Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Малозатратный маркетинг: инструкция по применению

19 апреля 2021 Дарья Волкова
Время чтения: 14 минут Нет времени читать? Нет времени? 1 комментарий
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Малозатратный маркетинг: инструкция по применению Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Финансовое состояние предпринимателей часто балансирует на грани «выжить – заработать». При этом не все готовы вкладывать деньги в рекламу. Мы провели опрос в соцсетях и узнали, о каких цифрах думают люди, когда слышат словосочетание «низкий рекламный бюджет»:

  • 48 % опрошенных считают низким бюджетом сумму до 10 тыс. р. в месяц;
  • 22 % – до 30 тыс. р. в месяц;
  • 13 % – до 50 тыс. р. в месяц;
  • 17 % – до 100 тыс. р. в месяц.

Соотношение ответов примерно одинаковы по России, но разительно отличаются у жителей Москвы. В столице низким бюджетом считают:

  • 30,5 % – до 10 тыс. р. в месяц;
  • 26 % – до 30 тыс. р. в месяц;
  • 13 % – до 50 тыс. р. в месяц;
  • 30,5 % – до 100 тыс. р. в месяц.

10, 20 тыс. в месяц… Что можно сделать на такие деньги? Казалось бы, очень мало. На самом деле, продвигать бизнес можно даже с низкими рекламными бюджетами. Правда, потребуется больше времени и личных ресурсов. Рассказываем, с каких шагов начать этот длинный путь бюджетного продвижения.

Проводим предварительные исследования

Крупный бизнес – «Альфа-банк», «Тинькофф», «МегаФон» и подобные – при своих бюджетах могут не «прицеливаться» в аудиторию, а буквально бомбардировать потенциальных клиентов рекламой.

Производитель товаров для сна Askona, например, настраивает таргетированную рекламу на людей, совершивших покупку. Все бы ничего, но рекламирует компания ровно то, что было куплено.

В случае с малым и микро-бизнесом, когда бюджет ограничен, а то и вообще отсутствует, запускать рекламу нужно, заранее исследовав потребности каждого сегмента аудитории, понимая плюсы и минусы компании. Цена ошибки здесь высока.

Перед запуском любой рекламной кампании, будь то настройка таргета или BTL-акция, делаем следующее.

  • Изучаем рынок, сегментируем аудиторию (шаблон для оценки аудитории). Помним, что аудитория для рекламы и ЦА всей компании могут различаться.
  • Проводим SWOT-анализ, выявляем сильные и слабые стороны. К оценке лучше привлечь 2–3 специалистов и опираться только на факты, а не придумывать «из головы».
  • Выбираем каналы присутствия – те, где больше всего целевой аудитории.
  • Пишем план действий, замеряем исходные показатели и желаемую цель – сколько клиентов должна принести рекламная кампания.
  • Считаем экономику рекламной кампании, составляем смету.

Выстраиваем стратегию малозатратного маркетинга

Работаем с клиентской базой

Основа малозатратного маркетинга – работа с клиентской базой. Лояльные клиенты, уже знакомые с услугами, для предпринимателя являются источником информации о продукте, его плюсах и минусах, и «сарафанным радио».

Источники для сбора базы

  • Сайт с формой заказа / подписки. Пользователь может быть не готов приобрести товар сразу. В этом случае ему будет комфортнее еще немного подумать о покупке и подписаться на новости. Его контакты при этом останутся у вас.
  • Организация онлайн-мероприятий. Заполняя форму для участия, человек ставит «галочку»-согласие на получение рассылок. Так вы получаете контакты и можете «прогревать» пользователя в письмах.
  • Социальные сети. Возможности сбора данных здесь практически безграничны – от подписчиков собственного сообщества до людей со схожими интересами. Базы обычно используются для настройки таргетированной рекламы и рассылок.
  • Сбор информации офлайн. Наиболее распространенная форма – предложение заполнить анкету для получения дисконтной карты.

