Можно, не ломая голову, написать текст по шаблону, проиллюстрировать его типовой картинкой из стоков, добавить заезженные слоганы, закинуть эту «приманку» в соцсети и ждать покупателей. Долго ждать. Сегодня, чтобы привлечь внимание потребителя и показать бренд с выгодной стороны, нужен оригинальный подход, за разработку которого и отвечает креатор.
Кто такой креатор
Create — английское слово, которое переводится как «создавать». В разговорной лексике можно услышать криэйтор или креативщик – это все одна и та же профессия, которая существует давно, но сегодня на нее начинает формироваться особый спрос. Креаторы нужны для того, чтобы пробудить в аудитории нужные эмоции, удержать внимание подписчиков. Можно сказать, что это особый уровень специалиста того или иного уровня, создающего контент.
Таким образом, креатор – это специалист, занимающийся разработкой оригинальных концепций. По сути, креатор – проводник между брендом и аудиторией, который доносит его посылы путем создания уникального контента, будь то видео, фото, тексты, сценарии или любой другой формат. Чаще всего креатор обладает навыками в разных сферах производства контента.
Настя Янб — креатор, блогер и модель. И это пример ее новогоднего контента для Oriflame
Что делают креаторы
Как несложно догадаться, специализация креатора зависит от его навыков. Прежде всего креатор должен уметь и любить много писать. То есть креатором может стать копирайтер или маркетолог. Если говорить о работе в рекламном агентстве, то, как правило, креатор работает в связке с арт-директором. Они вместе генерируют идеи для рекламных каналов и участвуют в реализации проектов. У копирайтера-креатора зона ответственности – тексты и слоганы, у арт-директора – художественное направление (дизайн, образы, фото для баннеров, локации для съемки и т.д.). Если креатор помогает бизнесу в соцсетях, то он может писать сценарии, снимать и монтировать видео. Можно сказать, что креатор – незаменимый человек в команде, который не просто генерирует идеи, но и воплощает их.
«Профессию креатора популяризировал писатель Виктор Пелевин, создав вокруг нее ореол мистики и таинственности. В романе «Generation П» он описал времена, когда на креаторов возник высокий спрос. Это произошло в момент появления на территории России и стран СНГ первых агентств, которые предоставляли всевозможные креативные услуги – от создания рекламных роликов и организации зрелищных мероприятий до съемок видеоклипов и кинокартин. В центре каждого из этих событий лежит необычная креативная идея, которую как раз и создает креатор. А хороший креативный специалист, скорее всего, имеет опыт работы в каждой из этих сфер. По крайней мере, со мной получилось именно так».
«Работу креатора часто излишне романтизируют. На первый взгляд кажется, что это не работа, а мечта. В светлом опенспейсе среди таких же молодых и креативных ты каждый день генерируешь идеи, придумываешь визуалы, создаешь концепции… И за это тебе еще платят. На практике переводить идеи из плоскости «задача» в плоскость «решение» – не всегда творческая работа, часто требующая скрупулезного и монотонного изучения больших объемов информации».
«Важно разделять понятия «творческая личность» и «креатор». Первое часто употребляется в негативном смысле. Есть мнение, что к таким людям нужен особый подход: с ними сложно работать, они увлекающиеся, часто забывают о времени, действуют хаотично, живут вне системы, летают в облаках. В профессии «креатор» система, продуктивность, знание рынка прочно соседствуют с выдающимися идеями, которые меняют мир. Креатор не просто генерирует идеи. Он создает новые ниши, новые бизнесы, новые продукты, новые инструменты для коммуникаций и взаимодействия с аудиторией. Те самые «голубые океаны», новые рынки без правил и конкурентов тоже создают люди, которые обладают талантом и компетенциями креатора».
Кому нужны креаторы
Такие специалисты пригодятся практически любой компании. Но чаще всего услугами креаторов пользуются:
- Владельцы малого бизнеса. Креаторы пишут креативный текст для странички в интернет-магазине, снимают вирусный видеоролик, который подталкивает к совершению покупки;
- Онлайн-школы. Креатор поможет написать сценарий для видеопрезентации продукта или услуги эксперта, выстроить доверительные отношения с аудиторией через эмоциональный контент.
- Крупные бренды. Сейчас вылизанный до блеска контент мало кого интересует: пользователи чаще склонны доверять личности, нежели громкому названию компании. Рекламный ролик, взывающий к чувствам, способен вызвать нужные ассоциации.
«Я работаю рекламным креатором. И довольно успешно. Моя работа заключается в создании рекламных роликов или картинок для рекламных кампаний. В основном мои клиенты – это онлайн-школы и крупные бренды. С ними проще, потому что у них серьезные бюджеты и есть возможность протестировать много разных идей для рекламных роликов (их же называют «креативы»). Я нужен, потому что придумываю такие идеи, которые цепляют внимание сильнее, чем другая реклама. Мой секрет в том, что я позволяю себе выйти за границы и порвать шаблоны. Именно это притягивает внимание, побуждает кликнуть по рекламе и сделать целевое действие. Креаторство для меня – это свобода».
