Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
300 000 рублей и нервный срыв: во что может обойтись обучение за счет работодателя и что с этим делать Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Так вышло, что в каждой компании, где работал по найму, я обучался за счет работодателя. И все бы ничего, если бы не факапы, самый досадный из которых обошелся мне в 300 тысяч рублей.

Примечание от редакции: Мы очень долго – почти два месяца – не хотели публиковать эту историю. Но автор выдержал все правки и упорно продолжает настаивать на своем. Признаем, что это позиция, которая достойна уважения. А мнение редакции «Текстерры», как вы понимаете, может с ней не совпадать.

Почему работодатели отказывают?

Предприниматели, думаю, обычно не против того, что сотрудники решают вкладывать больше знаний и времени в работу. Это выгодно бизнесменам, и они готовы платить за ваше обучение. Но рискну предположить, что многих останавливает страх: вдруг работник уйдет к конкуренту, как только вырастет его ценность? А если не уйдет, то точно начнет диктовать условия.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Как уболтать работодателя?

Давайте попытаемся поставить себя на место начальника. Он хочет, чтобы сотрудник:

  • работал на общий результат и вносил весомый вклад в прибыль компании, а не просиживал штаны;
  • чувствовал личную ответственность за проект;
  • был достаточно компетентен для того, чтоб решать поставленные задачи;
  • был лоялен и связывал свое будущее с успехом компании – это шанс на то, что он не убежит при первых же трудностях в соседний офис.

Насчет последнего пункта – речь не о пустых обещаниях, а о конкретных поступках. Например, нужно пережить вместе кризис.

Это фундамент. Без него невозможно говорить о каких-то долгосрочных договоренностях с работодателем. Тем, кто привык трудиться от забора до обеда, обучение обычно не оплачивают. Скажу больше, пусть кому-то сейчас и будет обидно: таких работников меняют, как дырявые носки, без всякого сожаления.

Читайте также
Я устал от «фрилансеров»: кто виноват и что делать

Хорошо, предположим, что вы почитали Брайана Трейси, прониклись и с фундаментом у вас все хорошо. Дальше события могут развиваться по-разному.

Бывает, что начальнику достаточно вашего слова и минимальных юридических гарантий. Но иногда нужны и конкретные поступки: поехать в командировку, выйти на работу в выходной, отказаться от отпуска. А в совсем уж безнадежных случаях выручит хитрость.

Начнем с простого: вы уже работаете какое-то продолжительное время, вас знают как ответственного сотрудника, сформировался определенный уровень доверия. Часто в такой ситуации можно просто подойти и спросить. Звучит банально, но факт. Возможно, вы сейчас подумали: «Спасибо, Кэп». А зря.

В подтверждение – такая история.

Идет 2001 год, я учусь на втором курсе техникума. Параллельно подрабатываю – перепечатываю на компьютере методички. Мало кто из преподавателей тогда был знаком с этой шайтан-машиной, разве что учитель информатики.

И вот прямо у нас в техникуме открывают курсы операторов ПК. Сбылась моя мечта: по кнопкам я кое-как уже попадал, но хотелось освоить компьютер на пару уровней круче, чем нуб. Так, чтобы и формулы в Excel, и макросы, и немного Photoshop. Одно но: денег-то на курсы у меня нет. Что делать?

Полчаса топтаний под кабинетом, короткая беседа с директором, и обучение на курсах мне оплатили. Даже обидно, как просто все вышло. Спросили: «Хочешь учиться?». Я сказал: «Да». Директор позвонил в бухгалтерию, я подписал пару бумажек и был зачислен в группу.

Мог я тогда подумать, что ничего не выйдет? Да, десять раз. Мог придумать кучу отмазок, почему не сработает? Запросто. А все получилось. Иногда жизнь проще, чем кажется: зачем усложнять?

Предположим, вы хорошо знаете босса и уверены, что такой подход к нему точно не сработает. Тогда еще пример.

Моя первая работа по специальности.

«Какое, к черту, обучение, если новых сотрудников даже не успеваешь запомнить в лицо?» – решил бы я сейчас, устраиваясь в подобную контору. Но тогда о таких нюансах и не думал – был молод и глуп.

