Я начал зарабатывать на блоге в 2014 году, когда ведение пабликов в «ВКонтакте» только набирало волну популярности. Сейчас из-за проблем с заработком в запрещенном в России Инстаграме, много людей перешло в «ВКонтакте». В условиях притока новых и усиления активности старых пользователей на этой платформе мой опыт может пригодиться.
Как я привлекал первых подписчиков
Как и любой девятиклассник в 2014 году, я сидел в «ВКонтакте» и читал паблики по интересующим меня темам. Заинтересовался, как админы блогов зарабатывают на них. По-моему, это просто мечта — с пользой проводить время, создавать контент и еще получать за это деньги.
Мой первый паблик с постами про музыку назывался Inspiration of music. За год его ведения я ничего не заработал, кроме опыта. Хотя в первый же месяц мне предложили опубликовать рекламный пост за 100 рублей. Но больше я там не размещал ничего за деньги, зато и не тратился на рекламу сам, просто постепенно привлекал аудиторию бесплатными способами продвижениями:
- Рассылка
Искал более раскрученные паблики, чем мой, но с похожей тематикой. Отвечал на комментарии их подписчиков или писал им напрямую в личные сообщения с призывом подписаться на мой блог. Так я находил свою целевую аудиторию через «конкурентов». Хотя, конечно, сильной конкуренции в те времена в ВК не было. Напротив, все админы общались друг с другом, дружили и сотрудничали.
- Взаимопиар
Находил паблики с похожей тематикой и с близким к моему числом подписчиков. Договаривался с их админами о размещении рекламных постов на площадке друг у друга. То есть это было взаимовыгодное сотрудничество,мы делились аудиторией друг с другом.
В итоге при нулевых финансовых затратах примерно за год я набрал в своем первом паблике «ВКонтакте» около 17 000 подписчиков и продал его за 5000 рублей. Для кого-то это мало, но для 16-летнего парня из Башкортостана, только закончившего 9 классов школы с кучей троек, этот момент оказался началом большого пути. Я стал блогером.
Дарья Капитонова, SMM-маркетолог, TexTerra:
«В 2014-м ВК, действительно, был отличной площадкой, на которой без вливания денег можно было продвинуть свою группу/паблик — люди сами искали интересные сообщества, активно подписывались. Да и количество групп было относительно (!) небольшим.
Сейчас же без финансовых затрат, какой бы интересный/полезный контент вы ни создавали, вы останетесь в группе единственным участником (исключение — если вы, например, крупный блогер и просто хотите перелить аудиторию с личного аккаунта, тогда шансы есть).
Писать сейчас кому-либо в личку и предлагать подписку, я бы не советовала. Люди устали от спама и скорее напишут жалобу (а это делается в один клик), нежели перейдут в вашу группу. А несколько жалоб — и вот уже ваша страница заблокирована за нарушение условий использования».
Екатерина Сибирякова, руководитель отдела SMM TexTerra:
«Взаимопиар может быть эффективным, но для этого численность вашей группы должна быть хотя бы больше 50 тысяч. Или охват поста должен больше 10 тысяч.
Для поиска блогов, подходящих вам для рекламы, можно использовать инструмент “Церебро Таргет”. Он позволяет анализировать интересы читателей выбранного вами сообщества. Так вы поймете, стоит ли размещать в нем рекламу — есть ли в сообществе подходящая вам ЦА. В разделе «Анализ пользователей» нужно вставить ссылку на выбранную вами группу.
Проверить количество реальных подписчиков и узнать процент ботов в блоге, в котором вы думаете дать рекламу, можно через приложение в ВК ”Поиск „мертвых“ участников и подписчиков”. Для этого зайдите в приложение, вставьте ссылку на сообщество и нажмите “Сканировать”.
Стоит еще сказать, что ВК — площадка где можно (и нужно!) для продвижения использовать множество разных инструментов. Мы в TexTerra практикуем именно такой подход, поэтому у нас выгодно заказывать продвижение во “ВКонтакте” — вложения вернутся сполна».
Как я продавал паблик
Официальных сервисов для продажи пабликов «ВКонтакте» нет. Покупка и продажа проходят на сторонних сайтах, специальных форумах.
Стоимость паблика устанавливает продавец. Обычно при расчете стоимости учитывают количество подписчиков, активность и стоимость рекламы, то есть потенциально возможный заработок для новых владельцев.
Я при продаже всех своих пабликов опирался по большей части на стоимость подписчиков (около 3 рублей за единицу).
Для передачи прав на ведение паблика привлекается гарант, то есть посредник, который обеспечивает безопасность сделки. Он передает управление пабликом покупателю и перечисляет деньги продавцу.
Дарья Капитонова, SMM-маркетолог, TexTerra:
«ВКонтакте официально разрешил продавать и покупать группы в 2019 году. Это было хорошим, но запоздалым решением. Заработок на группах постепенно снижается, это видно и по официальной партнерской программе ВК, и по маркет-платформе. Поэтому из высокодоходного бизнеса это превратилось в бизнес, требующий и усилий, и вложений».
Как я начал зарабатывать
Раскрутку и впоследствии продажу пабликов «ВКонтакте» сложно назвать стабильным доходом. Более-менее нормальный заработок у меня появился в 2016 году - на моем третьем паблике, который был действительно популярным: за два года я раскрутил его до 200 000 подписчиков.
Здесь я уже вкладывался в рекламу, потратил примерно 500 000 рублей. Стоимость подписчика составила приблизительно 2-3 рубля, что на тот момент было нормально.
Назывался паблик «Когнитивный диссонанс». В нем публиковал контент, связанный со всем, что мне интересно: это наука, политика, экономика, философия и тд.
Аудитория была активная, заинтересованная, да и я сам больше горел этой темой, придумывал посты для дискуссий и опросов.
Стоимость рекламного поста складывается из следующих количественных показателей:
- подписчики;
- охваты;
- просмотры;
- комментарии;
- лайки
Показатели в «Когнитивном диссонансе» были значительно лучше показателей Inspiration of music, поэтому я мог себе позволить публиковать рекламные посты часто и не по минимальной цене: до пяти раз в день за 300 рублей каждый. То есть в среднем мой заработок за день мог составить 1500 рублей, а в месяц выходило около 40-45 тысяч. Примерно половина заработанных денег уходила на раскрутку паблика, а другая половина — на зарплаты небольшой команде.
Клиенты на рекламу — другие такие же паблики — обращались к нам уже сами, никого специально привлекать не нужно было.
Использовал также продвижение пабликов от рекламной сети. Что это такое? Если обращаться за рекламой напрямую к админам пабликов, то получится дешевле, но есть шанс наткнуться на мошенников или тех, кто некачественно выполнит работу.
А если размещать в этом же паблике рекламу через посредника в виде рекламной сети, то это происходит автоматически — то есть надежнее и качественнее. Но выйдет подороже, так как до рекламная сеть берет около 30% процентов с оплаты.
Поэтому и тогда, и сейчас, предпочтение чаще все же отдается рекламе напрямую у админов паблика. Многие предлагают даже скидки, если покупать рекламу оптом. То есть, допустим, я беру не одну рекламу за 200 рублей, а сразу 10 реклам по 150 рублей, а потом их распределяют на три месяца вперед.
Когда я перестал раскручивать «Когнитивный диссонанс» (то есть спустя пару лет после его создания), активность подписчиков и динамика роста замедлились. Заработок с рекламы уменьшился до 20-25 тысяч рублей. Практически все они полностью уходили на выплаты сотрудникам.
У меня было разное количество сотрудников: от 2 до 7. Всем платил в зависимости от произведенного за месяц контента: один человек мог получить 2000 рублей в месяц, другой — 5000, третий — 7000.
Я продал «Когнитивный диссонанс» в 2018 году за 80 000 рублей. Это не очень большая сумма для паблика с таким количеством подписчиков (около 200 тысяч), то есть цена паблика вышла ниже средней по рынку. Дело в том, что тематика паблика подразумевала риски: многие посты были провокационными, паблик могли заблокировать, да и доход в последнее время он практически не приносил (около 10-20 тысяч в месяц), так как развитием я уже давно не занимался.
Новые владельцы «Когнитивного диссонанса» продолжили вести его в той же стилистике. Они начали развивать паблик, вложилось финансово, и сейчас там 300 тысяч подписчиков. Предполагаю, что они получали те же деньги на рекламе, что и я.
Как я зарабатываю сейчас
После того как я уехал учиться в Америку в 2018 году, мне захотелось вести блог о своей жизни. Благо, я уже понимал, как работают механизмы продвижения в соцсетях.
