Рассылка по интернет-маркетингу:

Михаил Шакин (Globator): заработок в интернете возможен в любой тематике

2 Сентября 2015 Денис Савельев
Время чтения: 17 минут Нет времени читать? Нет времени? 26 комментариев
Отправим материал вам на:

Михаил Шакин (aka Globator) в особом представлении не нуждается, кто следит за его блогом shakin.ru, знает про него многое — что занимается манимейкерством, любит собак и кошек, работал дальнобойщиком в США. А кто не знает про него ничего, скажем коротко: Шакин ведет один из самых популярных блогов в рунете по SEO-оптимизации.

Вот, как он характеризует себя сам:

Я простой сибирский блоггер, увлекаюсь продвижением сайтов. Сейчас это моя работа и мое основное увлечение. Занимаюсь продвижением как в рунете, так и в англоязычном интернете.

Михаил Шакин и его пес Бабай

— Когда ты начал заниматься продвижением сайтов?

Первый свой сайт я сделал в 2006 году и стал его развивать и продвигать. Вскоре я понял, что тема мне очень нравится, и начал заниматься этим уже основательно. Блог завел в 2007 году.

— Как ты делишь свое время между продвижением англоязычных проектов и продвижением в рунете?

Процентов восемьдесят всех сайтов, которые я продвигаю, — это англоязычные сайты. Мне англоязычный интернет очень нравится тем, что там масса бесплатных возможностей для продвижения. Я считаю, что во многих направлениях англоязычный интернет на несколько лет опережает рунет. Я занимаюсь продвижением сайтов клиентов, а также развитием своих проектов.

Если вы планируете зарабатывать на размещении рекламы, то советую рассмотреть возможность по созданию и развитию сайтов в англоязычном сегменте интернета. Трафика в англоязычном интернете значительно больше, как и возможностей для заработка. Образно говоря, при прочих равных условиях при одинаковой посещаемости и тематике доходы с сайта в англоязычном интернете будут в несколько раз выше. Конечно, для успешного продвижения там желательно знать английский язык. За рубежом очень много наших бывших соотечественников, и многие из них ведут проекты, так или иначе ориентированные на рунет.

— Ты давно продвигаешь сайты за рубежом. Куда движется Google, на твой взгляд?

На мой взгляд, Google становится все более крупной компанией, в которой все труднее внедрять какие-то технологические инновации. У меня есть друг, который работает в американском Google, и он это подтверждает: реализация многих нововведений не всегда проходит так быстро, как этого бы хотелось и как это было раньше.

Google прикладывает много усилий для развития своей социальной сети Google Plus. Но лидером среди соцсетей в мире по-прежнему остается Facebook. Думаю, Google продолжит развитие своей соцсети.

Другой тренд — это усиление персонализированной выдачи. Через несколько лет выдача будет еще сильнее отличаться за счет персонализации. Причем она будет отличаться даже у одних и тех же пользователей на разных устройствах — десктопная выдача будет одна, на смартфоне другая, на планшете третья. И это оправданно: люди по-разному ищут на разных устройствах, и им нужны разные результаты. Посмотрите, как вы ищете, например, ресторан на смартфоне, находясь где-то на улице, — ваша задача найти что-то поближе, что удовлетворяет вашим пожеланиям. На стационарном компьютере мы будем уже выбирать несколько иначе — нам интересна конкретная кухня, мы готовы уже подальше поехать и т.д.

— В чем основная разница продвижения проектов в рунете и в буржунете?

Там нет такого распространения сервисов покупки ссылок, как в рунете, потому что в англоязычном интернете Google активно и успешно с ними борется. Конечно, похожие сервисы у них тоже есть, но они не получают распространения. Но как только он перейдет на определенный уровень развития, то Google накажет как сайты вебмастеров, так и рекламодателей. Наши биржи в силу особенностей развития рунета получили довольно большое распространение. На западе же этот рынок занят небольшими командами и фрилансерами.

Основное отличие от рунета – там уже давно никто не делает акцента на продвижение платными ссылками и статьями, так как много бесплатных способов продвижения.

— Ок, поговорим о «Яндексе». Он уже несколько лет продолжает терять свою долю, в итоге чем все закончится, на твой взгляд?

