Ставя перед собой какую-то цель, мы иногда и представить не можем, какие сложности ждут нас на пути. Так, человеку, который решил стать копирайтером или журналистом, может показаться, что достаточно научиться писать. Не тут-то было. В «писательской» работе множество психологических нюансов, которые не видны на первый взгляд. Зачастую именно они больше всего мешают делу. Сегодня мы поговорим об одном из главных «врагов» пишущих людей – страхе белого листа.
Что такое страх белого листа
Итак, вы решили написать статью на очень важную / интересную / необычную тему. Полные энергии и воодушевления, сели за компьютер, открыли новый документ Word и… зависли. Курсор мышки оптимистично мигает, выражая готовность отправиться вместе с вами в бескрайние творческие просторы и создать шедевр. Но вы почему-то не можете написать ни строчки. Спустя какое-то время вы либо закрываете Word, так и оставив новый документ девственно-белым, либо все же находите силы написать пару-тройку абзацев. А перечитав их наутро, вы сочтете их негодными и безвозвратно удалите. Результат что в первом, что во втором случае будет нулевой. Прибавьте еще сюда чувство вины за собственную «бездарность» и получите полную картину. Все вышеописанное – и есть проявления страха белого листа. Коварство его в том, что он сильно снижает продуктивность, мешает свободно творить, а иногда полностью тормозит процесс работы.
Если верить всемирной сети, то страх белого листа – это комплекс негативных эмоций (проще говоря, ступор), который возникает у человека при виде чистого листа бумаги или открытого документа на экране монитора. От себя добавлю, что «страшным» является, конечно, не сам по себе чистый лист, а необходимость писать новый материал.
Плохая новость в том, что этот страх возникает практически у всех творческих людей, независимо от опыта и стажа. Хорошая – при определенной тренировке он появляется все реже. Избавиться от него полностью вряд ли получится, но можно снизить до комфортного уровня, при котором страх почти не будет мешать творить.
Друг или враг?
Ошибочно воспринимать страх как что-то негативное. На самом деле он является встроенным механизмом, цель которого – защитить нас от опасности. В первобытные времена восприятие человека было близко к восприятию любого другого животного, и homo sapiens испытывал страх лишь перед реальной угрозой. Но психика и сознание человека с тех времен сильно трансформировались. В процессе эволюции у нас развилось воображение. Именно оно нам помогает заниматься творчеством. С другой стороны, оно же рисует ужасные картины провала.
Воображение и страх всегда идут бок о бок. Сегодня, когда мы уже не рискуем быть съеденными хищниками и реальной угрозы жизни нет, на арену вышли страхи иррациональные. К ним, в частности, и относится страх белого листа. Проблема в том, что наш мозг не в состоянии отличить реальную угрозу от воображаемой. Поэтому для него одинаково «страшно» и встретиться в лесу с медведем, и начать писать. Этим объясняется наша боязнь даже перед незначительными и «безопасными» действиями.
Копать или не копать?
Ни один страх не возникает просто так, у каждого есть основание. Нужно ли разбираться с первопричиной? Скажу как психолог – не всегда. Зависит от того, насколько он сильно мешает работе. Если страх появляется лишь иногда в виде легкого сопротивления, которое вы без труда можете преодолеть, то причину можно «не ковырять». Если же его уровень и сила настолько велики, что не дают написать вам ни строчки, – лучше выяснить, в чем дело.
Факторы возникновения страха белого листа и методы работы
Боязнь неудачи
Как новички, так и состоявшиеся профессионалы с большим опытом зачастую боятся, что у них ничего не получится. Что делать? Помнить, что конечный результат творческой работы никогда не бывает предсказуемым, и это не повод для переживаний. Приведем пару практических методов, которые помогут преодолеть страх неудачи.
- Будьте здесь и сейчас
Воображение – способность, необходимая каждому пишущему человеку. Но, к сожалению, хорошо развитая фантазия иногда может мешать творческому процессу. Пример: вы приступаете к работе над текстом, а воображение уже во всех красках рисует картины будущего фиаско.
