С 1 сентября 2012 года в России действует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который установил достаточно жесткие требования к распространению информационной продукции любыми способами и по любым каналам, включая интернет. За нарушение этих правил придется заплатить рублем, причем размер штрафа может быть ощутимым и достигать нескольких сотен тысяч.
Не хотелось бы оказаться в такой ситуации? Еще бы! В этой статье TexTerra расскажет все самое важное, что нужно знать пользователям сети о возрастной маркировке интернет-ресурсов.
Информация будет полезна владельцам любых интернет-площадок, на которых размещается реклама, SMM-щикам, а также владельцам сетевых изданий.
Что такое информационная продукция и каких видов она бывает
Статья 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту – Закон о защите детей от информации) относит к информационной продукции любую информацию, которая распространяется в интернете.
В свою очередь статья 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорит о том, что информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Учитывая, что информацию можно представлять в виде изображений, текстов, чисел, звуков и видео, не будет преувеличением сказать, что абсолютно весь интернет-контент – это информационная продукция.
Пост или история в «Инстаграм», новостная лента на сайте, статья в онлайн-издании, блог компании, форум в группе во «ВКонтакте», видеоролик на «Ютубе» – все это примеры информационной продукции.
Закон о защите детей от информации делит всю информационную продукцию, способную причинить вред здоровью или развитию детей, на две большие группы:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
К первой группе относится информация, которая:
- побуждает детей к причинению вреда своему или чужому здоровью либо к самоубийству;
- провоцирует желание употребить наркотики и другие запрещенные вещества, табачные изделия, алкоголь, участвовать в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- оправдывает насилие и жестокость либо побуждает к ним;
- содержит изображение или описание сексуального насилия;
- отрицает семейные ценности или пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения;
- оправдывает противоправное поведение;
- содержит нецензурную брань или информацию порнографического характера;
- содержит любые сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем от правонарушения, по которым можно установить его личность.
Вторая группа включает в себя информацию, которая:
- изображает или описывает жестокость, насилие (за исключением сексуального), преступления или антиобщественное поведение;
- вызывает страх, ужас или панику;
- изображает или описывает половые отношения между мужчиной и женщиной;
- содержит бранные слова и выражения (но не нецензурную брань).
Как классифицировать информационную продукцию
Любая информация, которая соответствует хотя бы одному из тех признаков, о которых говорили выше, – потенциальная угроза для здоровья и психики ребенка. В то же время очевидно, что не вся эта информация одинаково опасна. Чем ярче в ней выражены «вредные» для детей признаки, тем сильнее угроза, и наоборот.
Для того чтобы строгость ограничений на распространение информации соответствовала уровню опасности этой информации, закон предусмотрел классификацию информационной продукции на 5 категорий.
Категории информационной продукции. Выделяют информационную продукцию:
- для детей, не достигших возраста 6 лет (0+);
- для детей, достигших возраста 6 лет (6+);
- для детей, достигших возраста 12 лет (12+);
- для детей, достигших возраста 16 лет (16+);
- запрещенную для детей (18+).
Кто осуществляет классификацию. Классификация информационной продукции – забота того, кто ее распространяет, то есть предоставляет доступ к ней всем желающим.
Например, классификацией информации на сайте в интернете будет заниматься его владелец, в сетевом издании – редакция этого онлайн-СМИ.
Если у распространителя возникают сложности в процессе классификации или сомнения, правильно ли он определил категорию информационной продукции, можно обратиться за помощью к эксперту. Этот эксперт или экспертная организация должны быть аккредитованы Роскомнадзором.
Актуальные реестры аккредитованных экспертов и экспертных организаций, которые имеют допуск к проведению экспертизы информационной продукции, можно найти на сайте Роскомнадзора.
По каким параметрам производить классификацию. Сразу оговоримся, что закон не дает универсальной формулы, при помощи которой можно было бы однозначно и безошибочно определить категорию конкретного информационного продукта.
Строгих правил нет. Есть только примерные описания каждой из категорий.
Признаки информации категории 18+ перечислены в части 2 статьи 5 Закона о защите детей от информации. Общее описание информационной продукции категорий 0+, 6+, 12+ и 16+ дано в статьях 7–10.
Дополнительно в помощь распространителям информационной продукции в законе есть характеристики информации, которые нужно оценивать при классификации. Это:
- тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
- особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенного возраста;
- вероятность причинения этой информацией вреда здоровью или развитию детей.
В остальном определение категории информационной продукции отдано на откуп распространителю – он делает это по своему усмотрению, на основании своего субъективного мнения, под свою ответственность.
Как применять результаты классификации. По итогам классификации на информационную продукцию до начала ее распространения наносят соответствующие знаки – возрастную маркировку.
В каких случаях наносить возрастную маркировку на распространяемую в сети информацию обязательно, а в каких опционально, разберемся дальше.
