Сообщать неприятные новости в любом случае нелегко. Но тут стоит думать не о себе и своих чувствах в моменте, а о последствиях: для тех, кому вы сообщаете новость, для сторонних наблюдателей, для компании и, конечно же, для вас самих. Часто последствия плохих новостей связаны не с ними самими, а с тем, как эти новости были озвучены. Предугадать реакцию людей сложно, но эмоционально интеллигентные люди знают, как донести до собеседника неприятную новость более безопасным для всех способом.
Эмоциональная интеллигентность – это понимание своих чувств, и умение ими выгодно пользоваться, а также понимание других людей и того, как их эмоции влияют на их решения. Все это позволяет выстраивать эффективные взаимоотношения.
При эмоционально интеллигентном руководителе компании будет легче адаптироваться к разным ситуациям, развиваться и сохранять хорошую репутацию.
Вот семь правил, которые используют эмоционально интеллигентные люди, сообщая неприятные новости.
1. Время имеет значение
Сообщать неприятные новости нужно только тогда, когда у вас есть вся информация по сложившейся ситуации. Не раньше и не позже. Если поторопитесь сообщить известия загодя, это вызовет у людей тревогу и даже страх. Запоздалое же сообщение, сделанное после того, как людям стало уже кое-что известно, вызовет подозрения: «почему вы с ним тянули?».
Эмоционально интеллигентные люди знают, что неприятные или плохие новости нужно сообщать тем, кого они касаются. В противном случае, появляются слухи, которые только усугубляют ситуацию. И делать это надо в подходящее или удобное для людей время.
2. Придерживайтесь фактов
Чем меньше вы можете сказать, тем лучше. Не приукрашивайте и не нагнетайте – не надо, чтобы ситуация казалась хуже или лучше, чем есть на самом деле. Изложите факты четко и лаконично. А чтобы сделать это правильно, подготовьтесь. Понимание того, что именно вы хотите сказать, поможет вам не отходить от темы.
3. Будьте открыты и не защищайтесь
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, что неприятные новости могут вызвать у собеседника гнев и сопротивление, не обойдется и без обвинений. Такая защитная реакция только усугубит ситуацию. Выход есть: оставаться открытым и принимать эмоции, которые выражают люди. Это позволяет выйти на диалог.
Не лишним будет поделиться своими чувствами относительно сложившейся ситуации, но избегайте любых обвинений кого-либо или чего-либо.
«Уязвимость вызывает симпатию, — говорит креативный директор Dc Design House Inc Дон-И Коди. — В большинстве случаев чувства контролируют процесс принятия решений; одной только логикой здесь не обходится».
4. Подчеркните положительные стороны
Если возможно, найдите в сложившейся ситуации что-то положительное. Возможно, это извлеченный из нее урок, который поможет в будущем. Иногда положение, которое выглядит в начале безысходным, приводит потом к позитивным последствиям. Если вы сможете увидеть какие-то плюсы, поделитесь наблюдениями с собеседником.
5. Относитесь с уважением ко всем
Все вокруг будут следить за тем, как вы справляетесь с ситуацией. Тем, кого неприятные новости не касаются напрямую, важно, как вы отнесетесь к людям, кого эти новости касаются.
Почти все компании заявляют, что люди для них – самый ценный актив, и к ним надо относиться с уважением. Сотрудники же часто имеют другое мнение по этому поводу. «В эпоху социальных сетей и сайтов с отзывами о работодателях, от хорошей репутации до негативного отношения один клик», — говорит Дон-И Коди.
6. Сосредоточьтесь на решении проблемы
Если речь идет о сокращении рабочих мест, увольняемым будет интересно, что им может предложить компания: перевод на другую должность, финансовая помощь и выходное пособие, содействие в поиске новой работы и другие способы смягчить удар. Те, кому придется покинуть рабочее место, и те, кто остается, будут задаваться вопросом, думал ли о них работодатель. И это тот самый момент для руководства, когда есть возможность показать заботу о «главном активе» и доказать, что оно потратило время и усилия на поиск решений.
7. Говорите с людьми на одном языке
Эмоционально интеллектуальные люди не разговаривают с людьми свысока. Кроме того, они знают, как говорят их подчиненные, и используют привычные и понятные для них слова и термины. Сообщая важные новости, избегайте жаргона и терминов, которые используются в основном управленцами. Они могут быть неправильно истолкованы, вызвать у людей подозрения и даже негодование. Будьте проще, понятнее и дружелюбнее. Впрочем, этот совет касается не только ситуации с неприятными новостями, правда же?
Адаптация статьи 7 things emotionally intelligent leaders do when they deliver bad news.