аналитик или просто звезды так сойдутся, вылезут ВЧ».

Контент-маркетинг — это НЧ и упование на звезды. SEO же не такое — там всегда ВЧ-, ВК-запросы в топе! Благодаря грамотной аналитике, а не звездам. Правда в том, что нет никакой SEO-аналитики или контент-маркетинговой аналитики, есть просто веб-аналитика, и ей все равно, в чьих руках работать. И совершенно непонятно, почему это вдруг контент-маркетинг должен отказываться от ее услуг (я, наоборот, на курсе по контент-маркетингу в «Нетологии» трублю на каждом занятии: если, уважаемые будущие контент-маркетологи, считаете, что можно в вашей жизни обойтись без веб-аналитики, вы глубоко заблуждаетесь). Ну а с ВК- и ВЧ- запросами в реальной агентской практике дела у SEO-агентств обстоят ничем не лучше, чем у контент-маркетологов. Гарантий нет, платишь деньги не пойми за что (ой, простите, за аналитику же, ну и за ссылки, как без этого) из месяца в месяц, а что будет по факту — да черт его знает. Так и скажем клиенту: поиск сменил алгоритмы, мы ни при чем!

2) «Не всякая ниша хороша для контент-маркетинга».

Ну ок, допустим. Значит ли это, что им не стоит и не нужно заниматься вообще никому? Я больше скажу: если вы создаете уникальный товар и продаете по лучшей цене, то вам и маркетинг не нужен.

3) «Контент-маркетинг окружен множеством мифов и адептов, поддерживающих эти мифы. Связано это с тем, что так уж сложилось, что контент-маркетинг в абсолют возвели люди, которым вдруг удалось увидеть связь между переходами из поиска и тем, что они пишут».

А этой связи на самом деле нет? Трафик растет сам собой? Или благодаря звездам?

4) «В итоге что? В итоге имеем большую проблему с авторами. Дешево вообще не вариант, а дорого — все равно придется долго искать подходящего, даже внутри компании. Хуже того, знание темы вовсе не предполагает умение ее качественно изложить».

По сути — да, весомый аргумент. Контент-маркетинг дороже «ольдскульного» SEO. Но дороже не сам контент-маркетинг как таковой, выше ценник на вход — то есть для того чтобы получить видимые и осязаемые результаты в обозримом будущем, нужно произвести больше работ. При том, что стоимость нормочаса хорошего контент-маркетолога не отличается от стоимости нормочаса сеошника. А теперь контрольный вопрос: а в закупке медийки, контекстной рекламе, RTB что, бюджеты всегда сопоставимы с SEO?

5) «Тогда как посредственный копирайтер и местная веб-студия достигнут того же результата (а может и лучше) через полгода-год за 15 тыс. рублей в месяц».

А что же не достигают? Где они все, эти региональные чудо-агентства? Взвесьте мне оптом! Почему же клиенты их меняют как перчатки? Почему все success-story на seo-рынке случились во второй половине нулевых годов, когда «ольдскульное» SEO отлично работало? Почему мы не видим серьезного роста SEO-агентств за последние пять лет? Может, проблема в том, что ни региональное, ни московское seo-агентство не может давать результат с высокой степенью вероятности?

6) «И, если вдруг подрядчик (SEO-агентство) и заказчик (SEO-услуг) разбегутся, то ничего длительное время не случится, в отличие от прикормленной экспертным поведением аудитории».

В реальной жизни как раз все наоборот. Это беда нашего агентства. У нас нет механик удержания клиента после получения результата. Если мы работаем с сайтом долго и выводим его на хорошие показатели, он продолжает расти и растет по трафику, бывает год-два. Таких примеров у нас — воз и маленькая тележка. Подсадить на ссылочную иглу и шантажировать снятием ссылок мы не можем, в отличие от SEO-агентства. Не буду голословным, вот только три примера (от которых у нас остались доступы в статистику).