Если смотреть на тенденцию, то есть вероятность того, что «Яндекс» может потерять часть своей доли рынка. При этом он будет оставаться лидером в рунете еще много лет. Сейчас активный прирост доли поисковиков на рынке возможен за счет развития таких направлений, как собственный браузер и мобильная операционная система, то есть со своих собственных платформ. У Google есть Chrome и Android. У «Яндекса» есть «Яндекс.Браузер», который сделан на основе Google Chromium. Если бы «Яндекс» создавал и развивал свои собственные платформы, пусть локальные, только для рунета, то он и дальше увеличивал бы свою долю на рынке.

На мой взгляд, то, что за рубежом в большинстве стран есть только один основной поисковик, — это плохо. Для рынка намного лучше, чтобы было два-три популярных поисковика.

Тот же Google, как мы все видим, последовательно «выдавливает» результаты органической выдачи из выдачи, то есть в итоге сайты получают меньше трафика. «Яндекс» тоже действует по тому же принципу. Этот тренд со временем еще больше усилится. Предполагаю, что по каким-то запросам может дойти до того, что в топ-10 мы увидим только два-три результата органической выдачи, остальные места будут заняты сервисами самого поисковика: «Маркетом», «Адресами», «Картами» и так далее.

Я бы хотел, чтобы в рунете основными поисковиками были не только «Яндекс» и Google, но и третий, например, Mail.ru. Чтобы между ними была конкуренция, и они активно развивали свои алгоритмы и сервисы – от этого выиграют все, и поисковики, и пользователи.

— Давай поговорим о заработке на зарубежных рынках. Как ты считаешь, можно ли с нуля зайти сегодня на рынок манимейкерства и начать нормально зарабатывать на этом?

Конечно, конкуренция у них во многих тематиках во много раз более сильная, чем в рунете. И она усиливается с каждым годом. Это нужно учитывать. Тем не менее, я считаю, начать с нуля можно. Велосипед выдумывать тут не нужно. Предварительно следует изучить тематику, в которой хотите работать, посмотреть на сайты конкурентов и сделать свой ресурс лучше и интереснее.

В принципе, сами поисковые системы нам подсказывают, какие сайты они считают эталонными. Нужно взять топ-3 сайтов по выбранной тематике и изучить, как у них подается информация, какой объем контента на страницах, как часто он публикуется, сколько соцсигналов получают страницы, какие внешние ссылки ведут на сайт, как оптимизированы страницы. Во многих тематиках все ссылки у сайтов-лидеров естественные, то есть человек написал объемную статью, которая является лучшей по данному вопросу, и за счет нее получает качественные и естественные ссылки.

В целом я считаю, что зайти можно в любую тематику, что в рунете, что в англоязычном интернете, но порог входа в плане затрат времени и усилий в несколько раз выше, чем два-три года назад.

Зайти можно в любую тематику, главное, знать, где находится дверь

— Как ты выбираешь ниши?

Я в первую очередь ориентируюсь на то, насколько мне интересна данная тематика. Она должна быть такой, чтобы мне было интересно развивать сайт в течение ближайших 5-10 лет. К примеру, я люблю собак, сайт о собаках мне всегда будет интересно развивать.

А если у меня минутное увлечение, например, квадрокоптеры, то делать проект на эту тему я не стану. Раньше делал, но потом в итоге забрасывал. В долгосрочной перспективе все держится именно на личном интересе к теме.

Затем важно совместить свой интерес с заработком. Нужно сразу изучить, как в этой теме вы будете зарабатывать деньги. Нужно заниматься теми тематиками, которые одновременно вам интересны, и при этом на них можно заработать. Если есть один интерес, но нет заработка, то ничего в итоге не выйдет. Прогнозируя заработок, я всегда смотрю на конкурентов: кто на чем зарабатывает в данной нише. Велосипед изобретать не надо — в каждой нише заработок может отличаться, и нужно просто смотреть на лидеров тематики: у кого-то основной заработок на партнерке от Amazon, у кого-то ClickBank, у кого-то AdSense, у кого-то другие методы.

