Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Первый бизнес: ошибки основателя рекламного агентства Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Бизнес требует от предпринимателя колоссальных затрат времени и сил. Выстроить свое дело, да чтобы оно еще приносило стабильный доход, – это подвиг. Тем более в России, где правила игры меняются чуть ли не каждый месяц.

Чтобы выстроить прибыльное дело, требуются вложения, знания, время, кропотливый труд и особый склад психики. Когда я начинал свой первый бизнес, то наделал впопыхах кучу ошибок. Но ошибаться не зазорно. Важно уметь анализировать ошибки, чтобы впоследствии больше их не совершать.

Вредный совет 1. Открой рекламное агентство и договорись с другом о работе через его ИП

Начну с предыстории. 5 лет назад я устроился на работу в региональное рекламное агентство, в отдел маркетинга.

Работа в фирме поначалу казалась мне интересной. Однако к концу году понял, что у меня очень ограниченный круг задач и изо дня в день я делаю одно и то же. Хотелось большего.

Работая в отделе маркетинга и посещая различные конференции по своему профилю, я обзавелся первыми знакомствами среди молодых предпринимателей.

Научитесь азам ведения бизнеса, прежде чем покинуть найм

Знакомства дали первые заказы: по выходным я настраивал рекламу в «Яндексе» своим клиентам, а в будни продолжал работать в офисе. Просил за заказ я тогда немного – по 5000 рублей за настройку. Собирал портфолио.

Работа с заказчиками была интересной и стала приносить небольшой дополнительный доход.

Отработав в агентстве год, я принял твердое решение покинуть отдел маркетинга и начать делать бизнес в сфере рекламы.

На тот момент я не мог похвастаться опытом. О продажах, сервисе, договорах и актах, бухгалтерии, клиентской базе, налогах я знал совсем немного.

Зато я разбирался в способах продвижения бизнеса, поскольку вращался в этой отрасли.

Было принято решение начать бизнес из дома, не снимая офис. Мой знакомый к тому времени 5 лет держал маленькую фирму по разработке сайтов и посоветовал не тратиться: «Когда пойдут доходы и понадобятся помощники, тогда и откроешь офис, а пока ты один – работай из дома», – сказал он.

Читайте также
Что фрилансеру надо знать про самозанятость

Я отправился в свободное плавание и тут столкнулся с первой проблемой. Ко мне обратилась компания (назовем ее ООО «Восток») с просьбой настроить рекламу сразу в трех каналах: «Яндекс», Google, «ВКонтакте».

Раньше клиенты просто платили мне за рекламу на карту или наличными.

ООО «Восток» работало официально: для оплаты услуги по настройке рекламы требовался счет в банке. И не простой счет, а счет юридического лица или индивидуального предпринимателя. Возможность встать на учёт как самозанятому и принимать оплату от юрлица появилась только через несколько лет.

Я договорился со своим лучшим другом, который держал веб-студию, что буду заключать договоры от его лица и деньги тоже будут приходить на его расчетный счет.

Это была первая моя крупная ошибка.

Не ведите бизнес с друзьями

Договор с ООО «Восток» я заключил и успешно провел несколько оплат через счет друга. Но уже скоро вышло так, что я подставил бизнес товарища: подписывал-то мои договоры он! Об этом случае я еще упомяну далее.

Если дорожите дружбой, не ведите бизнес через компанию друга, пусть это и проще на начальном этапе. За ваши дела должны нести ответственность вы и никто другой.

С 2019 года в России появилась возможность открыть дело в сфере рекламы, веб-дизайна, разработки без трат на ИП и счет в банке. Оформление статуса самозанятого займет 10 минут. Платежи можно принимать на свою личную банковскую карту.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Вредный совет 2. Заключи договор с клиентом, где плохо прописаны условия

Придя в бизнес, я понятия не имел, как вести дела, как должен быть составлен текст договора и т. д.

Свой первый письменный договор я наскоро сваял из «рыбы», найденной на просторах интернета:

  • набрал в Google что-то вроде «пример договора с рекламным агентством»,
  • скачал первый попавшийся файл с текстом договора,
  • наскоро прочитал текст,
  • вставил свои реквизиты и реквизиты заказчика, даты и стоимость услуги,
  • распечатал и отдал клиенту на подпись.

