Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как уберечь детей от контента не по возрасту, а себя – от штрафов Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

С 1 сентября 2012 года в России действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который установил достаточно жесткие требования к распространению информационной продукции любыми способами и по любым каналам, включая интернет. За нарушение этих правил придется заплатить рублем, причем размер штрафа может быть ощутимым и достигать нескольких сотен тысяч.

Не хотелось бы оказаться в такой ситуации? Еще бы! В этой статье TexTerra расскажет все самое важное, что нужно знать пользователям сети о возрастной маркировке интернет-ресурсов.

Читайте также
1 016 213
Как запускать рекламу в «Яндекс.Директ» в 2024 году — полный гайд

Без Google Ads тоже есть жизнь! Теперь Яндекс — единственный эффективный инструмент для настройки контекстной рекламы в России, который постоянно обновляется.

600 389
Как сделать коммерческое предложение, чтобы клиенты у вас купили

Хорошее коммерческое предложение склонит чашу весов в вашу пользу, если клиент вообще рассматривает вас как подрядчика. И наоборот: средненькое КП окончательно убьет намерение сотрудничать.

Информация будет полезна владельцам любых интернет-площадок, на которых размещается реклама, SMM-щикам, а также владельцам сетевых изданий.

Статья 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту – Закон о защите детей от информации) относит к информационной продукции любую информацию, которая распространяется в интернете.

В свою очередь статья 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорит о том, что информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Учитывая, что информацию можно представлять в виде изображений, текстов, чисел, звуков и видео, не будет преувеличением сказать, что абсолютно весь интернет-контент – это информационная продукция.

Пост или история в «Инстаграм», новостная лента на сайте, статья в онлайн-издании, блог компании, форум в группе во «ВКонтакте», видеоролик на «Ютубе» – все это примеры информационной продукции.

Закон о защите детей от информации делит всю информационную продукцию, способную причинить вред здоровью или развитию детей, на две большие группы:

  1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
  2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К первой группе относится информация, которая:

  • побуждает детей к причинению вреда своему или чужому здоровью либо к самоубийству;
  • провоцирует желание употребить наркотики и другие запрещенные вещества, табачные изделия, алкоголь, участвовать в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • оправдывает насилие и жестокость либо побуждает к ним;
  • содержит изображение или описание сексуального насилия;
  • отрицает семейные ценности или пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения;
  • оправдывает противоправное поведение;
  • содержит нецензурную брань или информацию порнографического характера;
  • содержит любые сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем от правонарушения, по которым можно установить его личность.

Вторая группа включает в себя информацию, которая:

  • изображает или описывает жестокость, насилие (за исключением сексуального), преступления или антиобщественное поведение;
  • вызывает страх, ужас или панику;
  • изображает или описывает половые отношения между мужчиной и женщиной;
  • содержит бранные слова и выражения (но не нецензурную брань).
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Любая информация, которая соответствует хотя бы одному из тех признаков, о которых говорили выше, – потенциальная угроза для здоровья и психики ребенка. В то же время очевидно, что не вся эта информация одинаково опасна. Чем ярче в ней выражены «вредные» для детей признаки, тем сильнее угроза, и наоборот.

Для того чтобы строгость ограничений на распространение информации соответствовала уровню опасности этой информации, закон предусмотрел классификацию информационной продукции на 5 категорий.

Категории информационной продукции. Выделяют информационную продукцию:

  • для детей, не достигших возраста 6 лет (0+);
  • для детей, достигших возраста 6 лет (6+);
  • для детей, достигших возраста 12 лет (12+);
  • для детей, достигших возраста 16 лет (16+);
  • запрещенную для детей (18+).

Кто осуществляет классификацию. Классификация информационной продукции – забота того, кто ее распространяет, то есть предоставляет доступ к ней всем желающим.

Например, классификацией информации на сайте в интернете будет заниматься его владелец, в сетевом издании – редакция этого онлайн-СМИ.

