Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Рекомендательные алгоритмы Яндекса – вот как они работают Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Многие сервисы и сайты — Ozon, WildBerries, М.Видео-Эльдорадо — и в том числе Яндекс открыли правила рекомендательных алгоритмов из-за нового законодательства.

Разбираемся, как работают рекомендации в Яндексе.

Зачем нужны рекомендательные алгоритмы и как они устроены

Рекомендации — подсказки, которые помогают быстрее и проще находить нужное во всех сервисах Яндекс, начиная с Яндекс Доставки и заканчивая Яндекс Про и Яндекс Пэй. Все сервисы экономят время пользователей, помогают найти новое и получить выгоду — например, пользователю рекомендуется более дешевая или функциональная альтернатива какого-то товара.

Рекомендательные алгоритмы основываются на действиях пользователя:

  • лайках и дизлайках; оценках;
  • заказах, покупках, кликах;
  • просмотрах товаров, подборок, фильмов;
  • времени просмотра, нахождении в сервисе или разделе сервиса;
  • информации, которой человек сам делится с Яндексом: геолокацией, языком, возрастом.

Также на рекомендации влияют контекст (неделя или время суток использования) и свойства контента или товаров (например, жанр фильма).

Чем больше пользователь взаимодействует с сервисами — тем точнее его рекомендации. Алгоритмам нужно время, чтобы собрать максимально релевантные рекомендации.

Алгоритмы Яндекса используют методы машинного обучения — в том числе нейросети — и разные виды разметки. Алгоритмы постоянно улучшаются и тестируются:

  • на большой аудитории, когда поведение части пользователей оценивается в течение долгого времени;
  • с помощью обратных экспериментов, когда после принятия новой версии алгоритма старая продолжает работать для небольшой группы пользователей, чтобы убедиться, что новая версия работает лучше.

Для безопасности Яндекс использует шифрование и настройки доступа — все в соответствии с законом о защите данных.

По каждому из сервисов Яндекса можно посмотреть информацию о рекомендациях на специальной странице. А мы разберемся, как работают важные для бизнеса сервисы — Поиск, Бизнес, Диск, Почта и Директ.

Поиск

Основная цель поиска — максимально точно и в удобном виде ответить на запрос пользователя или даже предугадать его. Для этого он использует методы машинного обучения, нейронные сети с миллиардами параметров, а также помощь асессоров (роботов-поисковиков). В январе 2023 года в сеть попал исходный код Яндекса. Среди прочего в нем были данные о более чем 1800 факторах ранжирования в поисковике. Но алгоритмы так быстро обучаются, что сказать точно, какие именно используется параметры в данный момент, невозможно.

Учитываются следующие основные группы сведений о предпочтениях пользователей :

  • текущий поисковый запрос пользователя,
  • история поисковых запросов пользователя,
  • характер ввода поисковых запросов (клики по подсказкам),
  • клики по ссылкам в результатах и время возврата на страницу поиска,
  • информация об устройстве пользователя,
  • информация о геолокации,
  • cookie-файлы,
  • язык запросов и страниц в результатах выдачи.

Также в январском списке фигурировали CTR, последний клик, время на сайте, показатель отказов —поэтому все это стоит учитывать для успешного продвижения вашего ресурса.
Вот еще несколько положительных сигналов, обнаруженных в коде Яндекса в январе:

  • URL-адрес в закладках — если люди часто добавляют сайт в закладки, он лучше ранжируется.
  • Последний URL-адрес в поиске — если пользователь, зайдя на ваш сайт, не стал потом переходить на какие-то другие ресурсы, алгоритмы Яндекса сочтут, что ваша страница полезная и на ней есть подробный ответ на запрос, поэтому будут показывать ее другим пользователям.
  • Повторное посещение сайта — если пользователи возвращаются на ваш ресурс, его позиция в рейтинге растет.
  • Поисковые запросы сайта или URL-адреса — если пользователи часто вбивают запрос с названием вашего сайта или вводят его URL-адрес, то это хорошо влияет на рейтинг вашего сайта.

Обученный алгоритм ранжирует результаты поиска, присваивая каждому результату оценку на основе сигнала релевантности и поведения пользователя. Релевантность результата запросу предсказывается на основе оценок реальных асессоров. Поведение пользователей предсказывается на основе профицита — это вычисляемая метрика, показывающая, насколько хорошо каждая конкретная поисковая выдача решает задачу пользователя.

Как пользователь может влиять на алгоритм: пользователь напрямую влияет на рекомендации — когда взаимодействует с поиском. Важны клики, запросы и время возврата с сайта на страницу выдачи. Поиск позволяет пользователям настраивать предпочтения, чтобы получать более точные рекомендации. Можно игнорировать или отклонять эти рекомендации.

Бизнес

Алгоритмы сервиса «Бизнес» стремятся рекомендовать наиболее релевантные и интересные объявления в ответ на запрос или действие пользователя. Учитываются:

  • текст запроса,
  • данные о местоположении,
  • данные об устройстве,
  • история поиска и просмотра,
  • адрес компании и график работы,
  • социальные сигналы,
  • клики, время пребывания на странице.

Алгоритм сравнивает информацию в рекламном объявлении с поисковым запросом пользователя и другими сведениями о человеке. Если они соответствуют, пользователь видит объявление в Поиске или на тематической площадке.

Как пользователь может влиять на алгоритм: взаимодействуя с Поиском.

Диск

Алгоритмы Диска автоматически разбирают фотографии по тематическим подборкам и альбомам. Чтобы это делать, учитываются:

  • Географическая и иная информация из метаданных загруженных фотографий.
  • Вычисляемая метрику «Индекс красоты», которая стремится отразить привлекательность фотографии.
  • Отметки «Избранное», которые пользователь ставит фотографиям.

Все это обрабатывается с помощью машинного зрения.

Как пользователь может влиять на алгоритм: загружая фото в диск и добавляя / убирая фото из избранного.

Почта

Здесь алгоритмы могут предложить тему письма, продолжение фразы, а также опознают нежелательные письма — спам, фишинг.

Для этого алгоритмы анализируют агрегированные — усредненные — и обезличенные данные о частоте последовательностей слов и символов в почтовом ящике, а также IP-адрес отправителя, логин отправителя, количество прочтений писем, отметок «Спам» / «Не спам». Эти данные получаются от пользователей при использовании ими сервиса — отправке и получении писем.

Как пользователь может влиять на алгоритм: в сервисе «Почта» пользователь может влиять на работу алгоритма, нажимая «Спам» / «Не спам», но отключить защиту от спама не может.

Директ

Здесь рекомендательные системы используются, чтобы показывать пользователям наиболее релевантную рекламу, а рекламодателям — как изменить свои кампании, чтобы они приносили как можно больше кликов и конверсий или охватов.

Сервис учитывает:

  • данные поисковых запросов пользователя,
  • тематики сайтов, на которые заходит пользователь,
  • время пребывания на странице,
  • данные о пользователе, которые он указывает при использовании сервисов Яндекса,
  • геолокацию,
  • информацию об устройстве пользователя,
  • просмотренные рекламные объявления.

Затем эти данные анализируются и на их основе них выдается наиболее релевантная для конкретного пользователя реклама.

Как пользователь может влиять на алгоритм: с помощью «Пульта управления рекламой» пользователь может дать сигнал, что реклама для него не актуальна или пожаловаться на рекламный контент. Также пользователь может управлять настройками показа рекламы, например, чтобы не учитывать геопозицию при показе рекламы.

О том, как работают остальные сервисы, изложено на специальной странице Яндекса.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Как можно управлять рекомендациями

Пользователь может управлять рекомендациями, взаимодействуя с контентом и товарами, при этом можно вообще игнорировать «подсказками» Яндекса.

Всем, у кого есть аккаунт на Яндексе, доступен раздел «Управлять данными» — там можно указать, какие данные передавать в сервис и узнать, какие данные доступны каждому приложению Яндекса.

Аккаунт в Яндекс ID

Чтобы поменять данные, нужно ввести и подтвердить номер телефона. Когда номер подтвердят, можно будет увидеть, какие ваши данные есть у каждого сервиса:

Сервисы Яндекса, у которых есть ваши данные

Чтобы что-то изменить, нажмите на сервис — и можно удалять хранящиеся в нем данные:

Удаление данных из сервиса Яндекс

Вывод

По сути, ничего нового сервис не раскрыл. Новый закон просто обязал сервисы и платформы показать пользователям общую информацию о работе своих рекомендательных алгоритмов. Но технологии сейчас развиваются очень быстро, для того, чтобы отследить, как работают алгоритмы, и что-то подкорректировать своих компаниях, чтобы краулеры выдавали выгодную вашему бизнесу рекомендации, лучше обратиться к специалистам. В процессе работы мы постоянно отслеживаем особенности работы алгоритмов, как они меняются и что именно нужно сделать, чтобы продвинуть ваш сайт в выдаче.

Читайте также:

Гайд по Яндекс Учебнику: как с ним работать вам и ребенку

Как и кому пользоваться Yandex DataLens: подробный гайд

Новый формат рекламы в Яндексе – сколько стоит и кому нужен

Поделиться статьей:

Новое на сайте

6 мая 2024
22 141
Ваш бизнес не вызывает доверия у клиентов? Хватит это терпеть!

Почему покупатели всегда пользуются услугами одних компаний, а другие обходят стороной? Почему некоторые фирмы никак не могут привлечь клиентов, несмотря на дорогостоящую рекламу и PR? Все дело в пресловутом доверии. 

5 мая 2024
3 258
Главное о продажах: как понять эффективность своей рекламы

Мы посмотрели онлайн-курс Яндекса для продавцов и выбрали 14 главных показателей для оценки.

4 мая 2024
4 154
У вас теперь ничего не купят – ошибку в вашей рекламе заметили все

Ну, и стоит ли экономить на корректоре, если только 6% людей нет дела до грамматических ошибок.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.