Дела шли в гору. Я активно занимался своим продвижением. Заключил еще один договор с этим же клиентом – ООО «Восток». Параллельно на горизонте стали маячить заказы покрупнее.

Я активно пиарил свои услуги через e-mail рассылки. Рассылал много писем по контактам разных организаций. С рассылки приходили новые клиенты.

Начало подтягиваться и сарафанное радио.

Зарабатывал в месячном выражении я тогда на уровне зарплаты в агентстве, но нестабильно: в одном месяце сразу три платежа придет, в другом – один.

Перспективы развития мне виделись весьма неплохими.

Через несколько месяцев по рекомендации ко мне обратился интересный перспективный клиент – региональный интернет-магазин, из моего города. Назовем эту компанию ООО «Холод».

Интернет-магазин заказал мне контекстную рекламу после подробного аудита. Торговались долго, но заключили-таки договор на 6 месяцев вперед. На тот момент это была самая настоящая победа!

И тут я совершил вторую ошибку.

Прописывайте в договоре условия о возможных простоях

При заключении договора с интернет-магазином, я не учел двух обстоятельств.

  • Первое. Мне предстояло работать с рекламными аккаунтами интернет-магазина. До этого момента я создавал клиентские аккаунты сам.
  • Второе. Фирма ООО «Холод» была крупной и бюрократия в ней тоже. Решения принимались и согласовывались неделями. Счета на рекламный бюджет перед оплатой проходили кучу согласований.

Первый месяц прошел штатно. Компания пополнила рекламный бюджет по графику и вовремя перечислила аванс. Но уже со второго месяца начались проблемы. Оплату задержали по неизвестной причине. Мои услуги тоже не были оплачены.

Компания ООО «Холод» сослалась на финансовые трудности, предложила приостановить действие договора, направить гарантийное письмо и возобновить работу через месяц-два.

Я пошел на уступки, поскольку не хотел терять перспективного клиента. Однако я не уведомил ООО «Холод» о том, что не несу ответственность за простой рекламы по их вине.

В договоре не было об этом ни слова.

Также в договоре ничего не говорилось о том, что я не покрываю возможные убытки из-за ограничения доступа в рекламные аккаунты со стороны клиента.

Чем это все закончилось? Через месяц клиент решил возобновить работу. Платить стал частями и с задержками.

В конце третьего месяца клиент без уведомления закрыл доступы в свои аккаунты и обратился ко мне с претензией, что KPI (ключевые показатели эффективности), зафиксированные в договоре, не выполняются.

На это я возразил, что KPI не может быть достигнут по причине простоя по вине клиента и невозможности продолжать работу из-за утраты доступа к рекламным аккаунтам.

Про непрерывность работы в договоре ничего не говорилось…

ООО «Холод» выставило требование вернуть всю сумму по договору за мои услуги плюс потраченный рекламный бюджет за три месяца.

Дело приняло неприятный оборот. Поскольку в договоре значились имя и фамилия моего друга, на его плечи автоматом валились все мои проблемы. Этого я допустить не мог.

Можно ли застраховать себя от такого поворота событий? Да, можно. Теперь я обязательно прописываю в договоре следующее:

  • Подрядчик не несет никакой ответственности и не покрывает возможные убытки Заказчика за возможные перерывы в предоставлении Услуг, вызванные несвоевременным пополнением Заказчиком своих Рекламных кабинетов.
  • Заказчик не имеет права закрывать доступы в Рекламные кабинеты и менять пароли на время действия настоящего Договора. Если Заказчик по какой-то причине вынужден изменить пароли в Рекламных кабинетах, он должен в течение одного рабочего дня после замены паролей письменно уведомить об этом Подрядчика, выслав ему новые пароли на электронную почту.
  • Подрядчик не несет никакой ответственности и не покрывает возможные убытки Заказчика за возможные перерывы в предоставлении Услуг, вызванные утратой доступа к Рекламным аккаунтам Заказчика на время действия настоящего Договора.