Что делать с базой:

  • анализировать;
  • сегментировать;
  • делать рассылку;
  • настраивать таргетированную рекламу.

Повышаем количество упоминаний через справочники, каталоги, доски объявлений

Размещение в справочниках способствует появлению компании в верхних строчках поисковой выдачи и дает трафик на сайт.

Перед тем, как публиковать информацию о компании в каталогах, делаем 2 вещи:

  • составляем описание компании блоками: полное описание, краткое, контакты, дополнительную информацию;
  • собираем базу справочников (шаблон базы и описания). Кстати, в базу справочников стоит сразу вносить логины и пароли, чтобы удобнее было обновлять информацию.

Чтобы составить правильное описание, пишем УТП, отвечающее потребностям клиента.

Собираясь в кафе на обед в будний день, о чем мечтает клиент? Поесть быстро, ведь обеденный перерыв длится всего час. Значит, продвигая бизнес-ланчи, мы можем написать, что подаем блюда за 5 минут. Или обслуживаем без очереди при определенных условиях.

Выбирая банкетный зал, на что в первую очередь ориентируется заказчик? Скорее всего, смотрит на вместимость. Значит, расскажем, что наши залы вмещают 30–60 человек, а минимальное количество гостей – 20 человек. Так сразу «отсеиваются» люди, которым наше предложение не подходит.

В описании по возможности отстраиваемся от конкурентов, заявления сопровождаем фактами (вместо «широкий ассортимент» пишем «100 позиций в ассортименте», а вместо «квалифицированные специалисты» показываем фотографии и документы, подтверждающие квалификацию сотрудников).

Где размещаться:

  • «Яндекс Карты», Google maps, «2ГИС» и другие картографические сервисы;
  • каталоги организаций, такие как «Желтые страницы»;
  • доски объявлений: Avito, «Юла» и другие;
  • специализированные ресурсы по теме деятельности (ProDoctorov.ru и другие);
  • сервисы оказания услуг («Яндекс.Услуги», Profi.ru и другие);
  • купонаторы (сервисы, где клиент покупает купон с большой скидкой) и тематические агрегаторы (собирают сайты в рамках одной тематики).

Создаем контент

В малобюджетном маркетинге приходится производить много контента. Интересного, полезного, подходящего под запрос аудитории – помните, мы выше ее изучали? Качество контента влияет на виральные охваты, когда публикация распространяется в рекомендательных системах самостоятельно и бесплатно.

Блог компании или руководителя

Если есть силы и время, заводим блог компании или руководителя. Ресурс предполагает не формальный подход, а написание «живых» историй, сопровождающихся фотографиями или видео.

Показательный пример – блог хозяйки мастерской «Отожгли». В постах она публикует фото и видео процесав, рассказывает о сложностях в работе и о том, как с ними справилась.



Площадку для блога выбираем ту, где присутствует наша аудитория. Возможные варианты площадок, куда можно «зайти» с небольшими затратами:

  • Социальные сети. Писать начинаем бесплатно, но привлечение подписчиков и наращивание аудитории стоит денег: органическое продвижение работает слабо.
  • «Яндекс Дзен». Писать можем бесплатно. Платформа обеспечивает публикациям охваты, если они интересные и провокационные.
  • LiveJournal. Бесплатная площадка. Ее уже несколько лет называют устаревшей, но она все еще «живет». У авторов есть скромная возможность попасть во внутренние ТОПы платформы, где их заметят. Можно публиковать статьи в тематических блогах за небольшие деньги.
  • Vc.ru, Spark – тематические площадки для бизнеса;
  • TikTok – площадка позволяет снимать малобюджетные видео, которые могут «выстрелить».

Гостевые публикации

Кроме собственного блога пишем гостевые статьи на ресурсы, соответствующие тематике бизнеса.

Гостевая публикация – статья с активной ссылкой на вашу компанию, размещенная на популярном ресурсе.