Если у распространителя возникают сложности в процессе классификации или сомнения, правильно ли он определил категорию информационной продукции, можно обратиться за помощью к эксперту. Этот эксперт или экспертная организация должны быть аккредитованы Роскомнадзором.

Актуальные реестры аккредитованных экспертов и экспертных организаций, которые имеют допуск к проведению экспертизы информационной продукции, можно найти на сайте Роскомнадзора.

По каким параметрам производить классификацию. Сразу оговоримся, что закон не дает универсальной формулы, при помощи которой можно было бы однозначно и безошибочно определить категорию конкретного информационного продукта.

Строгих правил нет. Есть только примерные описания каждой из категорий.

Признаки информации категории 18+ перечислены в части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации. Общее описание информационной продукции категорий 0+, 6+, 12+ и 16+ дано в статьях 7–10.

Дополнительно в помощь распространителям информационной продукции в законе есть характеристики информации, которые нужно оценивать при классификации. Это:

  • тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
  • особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенного возраста;
  • вероятность причинения этой информацией вреда здоровью или развитию детей.

В остальном определение категории информационной продукции отдано на откуп распространителю – он делает это по своему усмотрению, на основании своего субъективного мнения, под свою ответственность.

Как применять результаты классификации. По итогам классификации на информационную продукцию до начала ее распространения наносят соответствующие знаки – возрастную маркировку.

В каких случаях наносить возрастную маркировку на распространяемую в сети информацию обязательно, а в каких опционально, разберемся дальше.

Тот факт, что та или иная информация имеет признаки «вредности» для детей, не означает, что ее нельзя распространять в интернете. Можно, но с одним ограничением – при условии нанесения на информационный продукт возрастной маркировки.

Правда, это требование действует в отношении далеко не любой информации, которая распространяется в сети.

Читайте также
Реклама у блогеров: «сомнительное» запретят

Обязательное нанесение возрастной маркировки при распространении информации в интернете ограничивается следующими случаями:

  • информационная продукция сетевых изданий;
  • информационная продукция аудиовизуальных сервисов;
  • сторонняя реклама, которая размещается на любых интернет-площадках.

Во всех остальных случаях указывать знак информационной продукции не обязательно, но и не запрещено. Владелец интернет-площадки может сделать это добровольно по своему усмотрению.

Рассмотрим подробнее особенности и требования к нанесению возрастной маркировки в тех случаях, когда она обязательна.

Наиболее подробно вопрос нанесения знаков информационной продукции – возрастной маркировки – урегулирован в отношении сетевых изданий.

Что такое сетевое издание. Сетевое издание – сайт в интернете, который зарегистрирован как СМИ в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».

Примеры: «Газета.Ru», Vc.ru, «Интерфакс», «РИА Новости».

Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке онлайн-СМИ нужно соблюдать несколько правил:

  1. Знак информационной продукции указывать на главной странице.
  2. Информация в издании подпадает под разные возрастные категории – на главной странице указывать самую старшую категорию. Например, если в издании есть информация категорий 6+, 12+ и 18+, на главной странице должна стоять маркировка 18+.
  3. Знак информационной продукции указывать в верхней части главной страницы.
  4. Размер знака – не меньше 75% от заголовка второго уровня, или не меньше размеров шрифта основного текста + полужирное начертание, или не меньше 20% от основной информационной колонки.
  5. Цвет знака должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.
  6. Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа:
    • «0+»;
    • «6+» или «для детей старше 6 лет»;
    • «12+» или «для детей старше 12 лет»;
    • «16+» или «для детей старше 16 лет»;
    • «18+» или «запрещено для детей».

Когда возрастная маркировка не нужна. Некоторые части онлайн-СМИ в маркировке не нуждаются.

Во-первых, новостная лента на сайте. Если сетевое издание состоит только из новостной ленты, возрастная маркировка сайта вообще не нужна.

Во-вторых, не нужно маркировать комментарии и сообщения, которые размещают на сайте издания его читатели.