Если у вас возникают подобные образы, переключите фокус внимания на настоящее время. Задайте себе вопрос: «Происходит ли сейчас что-то плохое?» или «В данный момент что-то угрожает мне или моей репутации?». С вероятностью 90 % ответ будет отрицательный. Таким образом вы научитесь «не улетать» в будущее, которого еще нет, а оставаться «здесь и сейчас».
-
Визуализация
Заставьте воображение поработать вам на пользу. Сядьте, закройте глава и мысленно нарисуйте картинку того результата, который хотите получить. Это может быть собственная книга, публикация в известном издании, восторженные отзывы читателей, которые сыплются вам по электронной почте и в социальных сетях. Дайте волю фантазии на 100 %, а затем, вдохновленные этим образом, приступайте к работе. Метод визуализации не только наполнит вас положительными эмоциями, но и поможет наметить цель, которая будет питать вас энергией.
Страх критики
В основе страха белого листа нередко лежит боязнь критики. Давайте разберемся, как быть, когда вашу работу негативно оценивают.
Во-первых, забудьте слово «критика». Оно уже само по себе ассоциируется с чем-то неприятным и портит настроение. Замените его на «обратную связь». В чем разница? Суть критических замечаний обычно сводится к тому, что человеку говорят, «как все плохо». При таком подходе у автора просто не остается пространства для развития. Обратная же связь указывает на то, что у автора получается хорошо, а над чем еще следует поработать.
Еще один важный момент: принимайте критику только от профессионалов. От тех, кто действительно разбирается в вопросе или кого вы сами попросили оценить материал. Сегодня в интернете много «профессионалов», которые «лучше знают, как писать правильно». Правда в том, что такой «эксперт» за всю жизнь может не написать ни строчки. Так почему вас должно интересовать, что скажет Вася Пупкин?
Перфекционизм
Перфекционизм – один из главных врагов творческих людей. Стремление создать идеальный текст приводит к тому, что творение, скорее всего, так никогда и не увидит свет.
Для борьбы с этим «стоп-фактором» рекомендуем воспользоваться методом здорового пофигизма. Этот незатейливый способ основан на том, что в мире нет ничего совершенного. Ваш текст никогда не будет идеальным. И не потому, что вы бездарны, а потому идеала не существует в принципе. То, что высоко оценит один человек, другой посчитает посредственным. Уникальность, а не идеальность должны вести вас на творческом пути.
Запомните одно простое правило: перфекционизм и творчество – несовместимы. Поэтому доля здорового пофигизма полезна в любом деле.
Боязнь написать плохой текст
Страх написать плохо загоняет в ступор не только начинающих копирайтеров. Опытные авторы тоже часто сталкиваются с новыми задачами, новыми темами, новыми обстоятельствами, которые могут выбить из колеи и заставить зависнуть перед белым экраном. Особенно это актуально в ситуации, когда у автора уже был удачный опыт и впоследствии он боится не дотянуть до того же уровня.
Если вы не приступаете к работе из-за боязни, что получится плохой текст, сядьте и напишите плохой текст. И не просто плохой, а отвратительный, самый ужасный в своей жизни. Он должен получиться настолько кошмарным, насколько это возможно.
Справились? Отлично! Провал уже случился, ниже падать некуда, теперь только вверх. Как только вы разрешите себе ошибаться, то сразу же избавитесь от страха сделать что-то неправильно.
Незнание, с чего начать
Не знаете, с чего начать? Начните с главного. У вашего текста ведь есть главная мысль или идея? Запишите ее, пусть она и станет первым предложением. От нее уже будет проще отталкиваться. Главная мысль – это ключевой момент, вокруг которого разворачивается все остальное действие. Помимо помощи в преодолении страха, она позволяет автору строить сюжет вокруг главной идеи и не растекаться мыслью по древу.
Страх оказаться некомпетентным
Может возникнуть, если вы плохо разбираетесь в теме. Особенно это касается авторов, которым приходится освещать узкие темы: экономика, финансы, политика и т. д.