При этом, если вы только начинаете свой путь в зарубежных тематиках, я бы рекомендовал сначала попробовать силы на какой-либо узкой тематике. Приведу один пример. Один знакомый делал сайт о беговых колесах для хомячков. Казалось, какая-то глупость, но сайт был профессионально сделан, контент был написан со знанием дела, информация подана красиво и интересно. В итоге его сайт попал в топ-3 Google по большинству продвигаемых запросов, и у него были отличные продажи по партнерке от Amazon, там много товаров для хомячков.

— Понятно. В общем: интерес прежде всего, потом уже деньги.

Да, но через некоторое время интерес должен быть поддержан доходом :) Иначе интерес быстро закончится.

— Ок, идем дальше. Попадал под санкции Google?

Ну, конечно, не без этого :) Честно скажу, далеко не все сайты удалось вывести из-под санкций. Google за рубежом все-таки очень суров. И попадали туда сайты, в основном, слабые в плане контента, с тех времен, когда я еще не умел выбирать копирайтеров. Контент на них был хоть и уникальный, написанный копирайтерами, но в плане ценности информации он уступал ведущим конкурентам. Копирайтеры, если они недорогие, пишут по такой схеме: находят две-три статьи в интернете по данному вопросу и своими словами излагают те мысли, которые в них находят. В итоге статьи получаются уникальными, но ничего нового в них нет.

Вторая причина фильтрации — это ссылки. На некоторых сайтах я переусердствовал со ссылками, например, размещал больше ссылок с каталогов статей, чем это было нужно. Но это хороший опыт. Только в экспериментах можно понять, что работает, а что нет. Я вообще сторонник того, чтобы учиться всему на своем собственном опыте. Я мало доверяю каким-либо высказываниям в SEO, пока сам не проверю это на практике. Например, часто встречаю мнение, что размещение в каталогах уже не работает. На своем опыте я убедился, что если зарегистрировать региональный сайт вручную в 5-10 каталогах сайтов или компаний своего города, то это даст пусть и небольшой, но положительный эффект. Я всегда стараюсь все проверять на своем опыте. Взять те же самые каталоги: автоматическая регистрация в тысячах заспамленных каталогов без трафика — да, никакой пользы не даст. Но, например, региональные каталоги вполне можно использовать и сейчас, если сайт региональный, и добавить его в 5-10 каталогов. Работает это как в рунете, так и в англоязычном интернете. Поэтому я считаю, что любые догмы в SEO — это плохо. Все надо проверять личной практикой.

Личной практикой проверено: в Таиланде классно

— Расскажи свой алгоритм работы, как ты запускаешь сайт в новой нише.

Я специализируюсь на блогах и информационных ресурсах. Смотрю, по каким из моих интересов я еще не сделал сайт, далее провожу анализ топа в англоязычном Google. Обычно топы занимаются крупными игроками: Amazon и другими трастовыми площадками. Если в топах статейники, сервисы вопросов и ответов, форумы, то значит, ниша не очень конкурентная, и можно по ней сделать сайт. В принципе, с Amazon и другими трастовыми площадками тоже можно конкурировать, но это потребует больше времени и сил.

Последовательность действий такая. Создаю сайт. К примеру, о какой-то породе кошек. При этом я размещаю не только информационные статьи, но и обзоры подходящих товаров. Для сайта о кошках это будут обзоры спальных матрасов для кошек, деревьев для кошек (cat trees), также делаю обзоры еды для кошек, лекарств, шампуней и т.д. Таким образом, чередуя обзорные статьи с информационными, я постепенно наполняю блог. Контент заказываю у англоязычных фрилансеров.

В идеале на сайте должно быть опубликовано не менее 50-100 статей и обзоров.

После того, как сайт запущен, я начинаю изучать посещаемость. У любого сайта бывают небольшие увеличения посещаемости. В такие дни я определяю, на какую страницу стал приходить трафик. Те страницы, которые стали получать посетителей, намного легче и быстрее продвинуть в топ.