Понятие «аудиовизуальный сервис», как и требование о маркировке таких сервисов появилось относительно недавно – в июле 2017 года.

Что такое аудиовизуальный сервис. Чтобы понять, что вы имеете дело с аудиовизуальным сервисом, нужно проверить наличие у него нескольких признаков:

  • это сайт или страница сайта в интернете;
  • используется для распространения в интернете аудиовизуальных произведений (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы и другие подобные произведения);
  • доступ к произведениям платный или при условии просмотра рекламы;
  • доступ за сутки – более 100 тысяч российских пользователей.

Все критерии соблюдены – перед вами аудиовизуальный сервис.

Примеры: онлайн-кинотеатры, видеохостинги (MEGOGO.RU, ivi.ru).

Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке аудиовизуальных сервисов нужно соблюдать несколько правил:

  1. Сам сайт или страницу сайта маркировать не нужно (но не запрещено).
  2. Возрастную маркировку обязательно наносить только на сами аудиовизуальные произведения, которые размещены на сервисе. Например, на фильм или видеоклип.
  3. Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа. Аналогично сетевым изданиям.

В отличие от онлайн-СМИ для аудиовизуальных сервисов нет требований по цвету, размеру или местоположению знака информационной продукции. Поэтому владельцы таких сервисов решают эти вопросы по своему усмотрению.

Вот так:

Возрастная маркировкаВозрастная маркировка

Когда возрастная маркировка не нужна. Если аудиовизуальные произведения размещаются на информационном ресурсе преимущественно пользователями интернета самостоятельно, а не владельцем этого ресурса, нанесение на них возрастной маркировки не требуется.

Пример: YouTube.

Нередко владельцы различных интернет-площадок, будь то сайт в интернете или страница в социальной сети, для получения дополнительного дохода размещают на своих площадках за плату стороннюю рекламу. Чаще всего в виде баннеров или видеорекламы.

Но не все знают о необходимости в определенных случаях маркировать эту рекламу. Итог: вместо желанного дохода получают постановление о наложении административного штрафа.

Что такое реклама. Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это любая информация, которая соответствует одновременно нескольким признакам:

  • адресована неограниченному кругу лиц;
  • цель – привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать или поддерживать интерес к объекту, продвинуть его на рынке;
  • распространяется любым способом, в любой форме, при помощи любых средств.

Все признаки в наличии – перед вами реклама. Но не торопитесь наносить на нее возрастную маркировку. Для начала выясните, с каким объектом рекламирования имеете дело.

Это важно, потому что согласно части 10.1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» обязательной возрастной маркировке подлежит только реклама информационной продукции.

Пункт 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации относит к информационной продукции:

  • продукцию СМИ;
  • печатную продукцию;
  • аудиовизуальную продукцию;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • зрелищные мероприятия;
  • информацию, которая распространяется в интернете.

Собираетесь рекламировать что-то из этого списка – например, новую книгу или журнал, мобильное приложение, видеозапись обучающего семинара, музыкальный концерт, сетевое издание – позаботьтесь о том, чтобы на рекламе был указан знак информационной продукции.

Запускаем рекламу. Обсудим?
Нажимая на кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как правильно наносить возрастную маркировку. В отношении маркировки рекламы в законе конкретных требований (цвет, размер, способ нанесения и т. д.) нет.

Рекомендуем учитывать следующие правила:

  1. Маркировать саму интернет-площадку, на которой размещена реклама, не нужно. Разумеется, только если она не подлежит маркировке по другим основаниям. Например, если реклама размещена в сетевом издании – маркируем и сайт, и рекламу.
  2. Возрастную маркировку наносить на саму рекламу.
  3. Размер, цвет и шрифт маркировки должны делать ее заметной и читаемой.
  4. Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа.

Когда возрастная маркировка не нужна. Не нуждается в маркировке реклама всего, что не относится к информационной продукции, – товары, работы, услуги. Например, вклад в банке, ресторан, автомобиль, диван или пачка чипсов.