Куда разместить гостевой материал:

  • Блог TexTerra. Бесплатно берет в работу статьи про интернет-маркетинг, веб-разработку, SEO, PPC, SMM, веб-аналитику.
  • UniSender. Блог о e-mail маркетинге.
  • Журнал Pressfeed. Принимает материалы о журналистике и СМИ.
  • Retail.ru. Ресурс о ритейле. Принимает пресс-релизы компаний, но раз мы не «Газпром», наши новости мало кому будут интересны. Куда лучше согласовать с редакцией специальный материал.
  • Cossa. Издание про маркетинг в digital.
  • «Деловой мир». Ждет статьи о маркетинге, финансах, продажах, управлении персоналом.

Перед тем, как писать статью, читаем редполитику издания и предлагаем редакции несколько тем. Специалисты подскажут, как лучше подать вашу идею.

Сотрудничество с блогерами

Один из инструментов продвижения контента – нативные размещения у блогеров и микроблогеров. Речь здесь скорее про Instagram, где можно приобрести недорогие или бартерные размещения и получить первые продажи. А вот на «Дзен» нативная реклама – это игра вдолгую.

Мы считаем, что нативная реклама в «Яндекс.Дзене» не подходит для малобюджетного маркетинга. Как правило, задачи такого маркетинга – продажи, получение недорогого лида.

Нативная реклама в «Дзене» решает коммуникационные задачи: помогает создавать знание о продукте, увеличивать лояльность, доносить атрибуты бренда. Это важная часть воронки: прежде, чем человек купит что-то, ему нужно узнать о продукте, проникнуться доверием к компании, понять, почему этот продукт, а не другой. Продажи с нативной рекламы в «Дзене» будут, если удачно подобрать блогера, но стоимость заявки обычно получается слишком высокой по сравнению с другими каналами. Поэтому, если вам нужны недорогие лиды, советую обратить внимание на другие рекламные инструменты.

Налаживаем взаимовыгодное сотрудничество

Взаимный пиар

Взаимный пиар – обмен аудиториями, «я прорекламирую тебя, а ты – меня». Бартер – тоже обмен, но реклама обменивается на продукцию компании или услугу (обзоры, распаковки).

Организуя взаимный пиар, контролируем две вещи: придирчиво выбираем партнера и проверяем его репутацию, а потом сопровождаем репост объяснением, откуда он и зачем, либо встраиваем рекламу в свои сюжеты/тексты/акции.

Реклама на бартерной основе

Договариваясь на рекламу по бартеру, вы можете предложить 1 из 2 сценариев:

  • «я дам тебе продукцию, а ты напиши честное мнение»;
  • «я дам тебе продукцию, а ты напиши о нас хорошо».

Второй вариант несет определенные риски. Аудитория быстро «раскусывает» обман и отказывается от услуг компании.

С другой стороны, чтобы отдавать рецензию на откуп блогеру, нужно быть уверенным в качестве своего продукта.

Бартер может касаться не только продукции, но и услуг компании или частного специалиста.

Наш магазин физически существует с 2020 года, и вся прибыль пока вкладывается в развитие бизнеса. На рекламу закладываем бюджет не более 5 000 р. в месяц. Когда нам понадобилась фотосессия, мы согласовали съемку на условиях бартера: фотограф делает для нас 10 фотографий продукции в обработке, а мы упоминаем ее, когда публикуем в своем аккаунте снимки с фотосессии.

Бартер уместен в деловых отношениях между предпринимателями и в большинстве случаев ведет к взаимному удовлетворению потребностей, но, возможно, не всегда гарантирует дальнейшее сотрудничество.

«Обмен» специальными предложениями

Еще один способ продвижения – совместные программы лояльности или обмен скидками. Условно, покупая наш продукт, клиент получает купон на скидку в магазине партнера, и наоборот.

