Посмотрев на несколько десятков каналов начинающих авторов, я нашел 7 ошибок, которые мешают им попасть в число тех счастливчиков, о которых мы как-то писали.
Ошибка №1: отсутствие единой темы канала
Алгоритмам сервиса Дзен будет гораздо легче подобрать вам аудиторию, если большая часть статей, постов, видео и роликов на канале относятся к одной тематике. То есть, например, чередовать кулинарные рецепты с подборками лучших автомобилей с пробегом за 500 000 рублей – не самая лучшая идея.
Особенно пагубно это сказывается в первые недели жизни канала, когда робот активно присматривается к нему.
Но это не означает, что если вы пишете о кулинарии, то ничего, кроме нового рецепта сырников, добавить нельзя. Почему бы не разбавить ленту обзором на недавно прочитанную книгу или просмотренный фильм? Пожалуйста. Тем более что это может понравиться вашей целевой аудитории.
А вот чередовать обзоры вина с мини-мануалом по починке розетки или сборником исторических фактов не советую. Вокруг вашего канала будет медленнее собираться самая «горячая» целевая аудитория, да и алгоритм вряд ли начнет баловать показами.
Совет
Чтобы всегда держать в фокусе тему своего канала, составьте описание своего читателя, где будут указаны:
- пол;
- примерный возраст;
- интересы.
Если вы уже ведете канал, данные по полу и возрасту можно посмотреть в статистике вашего канала во вкладке «Аудитория».
А данные по интересам можно посмотреть в статистике Яндекс.Метрики, которую я настоятельно рекомендую вам подключить сразу при создании канала. Эти данные находятся во вкладке «Отчеты-Аудитория-Долгосрочные интересы».
Эти данные помогут вам понять, какой еще контент может быть интересен вашим читателям.
Ошибка №2: скучные и неинформативные заголовки
Заголовки – головная боль всех авторов Дзен. Каждый раз перед публикацией статьи у них возникает тяжелый выбор:
- добавить еще немного интриги с риском угодить под кликбейт;
- написать максимально нейтральный заголовок и потерять из-за этого весомую долю читателей, пропустив вперед рисковых конкурентов.
Как же быть? Мой опыт работы на платформе показывает, что перестать бояться кликбейта не так уж сложно. Главное, не врать своим читателям. Если у вас интересный материал, то пары цепляющих фактов из статьи в заголовке хватит, чтобы обеспечить ей успех. И никаких красивых эпитетов с восклицаниями не надо.
Давайте представим, что вы большой фанат автомобильной истории. И тут вам на глаза попадается статья с таким заголовком:
Наверняка, если бы она называлась «Trabant 601» или «Trabant 601 – народный автомобиль из ГДР», то собрала бы гораздо меньше просмотров. А вот пластиковый кузов (почему не металл?) и отсутствие бензонасоса (как топливо поступало в двигатель?) повышают интерес.
Еще можно было бы поиграть с фактами. Самый интересный факт, который можно найти о Trabant 601 – это его съедобность. В одном из фильмов Эмира Кустурицы кузов малолитражки ела свинья.
Совет
В вопросе с заголовками необходимо соблюдать правило: заголовок должен соответствовать содержанию статьи. И если это правило соблюдается, то статья даже с близким к кликбейтному заголовком получит хорошее количество просмотров и прочтений.
Ошибка №3: заезженные темы статей и видео
Даже совсем молодой канал может сразу получить большое количество показов, если его автор напишет уникальный материал, который еще не «светился» на платформе, но понравится читателям и будет востребован.
Скажем, вот простой пример с канала «Энергофиксик». Его ведет инженер-электрик, который одним из первых написал статью на довольно простую, но как оказалось, волнующую многих тему о том, можно ли оставлять зарядное устройство в розетке.
Впечатляющие показатели, не правда ли? После этого целая куча авторов пыталась «оторвать свой кусок пирога», размещая статьи с похожим заголовком и таким же посылом.
Разумеется, у них мало что получилось. Единственным исключением из этого правила можно назвать ситуацию, когда вы видите, что можете еще глубже раскрыть тему и добавить интересных фактов. Но здесь нужен авторский, экспертный подход, а не простое желание «прибиться к тренду».
Я не раз замечал, как новые каналы подсматривают за опытными коллегами и переписывают их самые успешные статьи. Зачастую сильно теряя в качестве (а поэтому и безрезультатно).
Совет
Писать на популярные темы можно. Но обязательно добавляйте в статью уникальности за счет своего личного мнения. Это может быть ваш взгляд на ситуацию или, например, статья, дополненная фактами и статистикой из официальных источников.
Исключением в этом правиле могут считаться новости, которые в разных источниках очень похожи. Но для новостных каналов у Дзена работают отдельные алгоритмы продвижения.
Ошибка №4: неправильное оформление контента
А теперь перейдем к «внутренней кухне». Многие авторы полностью игнорируют правила оформления, не говоря уж о какой-то редакционной политике.
Их статьи – одно сплошное полотно текста, даже не поделенного на абзацы. Никаких подзаголовков, выделения ключевых моментов и т. д. Если они и пользуются инструментами вроде курсива или подчеркиваний, то не системно и так, что режет глаза.
Учтите, что в среднем, читатели тратят на прочтение одной статьи в Дзен не более 2 минут. Скорее всего, они не будут мириться с плохим оформлением, пытаться осилить статью. А значит, попав на такую статью, они сразу же уйдут с нее – а это красный флаг для алгоритмов Дзена.
Большое количество пользователей, которые открыли и тут же закрыли статью, указывает на то, что она им неинтересна, а значит и показывать ее другим читателям смысла нет.