Далее я начинаю улучшать данную страницу. Смотрю, что на ней можно улучшить в плане контента. Даю задание копирайтерам доработать контент, делая его интереснее и информативнее. Анализирую на сайтах конкурентов, чего не хватает моей статье. Работаю с картинками, добавляю 5-10 иллюстраций. Также отлично работает добавление видеороликов. Ищу на Youtube подходящие видеоролики и добавляю на страницу, это увеличивает на время, которое пользователи проводят на данной странице. Задача — сделать статью самой лучшей и интересной в своей нише. Чтобы она максимально отвечала на вопросы посетителей и давала им всю нужную информацию, и чтобы у них уже не было необходимости продолжать поиск на других сайтах.

Далее с помощью программы BuzzBundle ищу подходящие тематические обсуждения в социальных сетях, на блогах и форумах и принимаю участие в обсуждении. Часто обращаюсь к автору по имени, задаю вопросы по предыдущим сообщениям, делюсь своими мыслями – в общем, общаюсь. Там, где это уместно, аккуратно размещаю ссылку на продвигаемую страницу своего сайта. Естественно, никакого спама быть не должно. Короткие сообщения со ссылкой на большинстве сайтов сразу удалят. Технология такая: есть у меня обзор по матрасам для кошек, ищу обсуждения, где выбирают матрас, и стараюсь принять участие в них.

Очень хорошо по женским тематикам и домашним животным работает социальная сеть Pinterest.

В итоге такая улучшенная статья начинает привлекать все больше и больше целевых посетителей и становится самой интересной по данному вопросу. Далее по такой же схеме начинаю прорабатывать другие страницы сайта.

— Как часто на таких нишевых сайтах у тебя выходят новые статьи?

Я стараюсь, чтобы в неделю на сайте публиковались две-три новые статьи. Большинство современных движков сайтов позволяют публиковать статьи по расписанию. Не всегда и не по всем проектам удается выдерживать такой темп. Но минимально допустимое значение — две-три статьи в месяц.

— Что указываешь копирайтерам в ТЗ?

По поводу техзаданий для копирайтеров - я пробовал разные схемы. Делал очень подробные техзадания, где подробно перечислял все требования. В итоге пришел к такой схеме. Даю одинаковое задание для статьи для 20 исполнителей. В ТЗ указываю только объем статьи и один поисковый запрос. Они пишут статьи, я их оплачиваю и выбираю 2-3 лучшие работы. То есть ТЗ создаю сейчас очень простые: основной запрос, который нужно упомянуть в статье, и объем. Хороший копирайтер сам должен набрать указанный запрос в поисковике, собрать фразы, подсвеченные в выдаче жирным шрифтом (так называемую "подсветку"), а также использовать в тексте синонимы запроса и похожие фразы. Кроме этого, он должен уметь в интересной форме раскрыть тему и дать читателям всю информацию, которую они ищут.

— С кем работаешь, с носителями?

Нет, с носителями стараюсь не работать. Причина на самом деле банальна: один хороший копирайтер-носитель обойдется по стоимости, как несколько копирайтеров из других стран, чей уровень знания языка не сильно отличается от уровня носителей. Это вполне объяснимо: уровень жизни в США, Канаде или Великобритании намного выше, чем в Индии или на Филиппинах, где английский язык является вторым государственным и многие его учат с самого рождения.

При заказе статей обязательно даю чаевые — 15-20% от суммы заказа. И за эти деньги они отлично работают. Где-то полтора-два доллара за 100 слов по общим тематикам — это нормальная цена для этих копирайтеров, они будут трудиться на отлично. Если тематика узкая, то поднимаю цену до 3-5 долларов за 100 слов. За эти деньги вполне можно найти хорошего и ответственного копирайтера, но нужно уметь выбирать тех, кто пишет лучше, именно поэтому я сначала одно задание для 20 разных исполнителей, и в итоге определяю лучшего.

— Давай перейдем к теме российского SEO-блоггинга. В последнее время все чаще звучит мысль, что SEO-блоггинг умирает, притока свежей крови нет.