Это распространяется и на те случаи, когда в рекламе указан сайт, на котором можно получить дополнительные сведения о рекламируемом товаре, работе или услуге.

Читайте также: «Как создавать рекламу для детей: особенности детского маркетинга».

Если по закону информация, размещенная в сети, должна иметь возрастную маркировку, а ее нет – придется нести административную ответственность.

Порядок привлечения к ответственности и размер наказания зависят от того, какое именно нарушение допущено. Для наглядности все это можно представить в виде таблицы.

На сайте онлайн-СМИ не указан знак информационной продукции

Контент аудиовизуального сервиса не имеет возрастной маркировки

На рекламе информационной продукции нет возрастной маркировки

Контролирующий орган

Роскомнадзор

Роскомнадзор

Федеральная антимонопольная служба

Норма КоАП РФ

часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ

ст. 13.36

КоАП РФ

часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ

Лицо, которое несет ответственность

Главный редактор и редакция (если она зарегистрирована как юридическое лицо) сетевого издания

Владелец аудиовизуального сервиса (сайта)

Владелец интернет-площадки, на которой размещена реклама

Размер административного штрафа

Должностное лицо (главный редактор) – от 5 до 20 тысяч рублей

Юридическое лицо (редакция) – от 20 до 200 тысяч рублей

Граждане – от 3 до 5 тысяч рублей

Должностные лица – от 30 до 50 тысяч рублей

Юридические лица – от 300 до 500 тысяч рублей

Граждане – от 2 до 2,5 тысяч рублей

Должностные лица – от 4 до 20 тысяч рублей

Юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей

Случаи привлечения к административной ответственности за нарушение требований о возрастной маркировке информации в интернете – не редкость. Чаще всего нарушения связаны с отсутствием знака информационной продукции на рекламе.

Например, Управление ФАС по г. Москве привлекло к административной ответственности владельца интернет-площадок – мобильного приложения и iPad-версии журнала MAXIM – ООО «Херст Шкулев Медиа» за то, что на этих площадках был размещен макет рекламы мобильного приложения Zinomax без возрастной маркировки. Нарушителю назначили штраф в размере 100 тысяч рублей.

  1. Весь интернет-контент – информационная продукция.
  2. Информационная продукция способна причинить вред здоровью или развитию детей – распространять ее в сети можно, но с ограничениями.
  3. «Вредная» информационная продукция делится на 5 категорий по степени потенциальной опасности для детей: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+.
  4. Классификация информационной продукции по категориям – обязанность распространителя. Сделать это нужно до начала размещения информации в сети.
  5. Нельзя распространять в сети без возрастной маркировки: информацию в онлайн-СМИ, контент на аудиовизуальных сервисах и рекламу информационной продукции на любых интернет-площадках.
  6. В остальных случаях наносить возрастную маркировку не обязательно, но не запрещено.
  7. Не можете определить категорию информации сами – обратитесь к аккредитованным экспертам, чтобы не допустить нарушения.
  8. Сомневаетесь, какую возрастную категорию установить, – выбирайте большую по возрасту.
  9. Убедитесь, что цвет, размер, шрифт и расположение возрастной маркировки делают ее заметной и разборчивой.
  10. Нарушили требования о маркировке – придется заплатить штраф.

Каждому сайту нужно оптимальное продвижение. Команда TexTerra продвигает бизнес в сети с 2007 года.

Читайте также
Закон О рекламе – кто такой рекламодатель
Наладим вам продажи

– а начнем мы с бизнес-аналитики

Подробнее
Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

23 дек 2024
3 695
Что подарить продавцу

По мнению самих менеджеров по продажам.

23 дек 2024
375
Главные тренды рынка труда 2025

Отметили 3 важных тренда, которые повлияют на рынок труда в наступающем году.

23 дек 2024
75 212
Новые поправки в закон о рекламе – что изменится?

Закон о 3-процентном сборе за интернет-рекламу принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации (по факту он приведет к большему удорожанию рекламы).

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.