«Креатор – профессия невероятно гибкая. Работники креативной сферы могут не только с легкостью подстраиваться под изменения мировых тенденций, но и переходить из одной производственной сферы в другую. Нужно создавать идею рекламы для Яндекс – поможет креатор с навыками дизайна и маркетинга, требуется написать синопсис сериала для «Кинопоиска» – это сделает креатор с навыками сценариста. Потребовалось повысить узнаваемость музыкального коллектива Little Big, создав NFT, – реализует креатор с навыками Public Relations и 3D-дизайна. Короче говоря, для любого современного проекта потребуется креатор – опытный специалист с хорошим портфолио. И лучший способ стать востребованным креатором – создавать портфолио с особенными кейсами».
Навыки и умения креатора
Понятно, что уметь все невозможно. Важными личностными качествами для креатора считаются коммуникабельность, ораторское мастерство, гибкость. Для сотрудничества с иностранными брендами английский язык будет, конечно же, преимуществом.
Кроме того, неплохо прокачать следующие навыки:
- освоить оформление презентаций, дизайн и графику;
- стать видеоблогером и научиться монтировать видео;
- писать сильные тексты;
- создавать рекламные слоганы, придумывать акции под характеристики товаров или услуг.
«Поскольку невозможно быть специалистом во всем, креатору нужно уметь быстро погружаться в малоизвестную тему, чтобы определить проблемы и найти правильные решения. Благодаря наличию креатора в команде проекты воплощаются в жизнь быстрее. Он предлагает несколько идей и решений, из которых клиенту проще выбрать наиболее подходящие. Например, мы в Motive готовили календарь на 2022 год, а так как времени на отрисовку оставалось совсем немного, привлекли всех наших креативщиков. Креаторы разработали три разных решения, одно из которых нам очень понравилось. Его и взяли. Календарь получил отклик и хороший охват в соцсетях».
«Креатор — универсальный солдат, призванный решить задачу клиента и придумать что-нибудь яркое и «этакое». Главный результат трудовой деятельности креатора — генерация уникального и классного контента. В нашей нише креаторами являются редакторы групп. И эта задача не из легких, ведь удивлять ЦА надо каждый день».
Где выучиться на креатора
На сегодня не существует профильных учебных заведений или факультетов по специальности «Креатор». В эту профессию приходят другими путями – грубо говоря, повысив свой уровень креативности на творческой работе. Если вы хотите получить высшее образование и начать работать в этой должности, подойдут следующие специализации: журналистика, реклама, креативный менеджмент, маркетинг и связи с общественностью. Кроме того, креаторами нередко становятся копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, сммщики… Соответственно, лучшая школа — это практика при подготовке реальных проектов. Дополнительно стоит позаботиться о самообразовании: пройти обучающие курсы по психологии, пиару и маркетингу, фото и видео, дизайну, написанию текстов и так далее, которых на рынке достаточно.
«Для того, чтобы стать креатором, я бы сфокусировался на изучении психологии, управлении вниманием и освоил бы дизайн. Могу, кстати, порекомендовать книгу «Нейромаркетинг».
«Отличными креаторами становятся эрудированные люди, обладающие живым умом, быстрой реакцией, которые любят работать с большими объемами данных, начитанные и «насмотренные», способные визуализировать сложные процессы – например, превратить скучный текст в яркую запоминающуюся картинку, образ, видеоряд».
«Учение – свет, а креатор – это человек с очень ярким внутренним светом, который умеет выражать свои мысли как в текстовой, так и в визуальной форме. Остальные скилы выбираются индивидуально. Люди, которые развиваются в сторону визуала, изучают графические программы и умеют отлично рисовать, могут вырасти из креатора в арт-директора. А специалисты слова, которые могут создать текст в нужной стилистике, способны дорасти до креативных управляющих. Поэтому важно выбрать, к чему именно у вас есть склонности и развиваться в эту сторону. Сейчас направлений в креативе очень много, в основном благодаря стремительному развитию digital-сферы».
«Не обязательно иметь в трудовой книжке запись «креатор», но учиться креативному мышлению нужно. Придется наблюдать за креативными людьми и бизнесами, много анализировать, привыкать адаптировать инструменты под свои задачи, уметь создавать захватывающие сценарии, учиться коммуницировать с аудиторией и понимать ее потребности, разбираться в навыках управления проектами».
«Профессия эта очень молодая и востребованная, по моему опыту, в основном в IT-секторе. Сейчас на рынке труда не так много вакансий креатора, но это лишь вопрос времени. Чтобы научиться быть креатором, нужно ни к чему не привязываться, иметь хорошее воображение и позитивный настрой».
Зарплата креатора
В среднем заработок таких специалистов составляет 40 000-85 000 рублей в месяц, но может составлять и более 100 тысяч. Как и в других профессиях, доход также зависит от навыков и умений креативщика, опыта, а также от региона и компании, в которой он работает.