Мне кажется, до конца SEO-блоггинг не умрет, но темпы он сильно сбавил — это верно. Причин тому несколько. Во-первых, практически все по SEO рассказано. Информации по любым вопросам очень много. Во-вторых, продвигать сайты стало сложнее. Те времена, когда было достаточно купить ссылок на бирже и попасть в топ, уже давно прошли. Простые схемы уже не работают. Продвигать нужно в комплексе, чтобы получить результат. В-третьих, если какие-то рабочие стратегии и остались, то мало кто ими хочет делиться. Ведь то, что становится публичным, перестанет быть эффективным очень быстро. Отсюда получается дефицит интересных материалов. Ну, и четвертый момент — рекламодателей на блогах стало значительно меньше, если сравнивать с тем, что было несколько лет назад. Это лишает многих блоггеров мотивации развивать свои проекты. В итоге продолжают писать в блоги те блоггеры, кто раньше писал не для заработка, а потому, что это им было интересно.

Блог может приносить доход не напрямую, а опосредованно. Если писать интересные и полезные материалы, то постепенно через блог будут обращаться клиенты на ваши услуги.

Есть еще одна причина — это возросшая популярность соцсетей. Раньше блоги являлись не только авторской площадкой SEO-специалиста, но и платформой общения, сейчас же значительная часть общения переместилась в соцсети. Сейчас часто уже нет необходимости писать мелкие посты «для общения» в комментариях, все это можно сделать в соцсетях.

Михаил Шакин со своими мохнатыми товарищами

— Расскажи, как ты продвигаешь молодой сайт в рунете? Какова должна быть последовательность действий?

Сразу скажу, в первые два-три месяца забудьте о любых ссылках. Даже т.н. «естественные», полученные через crowd-marketing ссылки в первое время проекту не нужны. В самом начале нужно сосредоточиться на улучшении качества контента и самого сайта. Продумать грамотную навигацию. Изучить конкурентов. Если, например, все топовые сайты вашей ниши используют онлайн-консультантов, а вы не используете, то нужно обязательно его поставить. Обратите внимание на тексты. Ваши тексты должны быть лучше и качественнее, чем у конкурентов. При этом смотрите не только на тексты, а на всю страницу целиком: она должна быть качественнее, чем аналогичная страница конкурентов. Можно разместить в тексте подходящее видео из Youtube, например. Я это успешно применяю. Видео с Youtube, на мой взгляд, влияет положительно на продвигаемую страницу — хотя бы за счет улучшения тех же самых поведенческих факторов ранжирования. Одно видео — это более наглядно, чем 20-30 качественных картинок. Представьте, компания предлагает деревянные дома. Одно дело показать аудитории 20 картинок, смоделированных в 3D, и другое дело показать реальное видео, как ваша компания эти дома строит. Видео будет гораздо нагляднее и информативнее. А подача информации очень важна. А дальше уже можно использовать технологию выстреливших страниц, о которой я рассказал выше.

— Ты вот сейчас говорил про визуализацию, но по сути это означает, что продвижение в поисковиках становится дорогим и более трудозатратным? Как быть малому бизнесу? Цены будут расти?

Да, есть такое. Думаю, в ближайшие год-два ничего не изменится. Потом, возможно, чеки начнут расти.

— Важен ли сегодня блог для продвижения, что думаешь?

Роль блогов в коммерческом сегменте рунета, на мой взгляд, крайне недооценена. Многие создают разделы «Полезные статьи». На мой взгляд, блог на сайте компании в три-пять раз эффективнее, чем раздел «Статьи».

— Ну, это еще зависит и от качества контента. Ведь можно вести блог, который никому не нужен.

Ну, это само собой разумеющееся. Контента стало очень много, и создавать контент ради контента точно не стоит. Лучше написать одну качественную и полезную статью, чем сто никому не интересных.

— Ок, спасибо, Михаил, и удачи твоим проектам и твоему блогу.

Денис, тебе спасибо за интервью и интересные вопросы.

Генеральный директор агентства «Текстерра», в интернет-маркетинге с 2003 года. Специалист по привлечению трафика, увеличению конверсии, выстраиванию воронки продаж. Хобби – интернет-маркетинг. Интересы, помимо работы, – интернет-маркетинг. Религиозные взгляды – интернет-маркетинг. Добавляйте меня в соцсетях: Facebook, Вконтакте, Instagram.
Другие публикации этого автора
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: