Много лайков влекут за собой разные преференции, дизлайки – напротив, означают лишение преференций. Героиня лезет вон из кожи, чтобы набрать побольше лайков и перейти в более высокую категорию (ей надо снять квартиру в хорошем районе, а туда пускают только за много лайков). Для этого она должна ходить в розовом (зачеркнуто), быть со всеми нечеловечески мила плюс желательно дружить с тысячниками, это тоже добавляет рейтинга. В какой-то момент у нее сдают нервы, она задерживает очередь в аэропорту и даже позволяет себе крики недовольства. Очередь заваливает ее дизлайками, и вот уже у нее нет права на авиабилет. Еще парочка недовольных – и заправка отказывает ей в бензине. И так далее, вплоть до полной гражданской смерти.
Описанный в сюжете дивный мир имеет свои плюсы. Во-первых, это разгружает государство.
Мы, конечно, смутно помним, что, согласно принципам общественного договора, государство обязано защищать граждан друг от друга. В скобках заметим, что это единственная причина, почему государство вообще терпят, а без этого на фига оно кому сдалось. Но государство, похоже, подустало от этого бремени. Убийцу оно, так и быть, посадит, а вот разбираться в соседских дрязгах, производственных конфликтах и семейных скандалах оно заманалось. И придумало делегировать эти функции самим гражданам. Они прекрасно сами друг друга сожрут, если дать им такую возможность, а государство тем временем будет заниматься более важными делами.
Второй гигантский профит получает средний мелкий бюргер: наконец-то его никто не станет попусту беспокоить и огорчать.
Соседи не посмеют шуметь дрелью и бросать мусор на его газон, в магазине его не обхамят и на службе не наорут – все трясутся за свои лайки и ведут себя прилично. Нашлась управа на негодяев. Все вокруг учтивы и лучезарны.
Третий бонус – эта управа у него в руках. У этого правильного бюргера то есть.
Наконец-то от него что-то зависит. Наконец-то его мнение не просто что-то значит – оно вершит судьбы! Оно меняет мир к лучшему! Тыкая пальцем в смартфон, он поощряет добро и побеждает зло! Раньше его слушала только жена, и то лишь потому, что ей деваться было некуда. А теперь всякий перед ним трепещет! Раньше он мечтал, чтобы разрешили владеть оружием и самому давать отпор всяким подонкам, мешающим жить. Теперь у него в руках оружие посильнее кольта – в его власти уничтожить любого, кто ему не понравится. Сбылась мечта идиота.
Подытожим. Государству существенно меньше хлопот и расходов (административное судопроизводство можно вообще упразднить), бюджет растет, граждане упиваются своим гражданским всесилием, социальные нормы соблюдаются без всякого принуждения, нарушители норм автоматически (никто не виноват плюс никому не надо платить за процедуру) опускаются на социальное дно и выполняют непрестижные функции (кто-то же должен мусор убирать). Наступает всеобщее благоденствие и справедливый мир, где вознаграждается моральная безупречность, а не всякая фигня, как обычно (зачеркнуто).
Прогрессивное человечество уже уверенно движется в этом направлении. Отличным полигоном для обкатывания технологий послужили соцсети. Поначалу понятие социального капитала в соцсетях было скорее умозрительным: речь шла исключительно о престиже и о репутации. Юзер, замешанный в скандале или как-то неэстетично себя проявивший, лишался поддержки подписчиков, а также самих подписчиков. Это было достаточно неприятно, и такие юзеры очень страдали и огорчались, но все же речь шла исключительно о репутационных потерях в пределах сообщества, а не о каких-то реальных или, не дай бог, правовых последствиях. Но жизнь не стоит на месте, а человеческая мысль неутомимо стремится к новым победам.
Довольно быстро юзеры смекнули, что если неугодного им пользователя не просто обругать в комментах, а донести на него в какие-нибудь органы, то так оно выйдет гораздо веселее. Психолога лишат лицензии, на мать набросится опека, а остальных покусает налоговая, уж найдет за что. Злодей лишится дохода и не получит вида на жительство, а получит, наоборот, по заслугам.
Так лайки и дизлайки из области условного переместились в реальность, данную нам в ощущениях. Читатели почуяли свою силу, что резко сказалось на их самооценке. А авторы стали намного осторожнее в высказываниях, помня, что за каждой аватаркой притаился народный мститель.
Параллельно личные страницы стали мониторить работодатели, таким образом возникла прямая связь между личным контентом и личным доходом. А там и государство подтянулось, привнеся в этот праздник новый аттракцион в виде правовых последствий вплоть до сами знаете чего.
Впереди всей планеты ожидаемо оказался Китай, испокон веков слывущий символом прогресса и гуманизма. Пока растленный Запад делает первые неуверенные шаги, в Китае проект уже полностью сдан и вступил, извините, в строй. С 2021 года система социального кредита введена на всей территории республики. Замышляли это дело чуть не с 2007 года, изначально хотели посредством индивидуального рейтинга немного обуздать чиновников, которые там у них поголовно проворовались. Но потом решили не мелочиться и взять под цифровой колпак все население, благо технологии доросли и позволяют.
Система сказочная: на старте всем выдают по 1 000 баллов, а дальше уже кто как распорядится. За плохое поведение баллы отнимаются, и индивидуум рискует угодить в более низкую категорию, где ему не полагается ни авиабилетов, ни гостиниц, ни заграницы, ни ресторанов, ни нормальной работы, ни нормальной школы для детей, а в особо вопиющем случае ему не полагается даже аренды велосипеда. За хорошее поведение баллы, наоборот, начисляются, и добродетельный гражданин может рассчитывать на повышение категории, влекущее за собой скидки на авиабилеты, льготную ипотеку и высшее образование до седьмого колена.
При этом признаки плохого поведения сформулированы довольно расплывчато. Наряду с просроченным кредитом и курением в неположенных местах в списке фигурирует излишнее пользование интернетом или недостаточно частое посещение родителей – критерии, допускающие предельно вольную трактовку. Поступки, достойные поощрения, обрисованы более тщательно, и самый интересный пункт здесь – не перевод старушки через дорогу, а донос на низко павшего соседа, курящего где попало и недостаточно часто посещающего родителей. За каждый донос начисляется пять баллов рейтинга.
Неленивый стукач может за полгода без труда намолотить себе на хорошую больницу, а детям на универ.
Газета «Завтра», широко известная своими передовыми взглядами, очень одобряет эту систему и полагает, что она соответствует китайскому менталитету и прочим всяким вековым традициям, т. е. в переводе на русский, деревенскому укладу и общинной круговой поруке. Хотя вообще-то к такой прозрачности сплошь и рядом прибегали в самых разных местах – в Северной Корее, например, старшая по подъезду обязана проверять, чтобы во вверенном ей подъезде ночевали исключительно те, кто в нем прописан, и немедленно сигнализировать о нарушениях, что и исполняется распрекрасно без всякого китайского менталитета. В Советском Союзе, если не брать совсем скверные времена, аналогичная система применялась в ламповом варианте – парочка анонимок могла поломать человеку карьеру, а человеку с амбициями приходилось энергично копить баллы в виде общественной работы, посещения партсобраний и прочих добрых дел такой же степени осмысленности. В сущности, ничего нового не происходит, перед нами всего лишь новая редакция вечного тоталитарного идеала: граждане сами следят за чистотой своих рядов, добровольно и бесплатно, а государство глядит на них и радуется.
Когда в западных университетах ввели рейтинг преподавателей на основе студенческих отзывов, там подразумевалась тоже прозрачность и всеобщая гармония. На деле это означало, что и актуальное рабочее место седовласого профессора, и его дальнейшее трудоустройство теперь зависело от того, сумел ли он угодить молодому обалдую и удостоиться его похвалы. Отныне профессору, желающему сохранить кафедру, а не пойти по миру, предстояло добиваться благосклонности этого долбодятла, пресмыкаться и заискивать. Точно так же при этой дивной китайской системе интеллектуал с Сорбонной в анамнезе обязан снискать любовь и одобрение своей домработницы, если желает и дальше пользоваться железной дорогой и услугами стоматолога. В какой-то точке демократическая доктрина сливается с тоталитарной до полной неразличимости. А мир, задуманный как предельно безопасный, оказывается гораздо опаснее прежнего.
Раньше человеку угрожало только государство, и только при условии, что человек попадется ему на пути. Теперь ему грозит погибелью каждый встречный, которому не понравится его рожа.
Если вы никогда не жили в деревне и вам трудно примерить на себя эту прекрасную модель мироустройства, попробуйте сделать следующее. Напишите пост на какую-нибудь нейтральную тему, буквально типа «как сделать идеальный омлет» или там «материнство – это большая ответственность». Только пишите не в рафинированной зарубежной соцсети, которая та самая, деловая, и где у вас в друзьях 200 журналистов и 2 гинеколога, а где-нибудь во «ВКонтакте». Написали? Через сутки прочтите комментарии. Постарайтесь воздержаться от восклицаний «откуда вылезли все эти люди, такого злобного маразма не бывает в природе, караул помогите дайте развидеть».
Эти люди ходят мимо ваших окон и ездят с вами в метро в одном вагоне. Да, они думают вот так.
А теперь представьте, что каждый из них может проголосовать за то, чтобы вас не пустили ни в Париж, ни в университет, ни в больницу. Как вам ощущения? Правда, здорово?
Читайте также:
Что если интернет вызывает отвращение... но ты в нем работаешь