В России вырос спрос на лотерейные билеты. Покупать их в первом квартале 2023 года стали больше на 34%, чем в первом квартале прошлого года, и на 41% больше, чем в начале допандемийного 2020 года.
Рост спроса на лотерейные билеты связан с публичным эффектом выигрышей и госрегулированием, считают специалисты ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных, обрабатывающий ежедневно 50–55 млн кассовых чеков с 1,1 млн онлайн-касс в России). При этом организаторы лотерей готовы снижать цены на билеты, чтобы еще больше увеличить число участников.
Сегодня средний чек покупки лотерейного билета составляет 155 руб., и это на 48% больше, чем в 2022 году. Но дело не в росте стоимости билетов – выросло количество позиций за одну покупку. То есть, приобретается в среднем около двух лотерейных билетов, а 70% продаж совершаются через сайты лотерей и SMS.
Почему вырос спрос на лотереи
Одна из причин, почему покупать лотерейные билеты стали больше – это праздники, говорят аналитики «Чек Индекса». Это, в частности Новый год, 8 Марта, 23 февраля, а также менее традиционные, наподобие Дня Святого Валентина. Также у людей есть собственные знаковые даты. Кстати, ежегодно приобретение лотерейных билетов попадает в топ-10 покупок «За час до Нового года». Но праздники эти ежегодняе, и не могут объяснить рост продаж по сравнению с первым кварталом прошлого года.
Прямую связь с ростом спроса и, естественно, продаж имеет маркетинговая активность организаторов лотерей – это не только дорогая реклама на ТВ, но и продвижение в интернете. В том числе, рассказы о людях, получивших огромные выигрыши.
Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов объясняет популярность лотерей эффективным менеджментом и госрегулированием, что повысило доверие россиян лотереям:
«Творческие и игровые индустрии активно росли все последние годы, однако даже на их фоне лотереи заметно выделялись, — отмечает он. — События последнего года не остановили рост, так как кризис оказался не особо заметным для широких масс населения, которые и составляют основную аудиторию лотерей. Сыграла свою роль и невысокая стоимость билета».
Но есть и другая точка зрения. Лотерейный билет – это не материальное благо, а надежда на финансовое благополучие. Она нужнее в кризис, а не в благополучные времена, когда меньше проблем с деньгами и потому нет смысла искать удачу.
«Именно в кризисные годы, когда значительная часть населения сталкивается со снижением доходов, наиболее азартные люди активнее играют в лотерею, надеясь, что когда-нибудь им неожиданно и крупно повезет, и они разом решат все свои проблемы», – говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
«Азарт и желание разбогатеть всегда продаются отлично, а тем более в кризис. И не только в России, но во многих благополучных странах. Самый большой лотерейный рынок – в США. Американцы ежегодно тратят более 80 млрд долларов, это больше чем на кино, музыку и книги вместе взятые», – рассказывает главный редактор TimeLottery.ru Дмитрий Галашев.
То есть, во время кризисов люди тратят меньше денег и охотнее верят в счастливый случай. Например, в США из-за сегодняшней небывалой инфляции было приобретено рекордное количество лотерейных билетов. Джекпот MegaMillions составляет почти 1 млрд долларов, а шансы выиграть его составляют 1 к 300 млн.
Психология оптимизма или инфантильность
Одной из причин пристрастия к лотереям психологи называют инфантильность. Это незрелость психики в зрелом возрасте. Это вера в чудо, подарок от Деда Мороза. Конечно же, необоснованная.
«Мы верим, что прилетит на голубом вертолете кто-нибудь и что-нибудь нам подарит. Если это гипертрофировать (развить, превратить в требование – прим. ред.), то такая вера может превратиться во взрослый инфантилизм – когда мы надеемся, что кто-то что-то сделает за нас. Но когда вера в чудо умеренная, то никакой проблемы в этом нет. Когда это становится навязчивой мыслью, то может превратиться в лудоманию (одна из форм поведенческой зависимости, связанная с участием в азартных играх – прим. ред.). И тут надо бежать к специалисту», – говорит психолог, специалист по психосоматике Евгения Берёза.
Также психологи объясняют здоровое увлечение лотереями оптимизмом, потребностью в адреналине, побегом от реальности, чтобы немного отвлечься.
Кто более склонен к лотереям и игровому маркетингу
Как показывает статистика из разных стран, в подавляющем большинстве случаев в лотереях участвуют люди с доходом ниже среднего. Например, в исследовании ООО «ГфК-Русь» (для «Столото») приводился такой портрет любителя лотерей:
- средний возраст – 43 года;
- женщин – 53%, мужчин – 47%;
- безработных – 32% (из работающих 13% трудятся неполный рабочий день);
- замужем/женаты – 63%;
- имеют детей – 34%;
- средний доход семьи на одного человека – 20 474 руб.
Самым же частым ответом на вопрос «Зачем вы играете?» стал «Возможность неожиданно разбогатеть» (44%).
Как использовать веру в чудо бизнесу
Игровой маркетинг давно зарекомендовал себя как весьма эффективный инструмент повышения спроса и продаж.
Юлия Блынская, коммерческий директор TexTerra:
«Глядя на эту статистику, понимаешь насколько сильна у людей вера в чудо и желание ухватить его легким путем, играючи и не прилагая особых усилий. Такова сущность человека, и в смутные времена она проявляется наиболее ярко. Для бизнеса понимание этого подсказывает вектор развития – что стоит делать, чтобы привлечь потенциальных клиентов сегодня. Какие бы времена не были за окном, задача бизнеса – получать прибыль – остается. Вопрос только, как учесть текущие тенденции и поведение аудитории.
Полагаю, несложные онлайн-игры и даже элементы с использованием возможностей того же Midjourney, которые можно сделать увлекательными за счет яркой прорисовки, персонализации и нехитрой механики, сейчас будут хорошо работать на вовлечение клиента. А если к этому добавить возможность бесплатно "пощупать" продукт какое-то время, увеличит вероятность покупки в разы. Тем более, что это больших инвестиций это не требует».
Екатерина Сибирякова, руководитель отдела SMM TexTerra:
«Маркетологи всегда использовали человеческую "веру в чудо" и желание найти "волшебную таблетку" для счастья, здоровья и богатства. Именно поэтому в рекламных кампаниях разных товаров и услуг используются эти триггеры – "заработай 100 000 рублей за 3 дня", "похудей на 30 кг за 5 минут" и так далее. С одной стороны, "вера в чудо" – это мощный триггер, с другой – доверие к подобной рекламе падает, поэтому важно не слишком преувеличивать».
Кто проводит лотереи и сколько получает
В России разрешены только государственные лотереи, которые устраиваются Минфином и Минспорта. До 2022 года монополистом на рынке был «Столото» – бренд, принадлежащий АО «ТК «Центр». Через «Столото» распространяются билеты лотерей Минспорта (АО «ГСЛ») и Минфина (ООО «Спортлото»). Все три компании входят в холдинг S8 Capital, принадлежащий предпринимателю Армену Саркисяну.
В 2022 году появился еще один оператор лотерей – ООО «Спортивные лотереи» (от Минфина), владеющий брендом «Национальная лотерея». «Спортивные лотереи» принадлежат структурам ВТБ (49%) и президенту Международной федерации бокса Умару Кремлеву (51%).
В 2022 году выручка «Столото» составила 24,6 млрд руб. (+9,3% к показателям 2021 года). Минспорт (АО «ГСЛ») отчитался о выручке 56,6 млрд руб. (+6,1% к показателям 2021 года), а выручка Минфина (ООО «Спортлото») составила 12,5 млрд руб. (+89,2% к показателям 2021 года). Сколько денег получило ООО «Спортивные лотереи» – неизвестно.
Читайте также:
Вы теряете 14% выручки – все потому, что продавцы молчат!
Какие товары продавать на «Озон» в 2023 году – опыт продавцов