Как совмещать программы, с кем меняться:

  • по географии – с компаниями в шаговой доступности, чтобы клиентам было удобно сразу зайти к партнеру и использовать купон;
  • по тематике – выбирать схожие и дополняющие друг друга продукты и услуги.

Подобную акцию в новогодние праздники проводил вологодский «Центр света “Эдисон”». Продавцы партнеров магазина выдавали покупателям купоны со скидкой 1 000 р. на покупку ламп и светильников. Как говорят представители ASIA_COSMETOS, им прямого финансового эффекта акция не принесла, но покупателям было приятно получить предновогодний бонус.

«Центр света “Эдисон”» находится с нами на одном этаж. Каждый получивший купон мог на обратном пути зайти и познакомиться с ассортиментом партнера.

Нашей задачей не было увеличение объема продаж через участие в акции. Хотелось сделать приятное своим покупателям, добавить немного предновогоднего настроения. И, конечно, подарок – всегда своего рода плюс к уровню клиентской лояльности.

Говорим «да» нетворкингу

Предприниматели часто недооценивают нетворкинг, хотя участие в профильных мероприятиях приносит наиболее лояльные контакты. Личное знакомство дает потенциальным клиентам и партнерам возможность «пощупать» бизнес прямо здесь и сейчас. Понять, доверять или нет.

Поэтому на старте участвуем в профильных мероприятиях: выставках, ярмарках продукции, конференциях, слетах.

Где искать информацию о местных мероприятиях:

  • на сайте городской или районной администрации;
  • на сайтах и в социальных сетях центров поддержки предпринимательства;
  • в молодежных центрах;
  • в социальных сетях.

Если бизнес только открылся, просто так на мероприятия никто не приглашает. Увидев интересный анонс, звоним организаторам сами и предлагаем варианты участия, спрашиваем об условиях. Участие может быть платным, но, если доказать свою пользу и экспертизу, пропустить могут и без денег.

Если своя аудитория уже сложилась, можно самим организовывать мероприятия для клиентов и коллег: встречи для обмена опытом, дегустации, PR-акции.

Аналогично поступаем в онлайн. В тематических сообществах пишем комментарии, участвуем в дискуссиях – в общем, делаем все, чтобы нас заметили.

Социальная деятельность как повод для публикаций в СМИ

СМИ обычно размещают коммерческие материалы платно, но социальный инфоповод могут опубликовать на особых условиях.

Социальная деятельность – любое содействие людям, чаще безвозмездное: помощь в преодолении трудных ситуаций, материальная и ресурсная поддержка, реабилитация.

С 2019 года термин социального предпринимательства закреплен законодательно. Предприниматель может получить особый статус, оказывать помощь незащищенным людям и получать повышенное внимание со стороны прессы, а также выиграть грант на развитие проекта.

Чтобы начать взаимодействие с прессой, собираем карту СМИ региона, где издания классифицируются по типу (печатное, онлайн) и уровню влияния (региональное, федеральное, районное). Необязательно собирать полный объем: заносим только те издания, где планируем публиковаться. Для каждого издания отмечаем тематику и формат материалов, которые оно принимает.

Скачать шаблон карты СМИ.

Общение со СМИ можно начинать с рассылки пресс-релизов, но лучше как можно быстрее перейти на личное общение с журналистами. Для этого официальные пресс-релизы дополняем сопроводительным письмом, спрашиваем имя журналиста и строим общение неформально.

Выводы

Обладая некоторыми компетенциями – умением хорошо писать, делать качественные фото, систематизировать и анализировать информацию, вести базы и так далее – предприниматель вполне может продвигать бизнес с небольшим бюджетом.

Инструменты малобюджетного маркетинга:

  • клиентская база;
  • контент: фото, видео, текстовый;
  • справочники;
  • взаимный пиар;
  • нетворкинг;
  • социальная деятельность.

Если знаний и умения не хватает, есть смысл обратиться в маркетинговое агентство.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Хотите, сделаем для вас топовый канал на Дзен? Узнать подробности
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных