Недавно «Яндекс» сообщил о выходе новейшей версии поиска, основанной на нейросетях-трансформерах.
Теперь система понимает текст более «осмысленно», «серые» технологии SEO уже не работают, а приоритет при выдаче получает экосистема самого «Яндекса».
Разбираемся, что нового привнес и как повлиял на SEO-продвижение новый поиск.
Что предлагает нам новый поиск Y1
Согласно официальной информации от «Яндекса», поиск Y1 несет в себе следующие принципиальные моменты.
Быстрые ответы
Как известно, поисковые запросы могут быть информационными, навигационными, транзакционными и мультимедийными.
«Яндекс» решил уделить наибольшее внимание информационным запросам, касающимся ответам на вопросы и использующим соответствующие ключевые слова: «что», «где», «как» и т.п.
Основано было такое желание на современных трендах, когда пользователи все чаще обращаются к голосовым помощникам за конкретным ответом, который тот должен проговорить.
Теперь и в обычном поиске ответ на вопрос может быть представлен в виде сниппета, в котором можно сразу получить исчерпывающую информацию без перехода на сайт.
В качестве примера «Яндекс» использует запрос «Как подключить счетчик “Метрики”». Действительно, удобно будет сразу прочитать краткую инструкцию, исключив шаг посещения сайта с ней.
При этом «Яндекс» не скрывает, что быстрые ответы существовали в поиске и раньше, просто обновление увеличило их количество, расширив при этом границы запросов, их выдающих. Сейчас можно получить быстрый ответ не используя «вопросительные» части речи, по любым запросам, которые алгоритм сочтет информационными.
Поиск внутри видео
То, что на вопрос в поисковике может выдаваться видеоролик – давно не секрет. Это удобный способ не только получить ответ на вопрос, но и визуализировать его, что усиливает эффект от получаемой информации.
«Яндекс» предлагает возможность в поиске Y1 начать просмотр видео в выдаче сразу с нужного фрагмента, в котором и дается ответ.
Новый алгоритм Y1 оценивает звуковую дорожку ролика и выбирает часть с самой сутью, а затем формирует фрагмент на основании нейросетевых оценок. В какой-то мере это действительно крайне удобная фича, от которой пострадают разве что вышеупомянутые рекламодатели.
Насколько она нова в плане идеи, судить также сложно, ибо конкуренты и здесь не отстают.
Мало того, сообщение о подобной возможности в Google появилось еще в 2019 году. Если сравнивать работу алгоритмов обеих поисковых систем то на примерах выше обе проваливают тест, так как в роликах почти нет вступления, а перед выделенным фрагментом пропущена полезная информация о том, как держать ручку в пальцах (очевидно, что по поисковому запросу система восприняла только слово «крутить» и начала показ именно с кручения).
Ориентация на мнения и отзывы
Теперь, если вы ищите по названию заведение, место или организацию, вам будут выдаваться отзывы пользователей, по-видимому, из «Яндекс.Справочника».
Соответственно, на основе отзывов на странице «Яндекса» пользователь сразу может оценить заведение и сделать вывод относительно того, стоит ли с ним связываться. Сайт самого заведения или того же «Флампа» при этом не потребуется – вновь налицо экономия времени.
Если ввести просто «рыбный ресторан», то отзывы в карточках найденных мест отображаться не будут, но общая оценка по отзывам в этих карточках присутствует, а значит, можно выбрать тот ресторан, который лучше по выбранным показателям. Сайты и ресурсы с отзывами вновь не нужны.
К чему приводит реализация обновленной выдачи
Если обобщить все сказанное выше, то напрашивается однозначный вывод.
Даже более того – в экосистеме «Яндекса», которая теперь разрастается куда шире, чем просто поисковик (а компания этого и не скрывает).
Еще до новости о Y1 в поиске можно было наблюдать следующее.
История с «Яндекс.Расписанием»
Модуль «Расписания» выдается при запросах билетов на транспорт и имеет выгодное отличие от сниппетов разных сайтов в том, что вы сразу можете ввести данные о вокзалах, причем поле «Откуда» заполняется данными на основании вашей геолокации.
Реализован модуль был еще в 2018 году, а такое нововведение привело к тому, что многие сайты с тематикой продажи билетов стали недополучать трафик. К примеру, ресурс poezd.ru во второй половине года столкнулся со снижением посещаемости с «Яндекса» почти в 2 раза.
При этом сейчас, как видно из скриншота с «Расписанием», оно располагается под результатами рекламной выдачи и сайтом РЖД. Поначалу «Расписание» находилось даже выше объявлений «Директа». В этом случае, очевидно, компании выгоднее получать прибыль с рекламной площадки, а в случае с РЖД, возможно, имела место жалоба от самого поставщика билетов.
История с «Яндекс.Услугами»
В конце 2019 года сайт Artist.ru столкнулся со снижением трафика на 30-40%. Как нетрудно догадаться, суть сайта также состоит в предложении услуг различных ведущих. Вовремя подсуетившийся «Яндекс» лишил компанию части прибыли к новогодним праздникам, как известно, самому горячему времени для ведущих и артистов.
Об этом случае открыто сообщал в мае 2020 года SEO-специалист компании index.art Алексей Пьянков. Комментариев от представителей самого «Яндекса» не поступало.