Вредный совет 3. Обязательно бери предоплату 100 %, не подписывай договор на бумаге и не закрывайся актами

Коммерческая деятельность подразумевает договорные возмездные отношения. Одна сторона оказывает услугу или продает товар. Другая – платит за это деньги. Факт оказания услуг или продажи товара фиксируется актом, который подписывают обе стороны.

Всегда собирайте и храните в своём архиве документы

На старте я по незнанию не уделил должного внимания документообороту. И это было еще одной ошибкой.

Всегда подписывайте с контрагентом договор на бумаге и храните в архиве свой экземпляр! Либо обменяйтесь электронными скан-копиями договора с электронной цифровой подписью – ЭЦП.

Если ваш контрагент находится в другом городе или у вас нет ЭЦП, тогда распечатайте договор, подпишите его и вышлите подписанный экземпляр на почтовый адрес заказчика. Эту же операцию попросите выполнить и его тоже.

В тексте договора я теперь пишу так:

«Стороны пришли к соглашению, что для начала вступления в силу настоящего Договора достаточно обмена электронными или скан-копиями Договора, которые скреплены подписями, а обмен печатными версиями Договора между Сторонами, по взаимному согласию Сторон, может быть произведен позже».

Для чего это нужно?

Допустим, вы так и не подписали договор в натуре, возникла спорная ситуация, а клиент затребовал деньги назад. Практика арбитража часто такова, что в случае судебных разбирательств вашу скан-копию договора могут признать недействительной, и все деньги, уплаченные вам по договору, судья может счесть неосновательным обогащением (см. ст. 1103 ГК РФ) и обязать их вернуть контрагенту.

Правильно считайте предоплату

Я поместил в свой первый договор пункт про полную предоплату за каждый месяц работ.

Не советую так делать, если не обладаете финансовыми резервами на случай непредвиденных обстоятельств. На мой взгляд, в услугах достаточно брать вперед 50 %. Расчет – после подписания акта. Клиент всегда может потребовать предоплату обратно, и в таком случае деньги придется вернуть.

Если вы не ездили к клиенту лично, не подписывали акты, а направляли по почте или по электронке подписанную скан-копию или фотографировали документ, то по факту это будет означать, что услуга не оказана.

Сумма за каждый период должна быть «закрыта» бумажным актом, оригинал которого должен храниться у вас и у вашего клиента.

Оригинальная бумага с подписью – это первичный документ, который имеет юридическую силу. Скан-копии и фотографии не имеют юридической силы. Это архиважно! Обязательно собирайте все документы. Иначе с вас потом смогут потребовать по полной.

Если клиент медлит с подписанием документов, все равно надо проявлять настойчивость и требовать оригиналы.

Заключив договор с ООО «Холод», я направлял каждый месяц акты по почте, но подписанных актов «в натуре» так и не дождался. Когда компания затребовала деньги обратно, я оказался к этому совершенно не готов.

Защититься от медлительности заказчика можно примерно такой фразой в договоре:

«Подрядчик в течение 5 рабочих дней со дня окончания Отчётного периода направляет Заказчику два оригинала Акта с подписью по почтовому адресу, указанному в настоящем Договоре. Заказчик обязан в течение 3-х рабочих дней после получения Акта выполненных работ, подписать его и отправить один из оригиналов обратно по почтовому адресу Подрядчика, либо направить мотивированную претензию по Услуге в тот же срок по электронной почте. В случае просрочки Заказчиком сроков подписания акта или не предоставления претензий со стороны Заказчика к качеству выполненных Подрядчиком работ, Услуга за этот Отчетный период считается оказанной надлежащим образом и принятой Заказчиком в полном объеме».

В случае, если контрагент так и не пришлет вам обратно подписанный с его стороны оригинал акта приемки-сдачи работ, у вас будет надежный тыл в договоре, на который вы всегда сможете опереться при возникновении спорной ситуации.

Читайте также
Где учат бизнесу: форматы и программы бизнес-образования с комментариями выпускников

Вредный совет 4. Иди на биржу фриланса, выбери исполнителя и делегируй ему задачи, в которых сам не разбираешься

Настоящий бизнес начинается, когда в компанию нанимаются сотрудники. Основатель компании покупает время других работников, высвобождая собственное время для решения стратегических задач.