Когда возрастная маркировка информационной продукции в интернете обязательна
Тот факт, что та или иная информация имеет признаки «вредности» для детей, не означает, что ее нельзя распространять в интернете. Можно, но с одним ограничением – при условии нанесения на информационный продукт возрастной маркировки.
Правда, это требование действует в отношении далеко не любой информации, которая распространяется в сети.
Обязательное нанесение возрастной маркировки при распространении информации в интернете ограничивается следующими случаями:
- информационная продукция сетевых изданий;
- информационная продукция аудиовизуальных сервисов;
- сторонняя реклама, которая размещается на любых интернет-площадках.
Во всех остальных случаях указывать знак информационной продукции не обязательно, но и не запрещено. Владелец интернет-площадки может сделать это добровольно по своему усмотрению.
Рассмотрим подробнее особенности и требования к нанесению возрастной маркировки в тех случаях, когда она обязательна.
Возрастная маркировка сетевых изданий
Наиболее подробно вопрос нанесения знаков информационной продукции – возрастной маркировки – урегулирован в отношении сетевых изданий.
Что такое сетевое издание. Сетевое издание – сайт в интернете, который зарегистрирован как СМИ в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
Примеры: «Газета.Ru», Vc.ru, «Интерфакс», «РИА Новости».
Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке онлайн-СМИ нужно соблюдать несколько правил:
- Знак информационной продукции указывать на главной странице.
- Информация в издании подпадает под разные возрастные категории – на главной странице указывать самую старшую категорию. Например, если в издании есть информация категорий 6+, 12+ и 18+, на главной странице должна стоять маркировка 18+.
- Знак информационной продукции указывать в верхней части главной страницы.
- Размер знака – не меньше 75% от заголовка второго уровня, или не меньше размеров шрифта основного текста + полужирное начертание, или не меньше 20% от основной информационной колонки.
- Цвет знака должен соответствовать или быть контрастным цвету заголовка издания.
- Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа:
- «0+»;
- «6+» или «для детей старше 6 лет»;
- «12+» или «для детей старше 12 лет»;
- «16+» или «для детей старше 16 лет»;
- «18+» или «запрещено для детей».
Когда возрастная маркировка не нужна. Некоторые части онлайн-СМИ в маркировке не нуждаются.
Во-первых, новостная лента на сайте. Если сетевое издание состоит только из новостной ленты, возрастная маркировка сайта вообще не нужна.
Во-вторых, не нужно маркировать комментарии и сообщения, которые размещают на сайте издания его читатели.
Возрастная маркировка аудиовизуальных сервисов
Понятие «аудиовизуальный сервис», как и требование о маркировке таких сервисов появилось относительно недавно – в июле 2017 года.
Что такое аудиовизуальный сервис. Чтобы понять, что вы имеете дело с аудиовизуальным сервисом, нужно проверить наличие у него нескольких признаков:
- это сайт или страница сайта в интернете;
- используется для распространения в интернете аудиовизуальных произведений (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы и другие подобные произведения);
- доступ к произведениям платный или при условии просмотра рекламы;
- доступ за сутки – более 100 тысяч российских пользователей.
Все критерии соблюдены – перед вами аудиовизуальный сервис.
Примеры: онлайн-кинотеатры, видеохостинги (MEGOGO.RU, ivi.ru).
Как правильно наносить возрастную маркировку. При маркировке аудиовизуальных сервисов нужно соблюдать несколько правил:
- Сам сайт или страницу сайта маркировать не нужно (но не запрещено).
- Возрастную маркировку обязательно наносить только на сами аудиовизуальные произведения, которые размещены на сервисе. Например, на фильм или видеоклип.
- Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа. Аналогично сетевым изданиям.
В отличие от онлайн-СМИ для аудиовизуальных сервисов нет требований по цвету, размеру или местоположению знака информационной продукции. Поэтому владельцы таких сервисов решают эти вопросы по своему усмотрению.
Вот так:
Когда возрастная маркировка не нужна. Если аудиовизуальные произведения размещаются на информационном ресурсе преимущественно пользователями интернета самостоятельно, а не владельцем этого ресурса, нанесение на них возрастной маркировки не требуется.
Пример: YouTube.
Возрастная маркировка рекламы
Нередко владельцы различных интернет-площадок, будь то сайт в интернете или страница в социальной сети, для получения дополнительного дохода размещают на своих площадках за плату стороннюю рекламу. Чаще всего в виде баннеров или видеорекламы.
Но не все знают о необходимости в определенных случаях маркировать эту рекламу. Итог: вместо желанного дохода получают постановление о наложении административного штрафа.
Что такое реклама. Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это любая информация, которая соответствует одновременно нескольким признакам:
- адресована неограниченному кругу лиц;
- цель – привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать или поддерживать интерес к объекту, продвинуть его на рынке;
- распространяется любым способом, в любой форме, при помощи любых средств.
Все признаки в наличии – перед вами реклама. Но не торопитесь наносить на нее возрастную маркировку. Для начала выясните, с каким объектом рекламирования имеете дело.
Это важно, потому что согласно части 10.1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» обязательной возрастной маркировке подлежит только реклама информационной продукции.
Пункт 5 статьи 2 Закона о защите детей от информации относит к информационной продукции:
- продукцию СМИ;
- печатную продукцию;
- аудиовизуальную продукцию;
- программы для ЭВМ и базы данных;
- зрелищные мероприятия;
- информацию, которая распространяется в интернете.
Собираетесь рекламировать что-то из этого списка – например, новую книгу или журнал, мобильное приложение, видеозапись обучающего семинара, музыкальный концерт, сетевое издание – позаботьтесь о том, чтобы на рекламе был указан знак информационной продукции.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Как правильно наносить возрастную маркировку. В отношении маркировки рекламы в законе конкретных требований (цвет, размер, способ нанесения и т. д.) нет.
Рекомендуем учитывать следующие правила:
- Маркировать саму интернет-площадку, на которой размещена реклама, не нужно. Разумеется, только если она не подлежит маркировке по другим основаниям. Например, если реклама размещена в сетевом издании – маркируем и сайт, и рекламу.
- Возрастную маркировку наносить на саму рекламу.
- Размер, цвет и шрифт маркировки должны делать ее заметной и читаемой.
- Способ маркировки – знак или текстовое предупреждение. Можно сочетать оба способа.
Когда возрастная маркировка не нужна. Не нуждается в маркировке реклама всего, что не относится к информационной продукции, – товары, работы, услуги. Например, вклад в банке, ресторан, автомобиль, диван или пачка чипсов.
Это распространяется и на те случаи, когда в рекламе указан сайт, на котором можно получить дополнительные сведения о рекламируемом товаре, работе или услуге.
Читайте также: «Как создавать рекламу для детей: особенности детского маркетинга».
Ответственность за нарушение требований о возрастной маркировке информации в интернете
Если по закону информация, размещенная в сети, должна иметь возрастную маркировку, а ее нет – придется нести административную ответственность.
Порядок привлечения к ответственности и размер наказания зависят от того, какое именно нарушение допущено. Для наглядности все это можно представить в виде таблицы.
На сайте онлайн-СМИ не указан знак информационной продукции |
Контент аудиовизуального сервиса не имеет возрастной маркировки |
На рекламе информационной продукции нет возрастной маркировки |
|
Контролирующий орган |
Роскомнадзор |
Роскомнадзор |
Федеральная антимонопольная служба |
Норма КоАП РФ |
часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ |
ст. 13.36 КоАП РФ |
часть 1 ст. 14.3 КоАП РФ |
Лицо, которое несет ответственность |
Главный редактор и редакция (если она зарегистрирована как юридическое лицо) сетевого издания |
Владелец аудиовизуального сервиса (сайта) |
Владелец интернет-площадки, на которой размещена реклама |
Размер административного штрафа |
Должностное лицо (главный редактор) – от 5 до 20 тысяч рублей Юридическое лицо (редакция) – от 20 до 200 тысяч рублей |
Граждане – от 3 до 5 тысяч рублей Должностные лица – от 30 до 50 тысяч рублей Юридические лица – от 300 до 500 тысяч рублей |
Граждане – от 2 до 2,5 тысяч рублей Должностные лица – от 4 до 20 тысяч рублей Юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей |
Случаи привлечения к административной ответственности за нарушение требований о возрастной маркировке информации в интернете – не редкость. Чаще всего нарушения связаны с отсутствием знака информационной продукции на рекламе.
Например, Управление ФАС по г. Москве привлекло к административной ответственности владельца интернет-площадок – мобильного приложения и iPad-версии журнала MAXIM – ООО «Херст Шкулев Медиа» за то, что на этих площадках был размещен макет рекламы мобильного приложения Zinomax без возрастной маркировки. Нарушителю назначили штраф в размере 100 тысяч рублей.
Шпаргалка
- Весь интернет-контент – информационная продукция.
- Информационная продукция способна причинить вред здоровью или развитию детей – распространять ее в сети можно, но с ограничениями.
- «Вредная» информационная продукция делится на 5 категорий по степени потенциальной опасности для детей: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+.
- Классификация информационной продукции по категориям – обязанность распространителя. Сделать это нужно до начала размещения информации в сети.
- Нельзя распространять в сети без возрастной маркировки: информацию в онлайн-СМИ, контент на аудиовизуальных сервисах и рекламу информационной продукции на любых интернет-площадках.
- В остальных случаях наносить возрастную маркировку не обязательно, но не запрещено.
- Не можете определить категорию информации сами – обратитесь к аккредитованным экспертам, чтобы не допустить нарушения.
- Сомневаетесь, какую возрастную категорию установить, – выбирайте большую по возрасту.
- Убедитесь, что цвет, размер, шрифт и расположение возрастной маркировки делают ее заметной и разборчивой.
- Нарушили требования о маркировке – придется заплатить штраф.
Каждому сайту нужно оптимальное продвижение. Команда TexTerra продвигает бизнес в сети с 2007 года.