Потребительский спрос — штука изменчивая. То, что было модным в прошлом году, будет продаваться в следующем все хуже и хуже. Чтобы вы могли следить за тем, как меняются предпочтения покупателей, мы проанализировали несколько исследований:
- Сбер.Бизнеса;
- Яндекс.Маркета;
- «Озона» для селлеров;
- площадки «ВсеИнструменты»;
- Moneyplace & Aliexpress Россия Бизнес;
- MPSTATS;
и выяснили, что чаще всего покупали в 2022 году.
1. Продукты и товары повседневного спроса
В топе Ozon по продажам — обыкновенная гречка. Товар продавался лучше, чем 99% других товаров и по количеству, и по сумме продаж. А еще гречка – второй по популярности поисковый запрос на маркетплейсе. Ее добавили в корзину 62 930 раз, и конверсия из поиска в добавление в корзину составляет 18,9%. Также популярны на Ozon молоко, картофель, питьевая вода.
Отдельно стоит отметить, что в рост идет «здоровый» сегмент. Однако если пару лет назад все говорили про ягоды годжи, спирулину и прочие суперфуды, сейчас популярны детокс-чаи и соки, а также полезные батончики, которые удобно взять с собой – люди снова стали выходить из дома. Актуальны кетобатончики – потому что актуальна кетодиета (эта практика может быть опасна для здоровья, нужна консультация специалиста).
Отметим и товары повседневного спроса – зубные щетки, пасты, туалетную бумагу. Если раньше люди покупали их в супермаркетах и магазинах у дома, сейчас эти товары лидируют по продажам на маркетплейсах и в онлайне в целом.
Самыми популярными товарами в 2022 году на Wildberries стали средства по уходу за волосами (спрей 17-в-1 многофункциональный, крем-спрей для волос 15-в-1). Также лидерами продаж стали уходовые средства для лица: базы под макияж, маски для лица, мицеллярная вода, основы под макияж.
Актуальны в 2022 году также были женские велосипедки с высокой талией, однотонные мужские носки, контейнеры для хранения продуктов, детские влажные салфетки. Популярны также были средства для макияжа: гель для бровей, тушь для ресниц.
![]()
Не менее популярны средства по уходу за кожей ног: гель для пяток с мочевиной, средства для увлажнения кожи пяток. В целом за 2022 год можно выделить на Wildberries тренд на покупку уходовых косметических средств для лица, тела и волос.
2. Одежда
А вот одежда впереди по поиску на маркетплейсах. Люди ищут мужское термобелье, мужские кроссовки, худи, женские сумки, кроссовки, платья и белье.
3. Товары для детей
Эксперты рекомендуют формировать подборки в стиле «Подготовка к рождению» на своем сайте или в магазине на маркетплейсе и включать туда молокоотсосы, детские весы, сумки в роддом (к ним на Маркете интерес растет на 140% в год).
За 2021 год на Яндекс.Маркете спрос на подушки для беременных вырос на 109%, и в 2022 рост продолжается.
Стабильный спрос показывают коврики для детей, ночники, погремушки, прорезыватели зубов, а в последние годы стали популярны еще и гаджеты: радио- и видеоняни, мониторы дыхания. Популярны товары для безопасности ребенка дома (блокираторы дверей и окон, накладки на острые углы).
И, конечно, всегда в топе детская одежда и мебель.
4. Декор для дома и интерьера
Украшать дом и делать его более уютным и функциональным – общемировой тренд, который во многом был «подогрет» пандемией. В России онлайн-продажи товаров для дома увеличились на 77% в 2020 году по сравнению с 2019, и рост продолжался в 2021 и 2022.
5. Товары для животных
Растут продажи мебели для животных (лежанок, когтеточек и прочего). За последние 12 месяцев — с октября 2021 года — спрос на зоотовары в магазинах вырос на 75%, согласно статистике. И это еще не предел — рост продолжается.
6. Стройматериалы
В сентябре 2022 года спрос на отделочные материалы в России вырос на 151%, а на строительные – на 129%. Однако речь скорее про B2B-сегмент – компании покупают краски, эмали, кронштейны, монтажную пену, арматурные сетки, плинтуса и прочее. Больше всего интереса к таким товарам проявляют предприятия Краснодара.
Если вы продаете эти товары, 2022 год – ваш звездный час.
7. Электроника
Согласно рейтингу брендов MPSTATS, популярнее всего на WildBerries Xiaomi – значит, популярны умная техника для дома, часы, фитнес-браслеты и прочее.
А согласно исследованию Moneyplace для Aliexpress Россия Бизнес, рост летом 2022 года (в разрезе нескольких недель) показывали следующие категории:
- электроника для офиса – на 881%;
- смарт-часы – на 265%;
- игрушки на радиоуправлении – на 1895%;
- аксессуары для дронов с камерой – на 2488%;
- стабилизаторы и стедикамы – на 729%.
Бонус: где узнавать о популярных товарах
Когда-то эта статья потеряет актуальность, однако вы всегда сможете узнать популярные товары в текущий момент времени – помогут 5 ресурсов.
Ozon Seller
Специальная вкладка в личном кабинете продавца включает в себя три раздела. В первом показан топ товаров. Можно посмотреть, что популярно из товаров, которые есть на площадке, а также что популярно из отсутствующих товаров (незанятая ниша):

Открытая статистика Ozon
Также можно смотреть, какие поисковые запросы вводили в строку покупатели, и сколько раз соответствующие этим запросам товары добавляли в корзину:

Поисковые запросы с конверсией в корзину
Наконец, здесь можно узнать, как себя показывают разные бренды, и каких брендов на площадке не хватает:

Позиции брендов на маркетплейсе
Это была открытая статистика – есть еще закрытая, которую могут увидеть только зарегистрированные продавцы.

Как зарегистрироваться в Ozon Seller

Как я продаю еду на Ozon – здесь все решает визуал
Зарегистрироваться можно за пару минут, подтверждать, что ваш магазин настоящий, не нужно – нужно только указать тип организации и ввести номер соответствующего документа (например, для самозанятых это ИНН).
После регистрации можно смотреть полную статистику:

Рейтинг конкретных товаров

Как начать продавать на Ozon: пошаговая инструкция
Данные Яндекса
Глубокая аналитика трендов площадки, доступная только зарегистрированным и подтвержденным селлерам. Нужно нажать «Подключиться» на главной странице, и можно будет получать вот такие отчеты:

Образец отчета
Google Trends
Этот сервис аналитики трендов бесплатный. Можно смотреть, что гуглят в разных регионах, что чаще всего ищут в товарах:

Можно смотреть популярность запроса в определенной категории и даже посмотреть, насколько часто запрос искали именно в товарах
Прокрутив страницу вниз, можно увидеть карту: она позволяет детальнее углубиться в каждый регион.

Можно выбирать интересующие регионы прямо на карте или листать панель справа, чтобы найти нужный регион
Также можно узнать поисковые запросы, похожие на тот, что вы анализируете:

Этот инструмент похож на Wordstat
Рейтинг брендов в MPSTATS
Рейтинг брендов на WildBerries. Хоть речь и не про все маркетплейсы, все равно довольно полезно, потому что WildBerries в России лидирует по продажам.

Рейтинг обновляется каждый день в 03:00 по МСК
Чат Яндекс.Маркета для продавцов
Большое сообщество в Telegram, где сидят многие продавцы и представители маркетплейса и где можно получить ответ практически на любой свой вопрос.

Самое большое сообщество селлеров Маркета в сети

Google Trends: полная инструкция по важнейшему сервису для маркетологов