Интерактивные ответы и другие сервисы
Как мы знаем, «Яндекс» активно наполняет экосистему различными сервисами: «Маркет», «Видео», «Толока», «Отзывы», «Еда», «Такси»… Можно перечислять очень долго.
Летом 2020 года Avito, Ivi, «Циан», Tutu.ru, Zoon, Drom и другие компании отправили в ФАС жалобу на «Яндекс».
Антимонопольная служба отреагировала на запрос и обязала поисковик перестать давать преимущество своим сервисам в поисковой выдаче, на исполнение решения был отведен месяц.
В ответ «Яндекс» подал ходатайство о переносе срока исполнения на месяц, но что получилось в итоге – не совсем ясно. По другим сообщениям, доля поискового трафика из «Яндекса» на указанные сайты активно растет. Связан ли этот рост с реакцией поисковика на обращение в ФАС – также неясно.
Как мы понимаем, прецедент не остановил компанию. В итоге последнего обновления поисковая выдача «Яндекс» превратилась в своего рода «Википедию», в которой пользователь сразу получает нужную ему информацию и пользуется исключительно самим «Яндексом». Неудивительно, что статьи о Y1 заполнились комментариями единого характера:
Комментарии пользователей к статьям о Y1
Периодически, конечно, встречаются и комментарии в защиту сервиса. Их авторы акцентируют внимание на том, что «Яндекс» на своих площадках может делать что хочет и зарабатывать на них деньги.
Также есть мнение, что при наличии собственных сервисов в выдаче есть место и другим сайтам, которые легко можно найти в поиске. Тем не менее, сложно отрицать, что часть трафика «Яндекс» все-таки переносит на себя.
Первыми бьют тревогу, конечно же, представители SEO-сообщества. Другие пользователи с ними порой не согласны, считая их мнение реакцией на то, что старые методы продвижения больше не работают, а значит специалисты по продвижению лишаются денег.
Но как быть с сайтами, которые заменяются в выдаче сервисами «Яндекса»? Их название и URL по-прежнему видны, а значит при надобности пользователь может перейти по ссылке и прочитать полную информацию по запросу.
В данном случае можно в краткий срок получить ответ на информационной запрос, и если пользователю нужно узнать только, в чем суть, без глубокого в нее проникновения, то выдача скорее помогает ему, чем вредит.
Кроме того, в этом случае и переход на сайт был бы кратковременным, что скорее отрицательно повлияло бы на позиции самого сайта.
Кроме того, расширенные быстрые ответы дают возможность осветить вопрос пользователя со всех сторон:
Нейросетевые возможности поиска здесь реализованы на все 100 %. Как мы видим, заголовки далеко не всегда содержат ключевой запрос в полной мере, но в плане релевантности вырезки вполне ему соответствуют.
От «SEOшников» – к «контентщикам»: как повлияет новый поиск на качество сайтов
Еще несколько лет назад было заявлено, что технические схемы продвижения сайтов остаются в прошлом, в то время как на первый план выход контентное наполнение и качество представления информации на ресурсе.
Реализация обновленного поиска Y1 показывает, что тенденция продолжает развиваться. Администраторам сайтов придется конкурировать за попадание в быстрые ответы, так как именно они привлекают больше внимания пользователя, а значит необходимо подавать информацию так, чтобы ей хотелось делиться.
Всем остальным придется поднажать в платном размещении. С этим сложно спорить, равно как и с очевидно негативным влиянием на трафик определенного рода сайтов из-за внедрения «Яндексом» сервисов в поисковой выдаче. Но в конечном счете именно качественный, интересный и привлекательный контент будет играть главную роль, и важность этой роли с каждым годом переоценить все сложнее.
Но как влиять на уровень качества самого контента? Не станут ли активнее выдаваться в поиске материалы, имеющие очевидно провокационный стиль?
«Яндекс» утверждает, что выдача направлена в первую очередь на полезные материалы, но что происходит в реальности, известно, скорее, независимому наблюдателю.
Поэтому мы еще долго будем получать мнения относительно поисковой выдачи от разных ресурсов, сравнивать их, отмечать плюсы и особенно минусы. Но мы так или иначе будем продолжать пользоваться поисковыми сервисами, а значит можем и влиять на получаемый контент.
В конце концов, существуют и альтернативы гигантам. А время сложностей, как известно, – это и время новых возможностей.
Пока у компаний нет возможности отслеживать, что на сайт пришли посетители именно из блока быстрых ответов, по меткам. Но примерное количество переходов и вообще поисковые запросы, которые попали под действия нового алгоритма, можно посмотреть через «Яндекс.Вебмастер».
К тому же, важно понимать, что первая позиция в выдаче никак не связана с быстрыми ответами. Как пишут в «Яндекс.Справке»: «Алгоритмы “Яндекса” анализируют найденную по запросу информацию и стараются выбрать самый точный и полный ответ. Быстрый ответ не является рекламой и не предназначен для продвижения сайтов».
По факту чтобы повысить шансы на попадание в этот блок, сайт должен быть качественным. Он должен хорошо отвечать на конкретный запрос: точно, правдиво и без «воды».