В новом паблике Being American 200 000 подписчиков набрал за полгода, вложив 1 миллион рублей. Стоимость подписчика вышла ~5 рублей. На данный момент там 165 тысяч подписчиков.
Как видите, с течением времени стоимость подписчика растет. Сейчас понимаю, что нужно было раньше больше вкладывать в развитие, так как набрать активную аудиторию в ВК все сложнее и дороже. Тем не менее тратить на продвижение все равно стоит, потому что в 2022 в году огромная часть пользователей стала активнее в ВКонтакте. Я точно не собираюсь бросать ведение паблика Being American на этой платформе.
Когда я начал вести паблик, Being American приносил 20-25 тысяч рублей с рекламной сети. Контентом все время занимается один человек, который получает 15 000 рублей в месяц. Сначала мы немного продавали рекламу, но поняли, что это не очень прибыльно, и сконцентрировались на раскрутке собственного продукта. У меня на территории США открыт собственный бизнес А&К American Educational Consulting: мы помогаем людям всех возрастов приехать учиться в Америку по студенческой визе. За четыре года существования Being American с рекламы и рекламный сети я заработал максимум 400 000 рублей с учётом вычета на зарплату. А вот с продаж моего продукта — более 5 миллионов рублей. Блог в какой-то степени работает для продвижения нового бизнеса. Поэтому, конечно, вложения окупились многократно, и я сейчас понимаю, что надо было не останавливаться на раскрутке и закупать рекламу, чтобы увеличить количество подписчиков хотя бы до 500 тысяч.
Советы начинающим блогерам
Всем начинающим сейчас продвижение в ВК админам пабликов и блогерам на других площадках могу посоветовать:
- Запаситесь терпением. Реальный заработок ко мне пришел только спустя лет пять ведения пабликов — и именно тогда, когда я начал заниматься любимым делом и продавать хороший продукт.
- Размещайте рекламу только после предоплаты.
- Не размещайте сомнительную рекламу. Слишком большие деньги за размещение рекламного поста — повод задуматься. Такое предложение может подорвать вашу репутацию или вообще привести к блокировке паблика.
Интернет помнит всё, и важно сохранять хорошую репутацию, даже когда находишься в начале пути.
- Будьте готовы к хейту и критике. Часто люди пишут плохие комментарии и сообщения просто так, потому что у них плохой день и надо на ком-то спустить гнев, а кому-то просто захотелось поумничать и повысить самооценку. Не обращайте внимание и не принимайте все на личный счет, отрабатывайте негативные отзывы, это повышает доверие подписчиков.
- Продавайте паблики только через гаранта, то есть посредника, который найдет покупателя, сам возьмет с него деньги, отдаст вам и передаст все данные вашего паблика.
(Еще 54 совета для новичков о продвижении в «ВКонтакте» можно найти здесь, а рекомендаци, как настроить рекламу в «ВКонтакте», увидеть здесь — прим. TexTerra).
Мне сейчас 24 года, а начинал я в 16. За восемь лет пришлось пройти через многое и наделать много глупостей. Если бы я бросил блогинг сразу, когда не получалось зарабатывать, то у меня не было бы этого негативного опыта, а он тоже нужен, чтобы знать опасные места. Первые четыре года, до создания Being American, я только и делал, что учился привлекать аудиторию, взаимодействовать с рекламодателями, управлять командой. Сейчас это все точно пригодилось, а вложенные деньги, окупились. Последние пару лет я мало уделял ВК должного внимания, потому что активность в этой соцсети была небольшой. Сейчас — с новым притоком людей в «ВКонтакте», я планирую вновь основательно за него взяться, но теперь уже с привлечением специалистов по таргету и рекламе.
Дарья Капитонова, SMM-маркетолог, TexTerra:
«В 2023 году создавать группу/страницу “ВКонтакте” имеет смысл в том случае, если вы хотите зарабатывать на продаже какого-либо продукта. Популярная в прошлом тема создания сообществ и заработка на рекламе уходит в прошлое. По крайней мере для одиночек. Выживают крупные рекламные сети, которые уже набрали миллионы подписчиков».
Читайте также:
KPI в SMM: 30+ метрик эффективности маркетинга в социальных сетях
Таргет во «ВКонтакте»: 6 советов по настройке от эксперта
Продвигаем бизнес ВКонтакте: от «Магазина» до настроек таргета