Texterra против всех
Texterra против всех
Texterra против всех

7) «И вот смотрю я на эту возню с контент-маркетингом и думаю. Сложно, долго, дорого, прямая зависимость качества от регулярности и длительности».

Все верно. А есть ли альтернатива? Какая она? Скажите, мы начнем делать! Только чтобы вашу схему можно было масштабировать на большом количестве клиентов. Вы успешный сеошник-фрилансер с пятью клиентами? Тогда погодите давать советы. Сможете поставить достижение успеха на конвейер более дешевыми методами, чем контент-маркетинг — я первый приду к вам учиться.

Ну а в целом… В целом с заголовком статьи Дмитрия – «Контент-маркетинг как тупиковая ветвь эволюции в SEO» — я совершенно согласен. Действительно, контент-маркетинг — это тупиковая ветвь. В той же самой мере, как человек — это тупиковая ветвь эволюции высших приматов.

SEO (я говорю о SEO, основанном на текстовом и ссылочном спаме) вынуждено будет окончательно деградировать в откровенную накрутку (в силу своей родовой болячки, которую не устранить: поиск дыр алгоритмов). Эволюция SEO как индустрии — это эволюция в сторону накрутки ПФ, а не эволюция по улучшению естественных ПФ за счет работы с сайтом в целом (в том числе и с контентом, как частью сайта).

Понятно, что никуда не денется поисковый маркетинг, нацеленный на получение трафика из органики. И никуда не денутся специалисты по поисковому маркетингу. Но агентства будут использовать их компетенции по-разному. Одни продолжат искать и использовать уязвимости, другие будут использовать их на улучшение пользовательских характеристик сайта.

Подытожим?

Надоело ходить вокруг да около. Буду говорить прямо.

Смерть SEO случилась. Не поискового маркетинга как такового, а методики, основанной на закупке ссылок и прокачке текстовой релевантности. Методика больше не масштабируется. И чем дальше, тем хуже будет масштабироваться.

Последний гвоздь в крышку гроба уже вбит, хотя покойник и пытается брыкаться ногами и руками, пытаясь убежать наружу.

Очень вероятно, что он убежит со своих похорон и будет пару-тройку лет бегать среди живых, размахивая кулаками и нечленораздельно рыча. Он будет имитировать живых, но это зомби. Пристрелите его серебряной пулей. А если пули нет, то хотя бы не дайте себя укусить.

Укусить могут в местах, где много сеошников. Избегайте больших скоплений сеошников, это заразно!

Аналитики и реверс-инженеры поисковых систем будут востребованы. Но пока на улице будет zombie-апокалипсис, работать они будут по большей части на зомбаков. Но рано или поздно зомбаков перебьют живые. На их место придут здоровые компании, имеющие с поисковиками одинаковые цели, а не паразитирующие на них.

Обращение к зомбакам, продавцам надежд и закупателям пикселей на ссылочных биржах:

  1. Я долго был толерантен и пытался с вами ужиться. Теперь буду вас мочить. Потому что вы первые начали.
  2. Я буду забирать у вас клиентов. Потому что вы долго забирали моих.
  3. Я снял все баны на этом сайте. Потому что мне похер на ваши анонимные укусы, у меня прививка от зомбаков.
  4. Вам все еще непонятно, почему? Да идите вы нахер, вот почему.
Продвинем ваш сайт

в поиске «Яндекса» и Google

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

18 апр 2024
355
Почему онлайн ответы нейросети опасны для SEO

Рассказываем, как за пару минут можно запретить или разрешить нейросетям доступ на ваш сайт.

18 апр 2024
2 386
Как мы заглянули в будущее: дизайн сервиса для электромобилей

VOLTFUEL – сервис зарядных станций для электромобилей. Специалисты сервиса работают под ключ: проектируют, устанавливают и обслуживают станции, привлекают клиентов для заказчиков.

18 апр 2024
489
Лучшие нейросети для расшифровки аудиозаписей

Тестируем на одном и том же отрывке, чтобы выявить оптимальный вариант.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.