Решение: изучите вопрос настолько основательно, насколько позволяет время. Почитайте не только материалы других журналистов, но и профессиональную литературу по теме. Помните, что ваша аудитория – это среднестатистический человек, который не разбирается в предмете очень глубоко. Писать экспертные статьи – удел узких специалистов. В остальных случаях достаточно общих знаний предмета.
Нет мотивации
Бывает, что причина кроется скорее не в страхе, а в лени. Лень – это отсутствие ответа на вопрос «зачем?». Например, «зачем мне писать эту статью?». Поэтому перед тем как приступить к работе, найдите весомую причину, по которой вам просто необходимо написать материал. Это может быть желание удивить читателей, поучаствовать в конкурсе, в конце концов, заработать денег. Все что угодно, лишь бы пробудить у себя интерес к созданию текста. Важно найти ту самую «свою» причину, которая будет давать силы, энергию и вдохновение.
Например, моя мотивация – осознание того, что данная статья поможет множеству людей сделать лучше свою жизнь.
Отсутствие идей
Вы садитесь творить и вдруг понимание, у вас нет ни единой идеи, о чем написать материал. Знакомо? Я называю это состояние «пустая голова». Ну что ж, если нет собственных мыслей – не беда, ведь всегда можно взять чужую. Найдите в интернете интересную цитату и начните с нее. Конечно, важно, чтобы ее содержание было созвучно содержанию вашей статьи. Итак, первое предложение уже есть. Да, пусть не ваше, но все же. Посмотрите на него. Какие мысли приходят? Развейте мысль автора или напишите свою интерпретацию. Написали? Молодцы. Итак, у вас уже написано два-три предложения. Хорошее начало. Теперь снова обратитесь к теме статьи и продолжайте ее развивать. Так вы не заметите, как напишете весь текст целиком.
Универсальные методы
Приведем еще несколько универсальных способов работы со страхом белого листа. Их можно использовать независимо от причин, по которым возникает боязнь.
Психологические
Эмоциональный настрой
Для продуктивного творчества важно создать нужное расположение духа. Это то самое состояние ясности мысли и повышенной работоспособности, о котором мечтают все творческие люди. Но лежать на диване и ждать, когда снизойдет вдохновение, бессмысленно. Создайте это настроение себе сами.
Например, способом создать необходимое настроение является злость. Злость на себя за свою лень, на других, кто не верит в ваш талант, на авторов, которые смогли добиться того, что не удается вам. Эта эмоция дает очень мощный заряд энергии, мобилизует внутренние резервы, активизирует работу мозга и повышает работоспособность.
Помогает настроиться на работу и зависть. Да-да, то чувство, которое выражается словами: «Я тоже так хочу!». «Я тоже так смогу, ну, если не так, то лучше!». Поэтому поймать вдохновение можно, знакомясь с творчеством других авторов и их достижениями.
Елена Рязанова, писатель, специалист по самореализации взрослых профессионалов
«Я считаю, что у каждого человека есть свой продуктивный вход в задачу. Для примера возьмите какое-то занятие, от которого вы обычно получаете удовольствие: читать книги, смотреть фильмы, гулять и т. д. Затем проведите эксперимент: сделайте это занятие таким, чтобы оно вам не нравилось. Например, вы сядете читать и параллельно будете думать о тысяче других дел. Или вы поедете в отпуск, но будете вынуждены заниматься работой. Суть в том, что у каждого классного занятия есть способ сделать его неприятным, и это зависит от наших индивидуальных настроек. Точно так же есть способ сделать любое занятие классным, и это тоже зависит от наших установок. Считаю, что необязательно себя «чинить» и выяснять причины страхов. Я за то, что можно просто себя понять и сонастроиться».
Подумайте о более «страшной» цели
Вспомните какое-то дело, которое давно откладываете. Оно должно быть для вас очень значимым. Важное условие: эта задача должна быть еще «страшнее», чем написание новой статьи. После того как вы нашли такое дело, поставьте перед собой выбор: начать его или начать писать. В качестве более серьезного занятия подойдет ремонт в ванной или прохождение медицинского обследования. В сравнении с необходимостью заняться большой и сложной задачей написание статьи покажется ничего не стоящим занятием.
Метод гуру
Вспомните одного-двух своих самых любимых авторов. Тех, чьи произведения очень сильно повлияли на вашу жизнь. Вспомнили? Отлично! А теперь представьте, что у вашего любимого автора тоже когда-то был страх белого листа. Подумайте о том, что произошло, если бы обожаемый вами писатель так и не сумел преодолеть этот барьер. Вероятно, тогда он не создал бы свои книги, и они не оказали бы влияние на жизнь миллионов людей, в том числе и вашу.
Да, да, уже слышу ваш скептический комментарий: «Но я же не великий писатель!». Во-первых, откуда вы знаете? Во-вторых, то, что вы делаете, – важно. Даже одна ваша публикация способна помочь многим людям.
Играйте другую роль
Представьте перед собой человека, который является для вас эталоном уверенности. Это может быть человек, с которым вы знакомы лично или кто-то из знаменитостей. А может, и вовсе сказочный персонаж или герой фильма. Представьте себе этого персонажа, подумайте о том, какими качествами он обладает, как себя ведет.
Затем выделите пять минут на расслабление. Примите удобное положение, сосредоточьтесь на дыхании и каждый раз, совершая вдох, представляйте, как в вас «проникают» качества этого человека. На выходе думайте о том, как вас покидают сомнения, страхи и неуверенность. После этого встаньте и физически представьте себя этим героем: примите его позу, походите, проследите за своим выражением лица. Выполняя это упражнение каждый раз перед тем, как начать писать или любым «страшным» делом, вы сможете справляться с ним все легче и легче.
Технические
Не делайте ничего
Да-да, вы правильно прочитали. Ничего значит ничего. Перед началом работы установите себе правило не делать ничего хотя бы пять минут. Просто сидите и смотрите, например, в стену. Как ни странно, это занятие потребует определенной силы воли, потому что очень скучное! Но в этом вся суть. Через пять-десять минут вам захочется переключиться на какую-то деятельность, и вы с радостью (а иногда с облегчением) приступите к работе.
Дайте себе время на раскачку
Позвольте себе немного «побуксовать» перед началом работы. Почитайте новости, проверьте почту, загляните в социальные сети. Но важно делать это недолго: поставьте таймер и через десять минут постепенно переключайтесь на рабочий процесс. На втором этапе необязательно сразу начинать писать. Можно, например, прочитать пару-тройку статей по вашей тематике. После этого набросайте план и основные идеи, которые хотите отразить в своем материале. И только после этого приступайте к написанию самого текста. Такая «раскачка» поможет мягко, без напряжения включиться в рабочий процесс.
Сделайте паузу
Если чувствуете, что работа совсем не идет, сделайте перерыв. Творчество любит свободу: чтобы пришла муза и захотелось творить, иногда полезно заняться чем-то другим. Кстати, сама Агата Кристи говорила о том, что идеи романов приходили ей в моменты мытья посуды. Про то, как Менделеев создал свою таблицу, а Ньютон открыл закон всемирного тяготения, вам тоже известно. Так что отдохните немного, а потом возвращайтесь к делу.
Механизм этого метода очень прост: во время отдыха к работе сознания подключаются резервы подсознания, где хранится и обрабатывается большой объем информации. Для того чтобы подсознание смогло проявить активность, нужно отвлечься от рабочей задачи, переключить внимание на какую-то простую деятельность. Это снижает активность работы верхнего уровня сознания, а подсознание получает возможность поделиться с вами информацией.
Заведите привычку писать
Есть действия, которые мы выполняем на автомате, даже не задумываясь об их содержании. Именуются такие действия привычками. Согласитесь, вы ведь не задумываетесь о том, что утром нужно почистить зубы. И совершенно точно у вас не возникает страха перед этим занятием, потому что оно простое и понятное. Написание текста тоже можно сделать привычкой. Лучше всего, если вы будете писать ежедневно в определенное время, например, с 10 до 12 утра. Так мозг заранее будет настраиваться на нужный лад, и со временем вы просто не сможете не писать.
Например, Стивен Кинг каждый день пишет по 1000 слов. Неважно, есть у него вдохновение или нет, знает он, о чем писать, или просто смотрит на белый лист. Так действуют профессионалы, которые зарабатывают творчеством на жизнь. Звучит не очень романтично, правда? Но лучше писать таким образом, чем не делать этого вообще. Любой, даже посредственный, текст всегда можно поправить, ненаписанный – никогда.
Фрирайтинг (свободное письмо)
Это самый известный прием, который помогает расписаться и постепенно перевести мозг в режим работы с текстом. Суть его в следующем: вы открываете новый текстовый документ и пишете все, что придет в голову. Не придумываете что-то, а просто механически записываете мысли. Ваше подсознание при этом крутится вокруг вашей темы и рано или поздно выдает интересную мысль, с которой вы и начнете серьезную работу. Начать можно с чего угодно, даже так: «Я не знаю, что написать… Почему я вечно туплю, когда нужно начинать статью. Это же так просто, взять и начать».
Еще Николай Васильевич Гоголь в письмах к Владимиру Соллогубу советовал этот метод: «А вы все-таки пишите… возьмите хорошее перышко, хорошо его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: “Мне сегодня что-то не пишется”. Напишите это много раз сряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович!»
Сергей Трубадур, копирайтер-маркетолог, руководитель «Школы копимаркетинга»
«Конечно же, страх чистого листа мне знаком, как и любому автору. Он возникает до сих пор – как правило, при написании текстов с гибкой структурой (например, постов в соцсети). Я использую разные приемы, среди которых особо могу выделить один: просто начинаю писать по теме. Получается, не получается – неважно. Готовый текст потом удаляю (если нужно) и пишу заново. Смысл в том, чтобы выбить "пробку", которая не дает облечь мысли в слова. Иногда для этого я и вовсе пишу на бумаге случайные слова, которые приходят в голову (бессмысленный бессвязный текст). Это тоже помогает "расписаться"».
Микрофрирайтинг
Принцип этого метода схож с предыдущим, но имеет одно отличие: ограничение во времени. Заведите таймер на 1 минуту. Поставьте себе задачу без остановки писать в течение этого времени. Пишите что угодно, главное – не останавливаясь. Сделайте паузу. Вновь заведите таймер уже на 2 минуты. Снова пишите без пауз. Опишите, например, последовательность ваших действий сегодняшним утром.
Следующий этап разминки – таймер на 3 минуты, затем на 4 и на 5. Таким образом, в сумме у вас получится 15 минут разминки и несколько листов текста. После такого «разгона» включиться в основную работу будет намного проще.
Петр Панда, основатель Университета копирайтинга:
«Вообще я бы разделил "страх чистого листа" и "креативный ступор". Страх чистого листа обычно проходит у копирайтеров со временем. Для избавления от него достаточно использовать старые добрые техники. Например, метод фрирайтинга, когда пишешь первое, что пришло в голову, постепенно "расписываясь" и заводя текст в нужное русло.
А вот с креативным ступором сложнее. Это уже скорее возрастная болячка. Выражается она в том, что копирайтеру не проблема "что писать", а проблема "как писать". Этакое горе от ума. У тебя в голове мелькают десятки вариантов, и каждый из них – это маленькая вселенная. И здесь уже важно выбрать не просто текст, а то, куда он покатится, по какому сценарию. Я для преодоления креативного ступора сначала выбираю какой-то единый ход развития текста. Например, виды выгод или факты о компании. Затем, когда с ними определился, выливаю их на бумагу. А дальше они уже сами меня ведут в нужную сторону".