В общем, в работе я ни бум-бум. Что-то, конечно, объяснили, показали. Но возиться со мной особо никому не интересно. А значит, без нормального обучения не обойтись.

Ага, думаю, сейчас проявлю инициативу, обучусь и, может быть, даже заработаю повышение. Нашел подходящие курсы, запросил счет, распечатал и, счастливый, бегу к начальнику участка.

Облом.

Начальник на меня внимательно, минуты две, смотрит поверх очков. Потом медленно рвет счет, служебку и задает единственный вопрос: «Ты дебил?».

Немая сцена. Занавес.

Ну что, работаю дальше. Осваиваюсь. Стараюсь как-то себя проявить.

Через пару месяцев вызывают меня в центральный офис и предлагают учиться на тех же самых курсах. За счет фирмы. Вот так-то.

Так что сегодняшнее «нет» вполне может означать «да, но попозже». Когда начальство убедится в серьезности ваших намерений, когда проявите себя и докажете свою лояльность, возможно, будет и обучение.

Читайте также
Бизнес внутри бизнеса: личные проекты (не) угрожают компании

Допускаю, что такой подход сработает не всегда и не для всех. Предположим, ваш начальник – упоротый параноик, и его совершенно невозможно убедить, что вы не сбежите. Тогда последнее средство – хитрость. Работодатель боится, что вас переманят конкуренты? Значит, на этом страхе и нужно играть.

Давайте снова на примере.

Работаю ведущим инженером в небольшой компании. Профиль тот же – тянем газопроводы. По карьере почти потолок, зато в штате нет сметчика, нанимаем шабашников со стороны. Тут я понимаю, что с нашей спецификой смогу совмещать две должности. Это совсем другой доход, да и перспективы открываются неплохие.

Вот только снова облом: оплачивать обучение мне никто не собирается. Начальник-то понимает, что с такими навыками я легко найду работу получше.

Тогда я сам оплачиваю трехдневный подготовительный семинар. И как бы между прочим, через третьих лиц, организую «утечку»: мол, конкурент предложил мне место и обещал оплатить те самые крутые курсы.

Что остается шефу? Терять-то меня он не хочет. В общем, счет был подписан.

Стратегия рисковая, но на крайний случай вполне подходит. За восемь лет в найме я выделил для себя 6 этапов, которые помогают работодателю открыть кошелек.

Этап 1. Заявляем о себе

Если пройти обучение – спонтанное решение для вас, вы уже проиграли. С такой позиции построить диалог будет очень и очень сложно.

Другое дело, если постоянно учиться – естественный для вас процесс. Например, как чистить зубы.

Это важный момент. Работодатель с самого начала должен знать, что вы постоянно обучаетесь. Даже если у компании большой штат, такого сотрудника запомнят и, может, даже возьмут на карандаш.

Я понимаю, что это выглядит непривычно и странно. Вначале так казалось и моим работодателям, и они сильно удивлялись. Были и такие, кто реагировал негативно. Мол, часто меняет работу, постоянно где-то учится – такой у нас точно не засидится. Возможно, что дело пойдет и так, но нужны ли такие начальники вам?

Этап 2. Собираем информацию

Теперь задача – изучить внутреннюю кухню: как тут все устроено, кто принимает решения, обучали ли кого-то до меня? А если уже кому-то отказали, то почему?

И еще: в первый же месяц я старался показать себя и быть на виду. Хотелось как-то попытаться стереть грань «руководитель – подчиненный» с человеком, от которого, в конечном итоге, все будет зависеть. Кстати, не всегда это собственник бизнеса. Зачастую решение принимает ваш непосредственный начальник.

Этап 3. Готовим почву

Начальники – такие же люди, с ними можно и нужно общаться на доверительной ноте. Для кого-то банальность, а у меня в начале карьеры тряслись коленки, если собственник заходил в кабинет. Только с опытом я понял: несмотря на весь формализм крупных и не очень компаний, множество серьезных вопросов по-прежнему решается в бане.

Взять хотя бы последнее место работы.

В компании 5 тысяч человек. Я работаю второй месяц. На объект приезжает начальник отдела. Вечером познакомились с ним за «рюмкой чая», поговорили. В итоге на повышение квалификации (с оплатой обучения, питания и проживания, а также командировочными размером с зарплату) поехал угадайте кто?

Желающих было много, но я подготовился: подсуетился с рестораном и собрал аргументы (про них ниже). А они – нет.

Про мелкие фирмы, где каждый день можно за руку здороваться с собственником, я вообще молчу. Тут вы, так или иначе, всегда на виду. Вот и покажите себя с лучшей стороны.

Дайте результат и обозначьте свою ценность для компании. Это разрыв шаблона для наемного сотрудника: мы привыкли отсиживать положенное время и получать за это зарплату и хотим, чтобы нас за это ценили. А результат – это где-то там, это не про нас и от нас не зависит.

Говоря «мы», я не говорю за всех, но на протяжении восьми лет наблюдал это на работе по найму. В силу должности приходилось часто лишать сотрудников премии. Возмущались: «Как же так, такой ты сякой? Ведь мы в субботу-воскресенье работали, ночей не спали, четвертую смену без межвахты!». Многие работники почему-то измеряют все потраченным временем. Отработал 40 часов в неделю – молодец. Больше – чуть ли не в ножки ему должны кланяться.

Нет, ребята, так поезда не ходят. Какая разница, перепрыгнули вы яму на 5 или на 95 %, если вы все равно туда свалились. Неважно, сколько вы работаете. Важен результат.

Я никого не собираюсь переубеждать. Тем более не хочу обидеть. Рассказываю о своем опыте и о том, что сработало у меня. А выводы каждый сделает сам.

Этап 4. Готовим аргументы

Очень помогают кейсы, когда вы можете с цифрами в руках показать выгоду.

Вспомним про курсы сметчиков. Что получила компания?

  • Не было штатного специалиста, в месяц уходило около 100 тысяч рублей на сторонних подрядчиков. Их функцию я взял на себя, и мне подняли зарплату на 10. Грубо говоря, фирма получила выгоду 90 тысяч рублей в месяц (для простоты опустим сейчас налоги и отчисления). Кстати, знаете, почему увеличили только на 10? Это как раз один из моих факапов: упустил момент и сразу не обговорил детали.
  • В итоге они получили сметчика, который соображает в производстве. Кто в теме, поймет: разница между тем, как нарисовано, и тем, как делается на самом деле, часто большая. Я мог считать не теоретические, а реальные затраты и прибыль: таких специалистов на рынке единицы.

И еще: нарисуйте работодателю идеальное будущее – ваше, но в его компании. Только важно, чтобы у вас обоих видение совпало. Тогда дело в шляпе.

Не убедил? Попробуйте предложить что-то более мощное, если знаете, а мне таких аргументов как-то хватало. Даже не знаю, что тут еще можно придумать. Договор? Добровольно совать голову в пасть крокодилу я бы не советовал, но об этом ниже.

Этап 5. Выбираем подходящий момент

Обычно все наступают на одни и те же грабли – врываются в кабинет директора со счетом на оплату. Я и сам так делал: помните разорванную служебку? Само собой, начальство отмахивается, как от назойливой мухи.

У руководителя голова забита проблемами: поставщики срывают сроки, вот-вот заказчик подаст в суд, нарисовалась пара жирных подрядов, теще после обеда нужно везти картошку. А тут вы со своим обучением.

Так нельзя. Нужен задушевный разговор, но их в кабинете не ведут. Ловите подходящий момент.

Этап 6. Разбираемся с формальностями

Когда положительное решение принято, закрепляем договоренности официально, то есть в кабинете. Пришло время торга. Вы уже показали работодателю цифры, получили его принципиальное согласие, а теперь время подумать о собственной выгоде. Ведь вы затеяли это не просто так, правда? Не продешевите.

С одной стороны, письменный договор – это дополнительная гарантия для работодателя и возможность для вас. С другой – в нем много подводных камней. Я считаю, эти нюансы достойны отдельной главки.

