Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Я устал от «фрилансеров»: кто виноват и что делать

4 Декабря 2019 Павел Шевцов
Время чтения: 12 минут Нет времени читать? Нет времени? 66 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Я устал от «фрилансеров»: кто виноват и что делать Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Привет! На связи Павел, проект-менеджер. Постоянно общаюсь с заказчиками и регулярно набираю подрядчиков. А значит, бываю в шкуре и тех, и других. Меня жестко игнорили, кидали на деньги, банили в социальных сетях, публично линчевали и пугали негативными отзывами. Но это редкость: большинство заказчиков вполне адекватны. И можно было бы сказать, что мне повезло, если бы не вторая сторона медали: за 3 года через меня прошли сотни «фрилансеров». Буду писать это слово в кавычках, чтобы не обижать добросовестных исполнителей. (Да, есть и такие!)

Вот и блог TexTerra постоянно в поиске авторов. Главред просит писать сразу на почту, с темой «Алмаз из кучи». Я хорошо понимаю Константина – и почему алмаз, и почему из кучи.

Если вы ловили дешевых (и не очень) исполнителей на биржах фриланса, то согласитесь. Особенный «кайф» получаешь, когда стоишь перед заказчиком (или директором), часто моргаешь и хватаешь ртом воздух, чтобы не зареветь. А тебя тыкают носом, по сути-то, НЕ В ТВОИ КОСЯКИ. И ведь не скажешь, что это не ты: клиента волнует лишь результат.

В конце концов я действительно устал. Устал настолько, что научился «фрилансеров» фильтровать. Вот этим опытом и хочу поделиться – без фамилий, но с конкретными примерами.

Фрилансеров нужно фильтровать

С чего начался мой опыт с фрилансерами

Первый раз с «фрилансерами» я столкнулся в 2012 году: прошел тренинг и решил стать посредником в наполнении сайтов. Выглядело просто: нахо­­дишь заказчика, идешь на биржу контента, находишь исполнителей – профит.

На практике все оказалось не так.

Как ни странно, я быстро набрал заказы. И вот у меня в активе 15 исполнителей, «бьющих копытом» и готовых выдавать килознаки. Между прочим, это были не новички – от 1 000 рейтинга по eTXT (кто в теме, поймет :-). И платить я им собирался «космические» 65 рублей за 1 000 знаков.

Тут началось:

  • Удар №1: срыв сроков – «у меня же маленький ребенок, я не успела», «ой, простите, свет отключили», «вы знаете, вчера кошка рожала», «я заболел». Хотел сделать скрины, но, к сожалению, потерял доступ к аккаунту – придется поверить на слово.
  • Удар №2: игнор – по 3–4 дня невозможно связаться. А потом как ни в чем не бывало: «вот статья, принимайте работу». На справедливые претензии – «а что вы хотели, у меня же свободный график, я у вас не работаю».
  • Удар №3: жалкий рерайт – одной-двух статей, причем первых в выдаче. Да, технически уникально. Но любой человек, если читал оригинал, сразу понимает: «это я уже видел».

Все, я в нокауте. И вроде бы сейчас должен рассказать, как потел и краснел перед заказчиками. Нет. Мне было так обидно, что я поступил как настоящий «фрилансер» – просто пропал. И вот за это реально стыдно, до сих пор. Хорошо хоть предоплату с клиентов не брал :-)

Фрилансер в любой момент может просто пропасть

Почему в результате я стал уставать от этого

Мой первый бизнес умер, но осталось желание работать на себя. И оно за 3 года только окрепло, хотя я и вернулся в найм. Окреп и я сам как копирайтер: были книги, курсы, практика.

И тут выясняется – тексты-то сами по себе никому не нужны. Ни информационные, ни продающие. Нужен конечный продукт: клиенты.

Хорошо, вот она, ниша для бизнеса. Я радостно потираю руки...

Иду на Fl, создаю проекты для теста. Даже 10 000 рублей не пожалел: надо же заплатить счастливчикам. Ставлю галочку «только для Pro».

Дальше привожу «хит-парад» ответов:

  • «готов»;
  • «выполню»;
  • «обрщайтесь» – и это не опечатка, так и было написано;
  • «.» – просто точка, таким грешат «профи»: мол, «моя заявка сама по себе для тебя великая честь». Ну хоть бы смайлик поставили ;-)

Можно продолжать до бесконечности. Я проделал титаническую работу, перелопатил больше 700 откликов. Лишь 20 из них были более-менее адекватны. И только с тремя исполнителями из 700+ мы плотно сотрудничаем до сих пор.

С идеей найти идеальных постоянных помощников пришлось расстаться раз и навсегда. Я понял, что, как ни крути, исполнителей придется искать под каждый проект.

С какими проблемами и последствиями я столкнулся

«Фрилансер»:

  • вроде идеально подходит, но быстро выгорает;
  • может бросить проект в любой момент, придется все начинать сначала;
  • делает «от и до»: шаг влево/вправо = совсем другие деньги;
  • «переобувается в воздухе»: не дай бог, какой-то пункт договоренностей не закреплен письменно, такие товарищи вывернут все в свою пользу;
  • получил предоплату, а там хоть трава не расти: будет тянуть кота за хвост до последнего.