Метод одного предложения или абзаца
Скажите себе: «Сейчас я напишу одно предложение» и сделайте это. Как себя чувствуете? Возможно, немного волнительно, но первый шаг уже сделан. Вы написали несколько слов, и ничего смертельного не случилось. Уже после этого действия страх немного уменьшится. Теперь напишите еще одно предложение. Как сейчас себя чувствуете? Вероятно, волнения стало еще меньше. Потом напишите третье, четвертое, и так до тех пор, пока не закончится творческий поток.
Сюда же я отношу метод одного абзаца. Перед началом работы дайте себе установку: «Сегодня я напишу один-единственный абзац». Когда этот пункт будет сделан, будет видно, как действовать дальше. Есть вероятность, что вам понравится процесс, и вы сами не заметите, как втянетесь в работу.
Оба этих метода основаны на принципе «лучше меньше, чем ничего». Это все равно что прыгнуть в воду с вышки, только не с пяти метров (страшно же), а, например, с одного или двух.
Даниил Шардаков, копирайтер, автор книги «Копирайтинг с нуля»:«Если страх чистого листа связан с тем, что мозг просто не хочет включаться в решение задачи, саботирует процесс и прокрастинирует, то можно использовать небольшую манипуляцию. Суть ее в том, что мы вначале пишем что-нибудь простое и разговорное. Например, так: "Привет! Меня зовут Даниил, и сейчас я вам расскажу одну потрясающую штуку (или историю)". Далее вслед за этим предложением идет непосредственное начало текста (вроде как логическое продолжение сказанного). Когда первый абзац готов, первое, "разговорное", предложение можно просто удалить. Изюминка этого метода состоит в том, что мы здесь используем психологический триггер последовательности. Мозгу сложно включиться в работу, когда он еще не начал решать задачу. Но если уж начал (а первое предложение для мозга есть не что иное, как начало решения), то вынужден продолжать, потому что не любит быть непоследовательным. Как итог: начать текст на порядок проще, т. к. белого листа изначально нет».
Метод картинки
Откройте браузер и введите в строку поиска тему вашего материала. Затем перейдите во вкладку «картинки». Выберите одно изображение, которое понравится вам больше всего, и вставьте его в начало текста. Глядя на картинку, начинайте записывать свои мысли и ассоциации. Большинство людей – визуалы. Это значит, что при виде красивой картинки воображение начнет активно работать и преподнесет вам множество оригинальных идей.
Также хорошо работают ассоциации и метафоры. Вспомните яркое выражение, представьте какой-то образ или кадр из фильма. Такой метод хорошо стимулирует креативность и дает широкий простор для фантазии.
Дедлайн
Один из самых надежных способов преодолеть страх – это дедлайн. Когда я работала корреспондентом в районной газете, бояться было некогда – нужно было писать: быстро и много. Выбора нет: ты либо сдаешь материал вовремя, либо срывается работа целой редакции.
Если вы не работаете в издании и у вас нет внешних рамок, создайте их себе сами. Например, сообщите другу, что если не уложитесь в срок, то перечислите Х денег на счет благотворительной организации.
Заключение
Не бойтесь чистого листа. Помните, что не боятся только дураки и мертвые.
Положите на одну чашу весов страх, а на другую успех, признание и те возможности, которые откроются перед вами, когда вы начнете писать. Ставя крест на собственном таланте и способностях, вы не только обрекаете себя на серую, бессмысленную и скучную жизнь, но и лишаете тысячи людей возможности насладиться вашим творчеством.
Страх будет преследовать вас всю жизнь, на каждом новом этапе. Преодолеть его или сдаться под его натиском – только ваш выбор.
Каждый из вас уникален. Вы – это вы, и другого такого же человека нет и не будет. Вы и то, что вы создаете, нужны этому миру. Творите, даже если это придется делать не благодаря, а вопреки.
Читайте также:
Что такое контент-план для коммерческого сайта и как он создается
Автор, отстань от предпринимателя
Чего авторы ждут от заказчика? Инструкция из первых рук!