Подписывать ли договор и чем это грозит?

В свое время я решил сэкономить на услугах юриста.

Знаете, как я попал на крючок? Есть такой хитрый пункт, что сотрудник обязан отработать после обучения определенное время. Да, я тоже не увидел в этом ничего странного – вроде бы все логично.

В итоге заплатили – даже не за обучение, а за переаттестацию в НАКС — 160 тысяч рублей. А через пару месяцев вдруг перестали платить зарплату, оставили только официальную часть. Вы же знаете, как бывает: сначала задержка в месяц, потом в два, и так продолжается, пока у сотрудника хватит терпения.

Через полгода пишу заявление, а мне под нос – вы уже догадались – суют тот самый договор. Мол, верни денежки с процентами. Пришлось идти на мировую: я забыл на полгода про черную зарплату, начальство – про долг.

Такое вот обучение за счет работодателя, за которое в итоге пришлось заплатить вдвое дороже: я потерял 300 тысяч рублей и бонусом получил нервный срыв. Кстати, знакомый юрист сказал, что я легко отделался: могли взыскать через суд. А мои перспективы что-то доказать были весьма туманны.

Вот какие уловки тоже должны насторожить:

  • Вместо ученического договора работодатель предлагает заключить договор займа – оформить оплату обучения как ссуду. Девять к одному, что вы попадаете в добровольное рабство. И что бы начальник ни обещал, поверьте, в реальности будет по-другому.
  • В договоре есть обязательство про возмещение потраченной на обучение суммы, причем с процентами. Конечно, никто не может вас заставить работать принудительно. Но когда вступает в силу этот пункт (а сюда обычно добавляются еще и сопутствующие затраты), окончательная сумма зачастую оказывается в разы выше той, которую за вас реально заплатили.

Если же вы готовы на все, хотя бы подстелите соломку: четко пропишите в договоре, на каких условиях вы соглашаетесь на отработку. Это не только про зарплату: не стоит забывать про выходные, продолжительность рабочего дня, отпуск и комфортное рабочее место. Помните: теперь вы зависите от воли работодателя.

Кстати, нарушать привычный распорядок жизни и работы совсем не обязательно – можно учиться онлайн, без отрыва от производства. Например, получить новые навыки или освоить еще одну профессию в учебном центре TeachLine.

Подведем итоги

Обучение за счет работодателя – это круто. Вы не тратите собственных денег, при этом получаете новые знания и навыки. Кстати, среднюю зарплату на период обучения, тоже. Уговорить начальника вполне реально, если действовать четко по алгоритму, который я приводил выше. По крайней мере, у меня получалось, причем не раз. Даже если «до вас мы вообще никого не обучали» и «у нас это как-то не принято».

Кратко перечислю этапы еще раз:

  • громко заявите о себе;
  • соберите информацию;
  • подготовьте почву и аргументы;
  • выберите подходящий момент;
  • закрепите договоренности.

Все не так сложно. Главное – проявить инициативу, вызвать доверие и показать свою ценность. Помните: об интересах работодателя позаботится корпоративный юрист. А ваши – в ваших руках. И не повторяйте моих ошибок.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 апр 2024
8 955
Контент-стратегия не значит ничего без изменения бизнеса

Поначалу все казалось простым и понятным: создавай экспертный контент, публикуй на своем сайте, распространяй его по всем доступным каналам. Получай лояльных пользователей, конвертируй их в довольных клиентов.

19 апр 2024
8 078
Отзывы на Яндекс.Картах: гайд по отработке

Отвечаем на частые вопросы – можно ли купить (и что думает об этом техподдержка), как удалить и что отвечать. А еще – как на этом теперь можно зарабатывать (новая фишка).

19 апр 2024
33 742
Как пройти ассессмент-центр – с пользой и с удовольствием

Ассессмент – это комплексная и всеохватывающая процедура оценки сотрудника (или кандидата), состоящая из разноплановых заданий.  В наши широты ассессмент-центр пришел, как и все западно-прогрессивное, лет 20 назад. И, как и все западно-прогрессивное – с отставанием на 40 лет. 

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.