Когда договор на 6 месяцев вперед с ООО «Холод» был заключен, я начал поиски помощника. Я уже не успевал заниматься и документооборотом, и перепиской с клиентами, и продвижением, и рутинными задачами.

Сам в недалеком прошлом наемный сотрудник, я наивно полагал, что смогу быстро найти ответственного и грамотного исполнителя.

Я не имел опыта в HR, но по роду деятельности уже был знаком с биржами фриланса.

Мне не нужен был сотрудник на целый рабочий день. Речь шла только о делегировании рутинных задач по настройке рекламы. Поэтому я отправился на биржу фриланса.

Внимательно выбирайте помощника на фрилансе

Создал проект, подготовил подробное описание задач, указал стоимость работ и сроки. В первый же вечер получил десятки откликов от фрилансеров.

На обработку откликов ушел весь следующий день. Еще пару вечеров я потратил на созвон со специалистами, резюме которых показалось мне интересным. Собеседовал.

Поиск помощника затянулся на неделю.

В итоге выбрал исполнителя, описал ему задачи в общих чертах, поставил сроки и, довольный, переключился с рутины на поиск новых клиентов.

Я опять ошибся.

Когда вы начинаете бизнес, нельзя делегировать задачи без четких инструкций и пускать все на самотек. Вы просто утратите контроль. И спросить что-то с помощника будет бесполезно, потому что вы не «разжевали» ему его обязанности. 

Прежде чем нанять помощника, пропишите для него подробные инструкции, ответственность, базу знаний. Или готовьтесь к непредсказуемым результатам.

С фрилансером я работал через безопасную сделку. Кто не знает, это сервис на бирже фриланса, который блокирует деньги заказчика и не переводит их исполнителю до тех пор, пока заказчик не подтвердит результат работ.

Если вы не имеете опыта в найме и управлении персоналом, постановке и контролю задач, только начинаете развиваться и дорожите своей репутацией, не берите первого помощника на фрилансе. Вероятность огрести проблемы с проектом практически равна 100 %.

  • Оглядываясь назад, я бы посоветовал начинающему предпринимателю взять помощника на неполный рабочий день в городе, где вы проживаете.
  • Выстроить с помощником взаимодействие так, чтобы несколько раз в неделю встречаться офлайн для обсуждения текущих задач.
  • Дополнительно каждый день созваниваться через Skype / Zoom для решения текучки и получения обратной связи.

Встречаться можно в кафе или на коворкинге. Необязательно снимать офис.

Главное, что исполнителя нужно настроить на рабочий лад.

На удаленке контролировать людей значительно сложнее. Фрилансер может пропасть в самый неподходящий момент. Раз – и нет его. Представьте: вы только начинаете бизнес и голова идет кругом от задач. Геморрой с фрилансом вас вряд ли обрадует…

Читайте также
Хаос и фейлы в продвижении косметического магазина: история от Проститутки Кэт

Настройте оптимальный порядок оплаты

И еще. Если взялись играть роль работодателя, запомните, что работникам никогда нельзя платить вперед. Тем более фрилансерам. Тем более незнакомым. Это противоречит логике труда и вознаграждения.

  • Платите только после выполненного проекта.
  • Разбивайте проект на части, если он очень объёмный, и оплачивайте работу поэтапно.
  • И обязательно работайте через безопасную сделку.

Если вы все же решились поработать с фрилансером, но не знаете, сколько предложить за работу, поищите на биржах фриланса похожие проекты, соберите информацию, проанализируйте цены.

Я рекомендую брать для анализа выборку из 50 проектов минимум.

Ориентируйтесь на рынок. Не завышайте, но и не занижайте чрезмерно цену. Платить больше рынка – значит урезать себя в возможностях и марже. На низкую оплату реагируют либо новички, либо горе-стахановцы, которые берутся за кучу проектов сразу и срывают сроки в 99,9 % случаев.

Срыв сроков по вине работника не обошел стороной и меня.

Вредный совет 5. После того как клиент задержит аванс по договору, задержи и ты зарплату своему сотруднику

Итак, после заключения договора с ООО «Холод», я нашел помощника и перепоручил ему часть моих рутинных задач.

Первый месяц работы прошел штатно.

А вот на второй месяц начались проблемы. Компания задержала оплату и не оплатила рекламу вовремя.

Создавайте финансовую подушку безопасности

На тот момент ООО «Холод» давал мне примерно две трети от всего дохода. Как сказали бы в моногороде, эта компания была для меня чем-то вроде градообразующего предприятия.

Естественно, что я платил зарплату своему помощнику-фрилансеру из денег, которые перечислял заказчик.

Пока деньги приходили вовремя, все было нормально. Но стоило только контрагенту задержать перевод, как в моем маленьком бизнесе сразу «посыпалась» вся касса.

Накоплений на тот момент не было, о кредитах и займах и речи не шло. Кто в здравом уме даст взаймы официально безработному? :-) И я задержал оплату помощнику за последний этап работ.

Снова ошибка.

В любом бизнесе должна формироваться финансовая подушка безопасности на случай непредвиденных расходов.

Платите зарплату вовремя

Помню, как-то прочёл историю про предпринимателя по имени Филипп, который держит небольшой магазин на юге Франции. Филипп всегда платит своим сотрудникам вовремя. Даже если у него возникают кассовые разрывы, он идет в банк и берет кредит, чтобы выплатить всю зарплату в срок.

Если сотрудник во Франции не получит зарплату вовремя, он вправе обратиться в специальный суд и тот встанет на сторону сотрудника в 100% случаев. Обяжет выплатить работодателя все до цента и еще огромный штраф припаяет. Во Франции сильные профсоюзы, труд людей уважается.

Если вы купили труд другого человека и результат работы вас устроил, вы обязаны заплатить вовремя. Это этика отношений работодателя и работника. Неважно, работает ли ваш сотрудник полный рабочий день или несколько часов как фрилансер.

На старте бизнеса, когда мало клиентов, денежные поступления могут быть нерегулярными. С самого начала стоит начать копить финансовые резервы, чтобы суметь покрыть непредвиденные расходы.

Не уверены, что сможете расплатиться с помощником? Нет финансовых резервов, которые бы покрыли оплату труда в случае задержки? Тогда забудьте про делегирование. Делайте все сами.

В общем, я задержал фрилансеру расчет.

Конечно, мой помощник стал интересоваться, когда я заплачу деньги за выполненную работу. Я аргументировал задержку тем, что жду деньги от заказчика.

Но наемного работника не интересует, откуда вы берете деньги, чтобы платить ему зарплату. Вы его работодатель, он заключил сделку с вами, не с кем-то еще. Работник выполнил свои задачи и вправе получить вознаграждение в срок. Если зарплата не платится вовремя, ответственность несет работодатель, а не его контрагенты.

Достаточно одной задержки, чтобы утратить доверие работника и его трудовой энтузиазм. Зачем стараться, делать работу качественно, если тебя кидают на бабло?

Работа без оплаты называется благотворительность. Но вы же не благотворительностью занимаетесь, верно?

Вы строите бизнес.

Если ваш сотрудник не старается делать работу качественно, проект рано или поздно будет запорот, что негативно скажется и на ваших отношениях с клиентом (вплоть до финансовых санкций), и на репутации.

Репутацию легко испортить и сложно вернуть. В век интернета новости распространяются с космической скоростью. В том числе и негативные отзывы. Оно вам надо?

Найти ответственного и исполнительного работника сложно. Потерять легко. Адекватные специалисты всегда изучают отзывы, прежде чем заключить контракт. Куча негатива о вас как о работодателе в интернете поставит крест на развитии вашего бизнеса.

Читайте также
Как легально работать в интернете: гайд для диджитал-специалиста

Вредный совет 6. В переписке с клиентом, обязательно упомяни, что сроки срываются из-за болезни твоего работника

Двигаемся дальше. Все та же история с ООО «Холод».

Идет второй месяц работ по договору. Аванс за второй месяц не оплачен. Реклама, соответственно, тоже и объявления в интернете не показываются. Помощник сидит без зарплаты и строчит мне в мессенджерах сутки напролет с одним и тем же вопросом: «Когда уже?»

