ВКонтакте, Яндекс, Ozon, Wildberries, Сбермаркет, М.Видео-Эльдорадо, ivi, Start и многие другие сервисы, маркетплейсы и платформы начали публиковать правила применения своих рекомендательных алгоритмов, а также колдунщиков (элемент поисковой выдачи, отвечающий на вопрос пользователя прямо на странице с результатами поиска).
С 1 октября 2023 года в силу вступил Федеральный закон от 31.07.2023 N 408-ФЗ, устанавливающий требования к применению рекомендательных алгоритмов на сайтах и в мобильных приложениях.
Согласно ему поисковики, соцсети, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, интернет-магазины и другие онлайн-сервисы и платформы обязаны подробно описывать свои методы сбора данных, объяснять принципы их систематизации и анализа, а также то, как это влияет на таргетирование.
Результат появления закона о рекомендательных алгоритмах
Но, по сути, ничего нового сервисы и площадки не озвучили. Все особенности сбора и обработки информации, а также таргетирования (рекомендаций) хорошо известны SEO-специалистам.
Павел Лемишевский, SEO-специалист TexTerra:
«По сути, они раскрыли общие принципы работы, а не конкретные формулы работы алгоритмов ранжирования и рекомендаций. Например, в Яндекс Справке об этом и то больше написано – а это давний и открытый всем документ.
Например, конкретно в абзаце "Поиск" ничего сверхнового не раскрыли, а тем более не привели конкретные формулы и т.д.
Да и сам закон не требует раскрытия этих нюансов: как пояснял генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин в принятой и вступившей в силу редакции закона от сервисов не требуется раскрытие коммерчески чувствительных нюансов работы.
То есть, на уровне раскрытия, который требует закон, принцип работы рекомендаций и так был известен».
Не прошла и инициатива дать пользователям возможность отключать рекомендательные алгоритмы, чтобы сервисы не собирали о них информацию, прежде чем выдать результат. Это связано с техническими трудностями. По сути, поисковикам, маркетплейсам, кинотеатрам и так далее нужно для этого иметь две версии сервиса – с рекомендательными алгоритмами и без них.
Какую информацию о вас собирают, чтобы что-то рекомендовать
В «Правилах рекомендаций» Яндекса сообщается, что сервис учитывает вашу историю поисковых запросов, а также собирает информацию об ваших устройствах, учитывает геолокацию, cookie-файлы, язык запросов и так далее. В сервисах типа Яндекс Музыки учитываются также отметки «нравится» и настройки предпочтений.
На маркетплейсах (например, в разделе «Работа алгоритмов Ozon») учитываются не только параметры товаров и их рейтинги, но также информация о провайдере, браузере и операционной системе и даже глубина цветности экрана.
Иностранные сервисы тоже должны «раскрыть» принцип работы алгоритмов
Как объяснил зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, требования нового закона должны выполнять и иностранные сервисы. Например, те же Youtube и Google. Но пока они этого не сделали (то есть, по сути, не завели раздел, типа «Правилах рекомендаций», в который нужно просто перенести уже опубликованную в других разделах и гайдах информацию).
Вывод
Новый закон лишь заставляет сервисы и платформы вывести общую информацию о работе своих алгоритмов в отдельный раздел, разместив на главной странице на него ссылку.
Но если вы действительно хотите узнать больше о работе алгоритмов Яндекса, Ozon, Wildberries, Google и так далее (например, для работы или бизнеса), вам в этих разделах делать нечего. Сами площадки публикуют множество материалов, где принципы работы рекомендательных и поисковых алгоритмов рассматриваются гораздо подробнее и детальнее.
Но самый лучший способ выжать из этих алгоритмов всё – обратиться за помощью к опытным SEO-специалистам, которые в процессе работы постоянно подмечают особенности работы алгоритмов, о которых сами сервисы уже не любят говорить. Ведь алгоритмы постоянно обновляются, и только профи следят за тем, как.
Читайте также:
Как собрать функциональные требования к будущему сайту
Как вывести сайт на «Тильде» в топ поиска – это проще, чем кажется
Что такое «Яндекс 360» и нужен ли он вашей компании – полный гайд