С 1 ноября 2024 года в России вступил в силу закон о деанонимизации блогеров. Это означает, что авторы каналов и страниц в социальных сетях с аудиторией более 10 тысяч подписчиков обязаны предоставлять информацию о себе государственным органам.
Что изменилось для владельцев страниц и каналов
Для упрощения процедуры регистрации Минцифры и Роскомнадзор запустили на портале Госуслуг специальную форму. Через нее блогеры могут добровольно подать заявку на включение в реестр, даже если у канала или страницы нет пока 10 тысяч подписчиков.
Какие соцсети подпадают под действие закона
Закон распространяется на большинство популярных социальных сетей (пока их в списке 13):
- Дзен,
- ВКонтакте,
- Одноклассники,
- Пикабу,
- TikTok,
- Twitch,
- LiveJournal,
- Yappy,
- YouTube,
- Telegram,
- Likee,
- Pinterest,
- RuTube.
Несмотря на упрощение процедуры регистрации, некоторые блогеры сталкиваются с трудностями. Например, есть проблемы с регистрацией каналов на YouTube (в данный момент хостинг замедляют в России и вполне могут вовсе его заблокировать), а также каналов с большим количеством подписчиков в запрещенных в России соцсетях (их просто нет в списке).
Какие данные нужно предоставить
Для регистрации требуется минимальный набор информации:
- ФИО;
- номер телефона;
- ссылка на канал или страницу в соцсети.
После подачи заявки каналу присваивается уникальный номер, который нужно разместить в описании или закрепленном сообщении. Это необходимо для подтверждения принадлежности канала автору заявки.
Зачем нужна регистрация
В первую очередь, это – защита пользователей от мошенников. Реестр, позволяя идентифицировать авторов контента, повышает тем самым уровень доверия к информации в сети.
Второй подстреленный тем же выстрелом заяц – это повышение прозрачности рынка рекламы. То есть, рекламодатели смогут продвигаться только у проверенных блогеров. С одной стороны, это снизит риски неэффективных рекламных кампаний, а с другой – не позволит рекламодателю замарать свое имя, «войдя не в ту дверь».
Важно знать, что с 1 января 2025 года каналы, не включенные в реестр, не смогут:
- размещать рекламу;
- принимать донаты;
- их сообщения не смогут репостить другие каналы.
Как работает процесс регистрации
Подача заявки
Блогер (здесь и далее имеются в виду физлица, ИП и ООО) заполняет форму на Госуслугах. И тут важно, как вы авторизовались на портале – от лица физлица, ИП или организации. Далее вас ждут 11 шагов и многое будет заполняться автоматически.
Переходим в раздел «Регистрация канала или персональной страницы» и нажимаем кнопку «Начать».
Далее жмем на «Подать заявление на регистрацию канала или страницы».
Ознакомившись с несложным списком требований, переходим к заполнению заявления.
Данные о вас появятся автоматически. Если в них есть ошибка (что очень маловероятно) – исправляем, нажимая на соответствующий текст. Если нет – заявляем, что все «Верно».
Затем проверяем правильность номера телефона и, если он некорректен, исправляем. Затем снова жмем кнопку с надписью «Верно».
Аналогично поступаем в адресом электронной почты.
Набор данных можно расширить, но это не обязательно.
Теперь – внимательно: вбивайте данные своего канала и постарайтесь не допустить ошибок или опечаток. Например, для нашего канала важно, что у нас «всё про маркетинг», а не «все про маркетинг».
Указываем привязку канала к телефону и/или электронной почте.
Следующий шаг не про ответственных лиц, как было выше, а про наемных работников. Поэтому, если они не числятся в штате или вы самозанятый, лучше указать, что администраторов кроме вас нет. Так вам не придется доказывать, что кто-то работает на вас на общественных началах.
Не потеряйте полученный номерок, а лучше сразу разместите его в закрепленном сообщении или в описании канала/страницы, не дожидаясь истечения отведенного на это срока (3 дня).
Подтверждение
Блогер размещает уникальный номер в описании канала.
Проверка
Роскомнадзор проверяет информацию и принимает решение о включении канала в реестр.
Включение в реестр
После включения в реестр блогер размещает в описании канала ссылку на запись в реестре.
Заключение
Новый закон о деанонимизации блогеров существенно меняет правила игры в российских социальных сетях. С одной стороны, он повышает уровень ответственности блогеров и прозрачность рынка рекламы. С другой стороны, вызывает опасения у части пользователей, которые считают, что закон ограничивает свободу слова и может привести к цензуре.
Полезные ссылки
Вот какие документы стоит изучить, чтобы не попасть впросак:
Проект постановления о порядке размещения на странице блогера маркировки
Проект постановления о предоставлении сведений соцсетью о блогере в Роскомнадзор
Проект постановления о предоставлении сведений блогером в Роскомнадзор
Проект постановления Роскомнадзора о ведении реестра блогеров
Читайте также:
Воронки в Яндекс Метрике: новый инструмент для оптимизации пользовательского опыта