Такая же ситуация и с картинками. Например, когда они не имеют отношения к теме, плохого качества, их слишком много или мало.
Совет
Около 80% пользователей Дзена читают статьи со смартфонов. На пролистывание одной статьи они тратят в среднем 3 секунды. И если их взгляд ни за что в статье не зацепился, они ее покидают.
Чтобы ваши статьи читали, они должны соответствовать следующим требованиям:
- текст должен быть разбит на абзацы объемом до 500 символов каждый;
- в тексте обязательно должны присутствовать заголовки H2 и H3;
- важные элементы в тексте выделяйте жирным шрифтом;
- короткие цитаты выделяйте курсивом, а большие цитаты выделяйте инструментом «Цитата»;
- добавляйте в статью списки;
- к каждому разделу текста старайтесь добавлять изображения, которые соответствуют теме раздела текста;
- ссылки прописывайте в тексте;
- публикуйте статьи объемом 2500-5000 знаков.
Большинство из описанных выше элементов являются «якорями», за которые цепляется глаз читателя. Это увеличивает шансы на прочтение статьи, а значит и на ее дальнейшее продвижение.
Ошибка №5: отсутствие контакта с читателями
По правилам сервиса Дзен запрещено просить читателей нажимать на рекламные блоки. Но никто не запрещает вам предлагать подписаться на канал или оставлять ссылки на другие свои материалы, которые вы бы рекомендовали по этой теме.
Авторы платформы имеют возможность включать комментарии к статьям. Это очень удобно сразу по двум причинам:
- Алгоритмы Дзена видят, что пользователи активно реагируют на контент и больше его продвигают.
- Вы можете получить обратную связь от читателей и вступить с ними в беседу, что полезно и для повышения лояльности читателей, и для продвижения канала, и для улучшения качества контента.
И, что очень важно, чем активнее вы вовлекаетесь в дискуссии, тем быстрее увеличивается количество ваших подписчиков.
Совет
Чтобы пользователи активнее оставляли комментарии под статьями и видео, используйте в конце такие фразы, как эти:
- А что вы думаете на этот счет?
- Делитесь своим мнением в комментариях.
- Есть личные примеры? Оставляйте их под статьей/видео.
И так далее. То есть, подталкивайте читателей к дискуссии – они это любят.
Ошибка №6: высококонкурентная тематика канала
Дзен – уникальная площадка. Возможности алгоритма позволяют находить целевую аудиторию для любой темы. Скажем, статьи про новый метод выращивания огурцов могут набрать 10, 20 и больше тысяч просмотров.
В каталоге легко найти успешные каналы дачников, электриков, мастеров рукоделия и т. д. Но при этом многие начинающие авторы сразу пытаются пробиться в такие популярные темы, как автомобили, кино, знаменитости или фитнес, чтобы брать возможных читателей количеством, а не уникальностью и качеством материала.
И это ошибка, потому что каналов в высококонкурентных темах уже тысячи на Дзене. Более того, например, в той же автомобильной тематике на платформе присутствуют не только частные каналы, но и каналы крупных СМИ. А они получают заведомо больше показов и просмотров. Потому пробиться в высококонкурентных тематиках крайне сложно.
В моем недавно запущенном канале по автомобильной тематики из 12 свежеопубликованных статей только одна набрала больше 2 000 просмотров и свыше 20 000 показов. И я так и не смог пройти порог для включения программы монетизации, хотя раньше этого можно было достичь всего лишь с помощью одной качественной статьи.
Совет
Прежде, чем запускать канала на Дзене, изучите, сколько каналов с подобной тематикой там уже есть и сколько среди них каналов крупных СМИ. Если конкуренция высокая, рекомендую вам выбрать другую тему канала. Если вы все же хотите писать именно на эту тему, то ищите нестандартный подход к подаче материала.
Ошибка №7: игнорирование интересов аудитории
Опытные авторы знают, что кроме одной главной темы, например «Авто», каналы делятся еще и на микротемы.
Допустим, у нас есть два канала про автомобили. На одном мы раздаем советы о том, как самому починить ступицу или избавиться от «рыжиков» на кромке капота. На втором канале больше пишем о малоизвестных и редких автомобилях прошлого.
И если мы резко поменяем их местами, заваливая «исторический» канал мануалами по ремонту и наоборот, то увидим, как CTR статей стал закономерно снижаться. И это логично, ведь одни читатели ждут от нас новых лайфхаков, а получают рассказы о ретро автомобилях. И наоборот, любители истории вдруг видят советы по ремонту современных авто.
Поэтому лучше вести канал в более узкой, но хорошо знакомой и интересной для себя тематике, чем пытаться «спекулировать» на популярной теме, конкурировать с огромным количеством каналов.
Совет
Если же вы все же хотите ввести новую тему, но не знаете, как на нее отреагирует аудитория, создайте опрос через Yandex Forms. Это позволит вам узнать мнение ваших читателей о вашей новой идее. Для этого после создания формы с вопросами, скопируйте код iframe и вставьте его в статью на Дзен.
После того, как вы вставите код в статью, читатели увидят форму в статье вот в таком виде:
Н2: Заключение
Если вы завели канал в Дзен для себя и не ставите перед ним каких-то целей, то можете смело проигнорировать все, что только что прочитали. А если вы желаете превзойти успешных авторов и пробиться на вершину каталога, то придется хорошо постараться. Впрочем, освоив описанные выше навыки, вам в дальнейшем не составит труда учитывать их при подготовке контента своего канала.
Читайте также:
Полный гайд по «Дзену»: как подключить сайт, форматы, монетизация
Все о рекламе в «Дзене» и немного больше: форматы, кейсы, примеры
8 мифов о «Яндекс.Дзене» для бизнеса: развенчиваем главные заблуждения