Но вот начались подвижки.

Избавляйтесь от «токсичных» клиентов

В начале третьего месяца клиент объявился с предложением возобновить сотрудничество и пересмотреть условия оплаты моих услуг. Плата в 100 % за месяц вперед его не устраивала.

Я уже начал осознавать, что у ООО «Холод» проблемы с финансами, но все еще цеплялся за этого клиента, заставлял себя верить, что он перспективный и т. д. и т. п.

Если в течение первого месяца поняли, что начали работать с «токсичным», проблемным клиентом, то, по возможности, изыщите способ прекратить деловые отношения. Это избавит вас от лишней головной боли. Дальше будет только хуже. Проверено.

Мы договорились разбить платеж за услуги на две части. 40 % – в начале месяца, 60 % – в конце.

Почти весь аванс ушел на то, чтобы выплатить долг по зарплате своему помощнику. Деньги фрилансеру я выплатил и, будучи уверенным в его исполнительности, поставил перед ним новые задачи. Я наивно полагал, что работать со мной продолжат, как и раньше.

Я просчитался.

Фрилансер принял новые задачи на месяц вперед, подтвердил, что продолжит работу и... пропал из поля зрения. Перестал отвечать на мои сообщения.

Месяц идет, работа стоит, от помощника ни слуху, ни духу. Клиент начинает беспокоиться, задавать вопросы.

Доверие – это ваша репутация

Проходит неделя. И тут помощник объявляется. Пишет, что попал под машину и загремел в больницу. Присылает фото и справку из больницы. Час от часу не легче. Работать мой помощник не сможет еще долго. Снова брать работу в свои руки? Что ответить в этом случае клиенту?

Я пораскинул извилинами. И не придумал ничего лучше, чем написать на официальную электронную почту заказчика, что сотрудник, занимавшийся проектом, сейчас в больнице.

Грубейшая ошибка.

Хотите загубить свое дело – напишите клиенту, что у вас взорвалась в офисе ядерная бомба, кошка уронила на ноутбук горшок с цветами или ваши сотрудники забухали с утра пораньше.

Уже потом я понял, что поступил не только непрофессионально, но и утратил доверие со стороны клиента. Так с клиентами не ведут дела. Та же история, что и с наемной рабочей силой.

Вы как предприниматель заключили договор с клиентом и письменно обязались выполнить то-то и то-то. Договор он заключил с вами. Не с вашими работниками. Клиента не волнует, что происходит внутри вашей компании. Он оплатил услугу и ждет выполнения обязательств по договору.

Спрос будет с вас.

Вредный совет 7. Забудь о предпринимательстве и устройся обратно на работу, чтобы спасти бизнес друга и вернуть деньги бывшему клиенту

Закончилась эпопея с ООО «Холод» тем, что мой контрагент выставил требование вернуть всю сумму по договору плюс возместить фактически израсходованный за время нашего сотрудничества рекламный бюджет. На рекламу была потрачена сумма с пятью нулями...

Напомню, что подписанные акты за предыдущие периоды компания мне так и не прислала.

И если с актами я сам напортачил, то требование возместить рекламный бюджет я встретил с легким недоумением.

Контрагент сообщил, что прекратил действие договора в одностороннем порядке и пригрозил обратиться в суд в случае невозврата денежных средств на его счет до конца месяца.

Что делать?

Не прячьте голову в песок

Я перебирал в уме три варианта развития событий:

  • найти деньги и выплатить контрагенту сумму его требований,
  • продолжить переговоры с ООО «Холод» и попробовать уменьшить сумму их требований,
  • начать искать адвоката и готовиться к арбитражу.

В итоге в дело пошел четвертый вариант: я пустил дело на самотек, самоустранился и предоставил другу-ИП решать мою проблему. Я едва не пожертвовал нашей дружбой. В самый последний момент я все же взял себя в руки и продолжил решать вопрос.

Разумнее всего было вернуться к переговорам. Возмещать рекламный бюджет я считал требованием несправедливым, поскольку по вине ООО «Холод» в течение второго месяца работ реклама стояла, ведь аккаунт не пополняли.

Я продолжил переговоры и добился частичного успеха.

Требования о возмещении рекламного бюджета с меня сняли, обязав вернуть только деньги, которые перечислялись по договору услуг. Вдобавок я добился рассрочки по выплатам. Возвращать деньги теперь можно было в течение трех месяцев.

Но я снова допустил промах.

Закрывайте свой бизнес только в крайних случаях

Я решил оставить бизнес и отправиться на поиски работы «на дядю». Я понимал, что моё рекламное агентство не гарантировало стабильный заработок для покрытия долга.

С классической работой шансов угадывалось чуть больше. Мне предложили неплохой вариант, я распрощался со статусом предпринимателя и вернулся в найм.

Видел ли я возможным погасить долг вовремя, продолжая заниматься бизнесом? Тогда сомнения сбили меня с пути. Анализируя ситуацию теперь, я думаю, что можно было временно затянуть пояса, занять небольшую сумму.

Я бы справился.

Да, закрытием бизнеса я лишил себя на тот момент возможности роста и временно откатился вниз. Слишком велик был соблазн все бросить, сдать позиции, спрятаться в домик.

В бизнесе важны такие качества, как стратегический ум, хладнокровие, расчет, умение управлять своими эмоциями.

Если вы слабохарактерный человек, не занимайтесь бизнесом. Вам это противопоказано. Работайте в найме. Там спокойнее. Бизнес – он для ребят, которые берут волю в кулак и ворочают горы.

Чему меня научил свой опыт

Кратко подытожу в тезисах содержание этой статьи.

  • Не делайте бизнес с друзьями.
  • Не составляйте текст договора самостоятельно. Воспользуйтесь квалифицированной помощью юриста.
  • Собирайте все документы и «первичку» от своих контрагентов. Храните документы в архиве.
  • Возьмите за правило со дня основания бизнеса откладывать финансовую подушку безопасности на случай непредвиденных трат.
  • Не берите в работу «токсичных» клиентов.
  • При поиске сотрудников ориентируйтесь на рынок, а не на собственные эмоции.
  • Если нет офиса, первого помощника возьмите на неполный рабочий день в вашем городе и выстройте коммуникацию так, чтобы встречаться с ним офлайн один или два раза в течение недели.
  • Платите зарплату вовремя.
  • Не самоустраняйтесь при возникновении проблем.
  • Все важные этапы в работе с заказчиком фиксируйте в переписке по электронной почте, которая указана в договоре.
  • Ведите деловую переписку дипломатическим языком. Не допускайте оборотов а-ля «сроки срываются из-за поломки ноутбука, который уронила кошка».
  • Торгуйтесь. Бизнес – это и про деньги, и про время.
  • Не бросайте свой бизнес, если есть хотя бы небольшая возможность вытянуть дело. Снова начинать с нуля будет тяжелее.

Первый пережитый опыт построения бизнеса с нуля помог мне впоследствии наладить новый интернет-бизнес.

Я сделал выводы, что работать с заказчиками мне не особенно нравится. Я отказался от такой модели работы, перешёл на развитие собственного интернет-проекта и выстроил управление удалённой командой. Сейчас я постепенно развиваю это новое дело.

Дальше действовать будете вы

Маленькое напутствие молодым предпринимателям, кто работал-работал по найму и решил пойти в свободное плавание. Ребята, бизнес – это не то же самое, что обычная работа.

На работе вы выполняете свои обязанности, и вам за это платит деньги работодатель. Предприниматель же несет ответственность перед своими сотрудниками, контрагентами, государством.

Кроме, собственно, работы, на начальном этапе придется взять в свои руки:

  • стратегическое планирование,
  • продвижение бизнеса, наработку клиентской базы,
  • найм рабочей силы,
  • делегирование задач и контроль их исполнения,
  • бухгалтерию и документооборот,
  • заботу о расходах на рекламу, зарплату, аренду, налоги, юриста, содержание компании,
  • финансовые и прочие риски.

Не пугает объем задач и ответственности? Тогда вперед! Желаю удачи, не повторяйте моих ошибок.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 351
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
884
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 019
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.