И самые большие проблемы, которые встречаются у 99,9 % фрилансеров, даже у самых ответственных:

  • Делают ровно то, о чем попросили. И все равно, что заказчик «не шарит» и тупо теряет деньги. Не их проблемы.
  • Их час работы стоит Х. Продают время, а не результат.

Ребята, если читаете – без обид, но пока вы так подходите к своей работе, вам всегда будут платить копейки, разводить на бесплатные тестовые и кидать по факту. Вы сами притягиваете к себе подобную публику.

Чтобы вы понимали весь драматизм ситуации, приведу несколько примеров:

  • Один из проектов мне делали год, хотя изначально обещали за пару недель. Делал человек, с которым до этого вполне успешно работали. А тут получил предоплату и пропал. Появился. Проблемы. Снова пропал. Я терпел долго: ну мало ли, действительно проблемы у человека, да и время особо не поджимало. В итоге терпение лопнуло, проект завершили другие люди, а деньги и нервные клетки назад я так и не получил.

  • Делаем лендинг для небольшого агентства недвижимости. Нужен дизайн. Нахожу девушку. Обещает сделать за 5 000 рублей. Отклик – адекватный, портфолио – на уровне, отрицательных отзывов нет. Удивляюсь, но окей. Перевожу деньги. Во-первых, она тупо пропадает на 2 недели. Ладно, это черт с ним. Во-вторых, то, что я получил, ну никак не соответствует тому, на что рассчитывал – и ведь дал же готовый прототип и четкое ТЗ (техническое задание). В результате снова потерял и деньги, и нервы.

  • С этим же лендингом получился тот еще квест. Чего стоила только одна его верстка. Делали аж 3 исполнителя. И ни один так и не довел до ума. До сих пор. Заказчик просто плюнул и принял как есть. Сами понимаете, плюс в карму это мне не добавило. Уверен, в следующий раз он просто пойдет к кому-то другому.

И таких «внештатных» ситуаций у меня было по 2-3 в день. Представляете, как это отражалось на репутации, нервной системе и кошельке? Я был готов послать все к черту и уйти «на завод». Но не ушел. Зато отработал свои фильтры и систему работы с фрилансерами.

Пропасть на 2-3 дня – почти норма среди фрилансеров, а некоторые исчезают на неделю и больше

Как я делю для себя фрилансеров и что советую с ними делать

Ни в коем случае не претендую на то, что мои советы – истина в последней инстанции. Это то, что работает у меня. Многим они покажутся очень и очень спорными.

Новички

Новички – это не всегда плохо. Особенно если у вас жестко ограничен бюджет.

Они делятся на 2 категории:

  • пришли в профессию всерьез и надолго;
  • это для них временная подработка, «на пирожок».

С первыми работать можно и нужно. Чаще всего это люди после каких-то серьезных курсов. Вы увидите адекватную заявку, заполненный профиль, фото на аватаре. В портфолио также будут работы, пусть и немного. И самое главное – они готовы расти и вкладывать в себя деньги. Хотя бы купить тот же Pro. Проблема в том, что «растут» они слишком быстро: я про амбиции, которые часто не соответствуют навыкам.

Вторые – пустая трата времени. Как правило, уровень ответственности у них на нуле. Это или мамы в декрете, или школьники/студенты. Они быстро перегорают. Срывы сроков, необязательность – вот это вот все про них. Вернее, про 99,9 % из них. Был у меня один паренек. Вот он – адекватнее многих взрослых. При общении я часто забывал про возраст – ему было только 13 лет. Мы плотно сотрудничали около года, потом как-то все само собой сошло на нет. За это время Кирилл не подвел меня ни разу. Но это – исключение, одно на тысячу, если не на миллион.

Техника безопасности:

  • публикуя проект, сразу проверяем на адекватность – заявка должна соответствовать;
  • общаемся в Skype, по видеосвязи;
  • просим выполнить тестовое задание (оплачиваем, если используем), в любом случае новичку это нужно для портфолио;
  • смотрим на отрицательные отзывы – если они есть, это жирный минус;
  • портфолио, положительные отзывы или их отсутствие – не показатель: только тестовое задание даст какое-то понимание;
  • работаем через «сделку без риска» или аналогичные сервисы, никакой предоплаты.

Если решитесь работать с новичками, будьте готовы:

  • Дать четкое и понятное ТЗ. Чтобы составить такое, нужно самому быть глубоко в теме. Если что, это продают как отдельную услугу ;-)
  • Проводить ликбез. Да, новичка придется учить, зато вы получите «боевую овчарку». Такой сотрудник будет забывать про сон и еду, вкладывая время и силы в ваш проект. Но только если не будете его обижать.
  • Рано или поздно придется его отпустить и начать все сначала. Когда-то работник перерастет ваш проект и уйдет в свободное плавание. Смиритесь.
С новичками можно и нужно работать, но осторожно

Топ-10 любой биржи фриланса

Сейчас в меня полетят помидоры (а может, и что-то потяжелее), но скажу по своему опыту: обходите этих ребят стороной, если вы не Рокфеллер (нет, со всеми топами всех бирж фриланса я не работал, мне хватило пары примеров).

За немаленькие деньги вы получаете:

  • Хамское отношение – «постой там, в сторонке, я, как минимум, проблемы мирового масштаба решаю, а тут ты со своим проектом под ногами путаешься».
  • Работу, выполненную сторонними подрядчиками (читай – теми же новичками), причем далеко не на уровне «гуру». В общем, даже близко не то, что вам покажут в портфолио.
  • На просьбу выполнить тестовое задание – снисходительную улыбку, если не емкий посыл в лучших традициях «Пиши, сокращай».

Еще раз – не говорю за всех. Но вот такой личный опыт.

Справедливости ради скажу, что тут минимальна вероятность:

  • срыва сроков;
  • откровенного обмана;
  • обрыва связи.

Но тогда уж идите в агентство: там, по крайней мере, вы защищены договором и у них постоянный штат. А по цене будет так же или немного дороже.

Такие товарищи попадаются не только в топ-10 и не только на биржах. Я называю это синдромом «звезда во лбу» – когда цена определяется самомнением, а не качеством.

Техника безопасности:

  • общайтесь по видеосвязи – если вам некомфортно уже во время собеседования, лучше отнести свои деньги в другое место;
  • давайте тестовое задание – пусть засунут свои понты в … (ну вы поняли куда);
  • если специалист не может объяснить все так, чтобы понял 9-летний ребенок, это не специалист; «крутой» аккаунт (или сайт) – не показатель.
Топ биржи еще не гарантирует качество

Неадекваты

С этими проще всего – в 80 % случаев они откажутся общаться с вами голосом, вы не увидите их фото, они не дадут вам личных контактов (например, номер телефона). Да и по переписке уже все понятно. Если человек банально не в состоянии прочитать ТЗ, о какой плодотворной работе может идти речь? Такие кандидаты отлетают уже на этапе заявки. Мне просто жалко тратить на них свое время.

Проблемные

Вот с этой категорией очень сложно. По большей части это адекватные люди, которые решили подработать не от хорошей жизни. Но у них просто физически нет времени или возможности сделать все так, как нужно. По-человечески мне их искренне жаль.

Но я не возьму на серьезный проект мамочку с тремя детьми на плечах. Понимаю, что ей нужны деньги. Но я знаю и то, что у нее банально не будет времени заниматься работой. Все это уже проходили – «извините, не получилось», «вот-вот, уже завтра, послезавтра, через неделю».

Предпочитаю не работать и с людьми, имеющими физические ограничения. Часто они готовы браться за любой проект, но в процессе выясняется много нюансов: «мне тяжело работать больше 3 часов», «у меня слабое зрение» и т. п. То есть конкретно для этой работы они ну никак не подходят. А деньги заплачены. И время идет.

Пусть это жестко, где-то даже жестоко. Иногда я сам себя ненавижу, когда приходится говорить «нет». Но это бизнес. Как говорится, ничего личного.

Вот такая классификация. Сам я предпочитаю работать с новичками: «выращивать» их почти с нуля, выводить на новый уровень.

В заключение

При работе с фрилансерами у вас никогда не получится застраховать себя на 100 %. Но снизить риск возникновения проблем вполне возможно. По крайней мере, у меня процент «брака» сократился на порядок.

Несколько инсайтов:

  • вы получаете то, за что платите – не жадничайте;
  • рейтинг ничего, по сути, не гарантирует;
  • отзывы часто бывают накрученными;
  • портфолио – это полная фигня;
  • нашли бриллиант – держитесь за него обеими руками.
Чтобы такого не получилось, заранее уточняйте ВСЕ детали

Мастхэв – собеседование (обязательно с видео) и тестовое задание. Причем я плачу за него, если потом использую. И это справедливо, если взять во внимание, что из 100 заявок мне подходят обычно лишь 1–2 исполнителя. Это, как правило, 20–30 тестовых (остальных отстреливаю еще «на подлете»). Исполнители тратят время, но и я трачу его тоже – на проверку всего этого добра. Так что все по-честному. Тем более у меня просто нет таких бюджетов, чтобы платить каждому за его некомпетентность.

Предоплата – это нормально. Но только после тестового задания. Кто не согласен – в черный список. Без лишних эмоций и самокопания: желающих, слава богу, всегда предостаточно. На этом этапе нужно действовать как робот. Бездушная машина. Начнете каждую историю пропускать через себя – потеряете время, деньги, нервы, а в результате еще и останетесь крайним.

А вот потом, после первого опыта, уже можно проявить свои человеческие качества: заплатите больше, чем человек ждет, если его вклад действительно того стоит, поощряйте инициативу, уважайте его точку зрения, прислушивайтесь к рекомендациям, старайтесь регулярно повышать оплату. Тогда фрилансер останется с вами надолго и будет работать на результат.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
До старта онлайн-курса
«Интернет-маркетолог» осталось:
00:00:00
Записаться
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
SMM-специалиста
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных