Что такое фильтр аффилиатов?
В рунете достаточно широко распространет миф, что аффилиат-фильтр накладывается на сайты, которые: 1) принадлежат одной компании, 2) являются дублирующими (фактически посвящены одним и тем же услугам). Фильтр аффилиатов – это маркировка поисковой системой группы сайтов, которые принадлежат одной и той же структуре.
Фильтр аффилиатов– это плохо?
Не всегда. Это не пенальтирующий фильтр (в отличие, например, от семейства фильтров АГС). Любая компания может иметь любое количество сайтов – это не возбраняется. Фильтр аффилиатов – по крайней мере, по нашему опыту – не подтверждается службой поддержки Яндекса как наложенная санкция. В общем-то, это и не санкция в прямом смысле этого слова.
А каковы последствия фильтра аффилиатов?
Последствия мы наблюдаем только такие: если сайты, на которые наложен фильтр аффилиатов, имеют страницы, релевантные одному и тому же запросу, то в выдаче будет присутствовать только один сайт.
А вот в моем случае аффилированные сайты были исключены из выдачи, как такое возможно?
Такие случаи бывают. Но, с нашей точки зрения, это происходит не из-за фильтра аффилиатов, а из-за того, что на сайт накладывается также и какой-либо пенальтирующий фильтр (в большинстве случаев это будет АГС). И в таких случаях поддержка Яндекса всегда признает наличие санкций.
То есть, в фильтре аффилиатов нет ничего страшного?
Повторимся еще раз, сам по себе аффилиат-фильтр не страшен, он просто не дает возможности монополизировать выдачу одной и той же организации. Прежде чем создавать новый сайт, задайте себе вопрос: с какой целью вы это делаете? Если цель – именно монополизация выдачи по некой группе запросов, то тут нужно хорошенько подумать, а надо ли создавать второй (третий и т.д.) сайт. И если уж решились на это, то тщательно продумывайте стратегию присутствия в выдаче поисковых систем.
В каких случаях можно не почувствовать влияния фильтра аффилиатов?
Семейство сайтов безопасно делать только в одном случае – если они будут посвящены разным услугам и товарам. Например, компания может иметь корпоративный сайт и сайты, посвященные различным направлениям своей деятельности (или товарным группам, различным брендам). Другими словами, если у сайтов не будет пересечений по семантическим ядрам. Это нормальная легальная практика. И в этом случае не нужно пытаться скрывать аффилированность сайтов. Мы даже, наоборот, рекомендуем в этом случае сразу декларировать на всех сайтах, что они принадлежат одной и той же организации. В этом случае совершенно безопасно давать одинаковые контактные телефоны, размещать одни и те же реквизиты и т.д. Если сайты качественные, проработанные, и существуют действительно веские причины для выделения их в отдельные домены, то никаких последствий вы не увидите. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что все же крохотные последствия возможны. Они заключаются вот в чем. Все равно существует некая группа запросов, которая в большей или меньшей степени будет релевантна для всех сайтов, принадлежащих одной и той же организации (это будут брендированные запросы, но не только). И в этом случае по таким запросам, вполне возможно, в выдаче будет присутствовать не корпоративный сайт компании, а один из продуктовых – тот, что максимально «прокачан» и вызывает максимальный уровень доверия со стороны поисковой системы.
Как понять, стоит ли мне создавать отдельный сайт или нет?
Вот это вот – очень тонкий и непростой момент. В нашей практике мы неоднократно сталкивались с тем, что владельцы сайта убеждали нас (а на самом деле самих себя), что второй (третий и т.д.) их сайт посвящен отдельному направлению. Тут надо учитывать, что очень часто выделение некой рыночной подниши может существовать в голове профессионалов рынка, глубоко погруженных в тематику, но не существует в головах аудитории, для которой это – одно и то же. И оправданность отдельного сайта нужно определять все-таки не по тому, что думают об этом владельцы бизнеса, а что думают об этой поднише пользователи (а через них и поисковые системы). Другими словами, нужно смотреть на семантику ниши: можно ли в общей семантике вычленить некий отдельно стоящий семантический кластер (с большим количеством запросов – что важно). Мало того, и при создании сайта (точнее страниц, релевантных тем или иным запросам) это нужно учитывать, что на практике, к сожалению, случается редко. Непродуманный подход к этому вопросу в дальнейшем будет приводить к проблемам при продвижении сайтов.
Можете привести конкретный пример, когда выделение некой подниши в отдельный сайт неоправданно?
По нашему опыту можно констатировать, что, например, «производство окон ПВХ» и «монтаж окон ПВХ» в сознании пользователей – это не разные бизнесы. Бессмысленно делать два сайта одной и той же организации, один из которых будет посвящен производству окон ПВХ, другой – монтажу окон ПВХ. Хотя в логике владельца сайта все «объясняется» четко и понятно: один сайт у меня для физлиц, другой сайт – для юрлиц. На самом деле, таких случаев в нашей практике было сколько угодно. Но проблема не только в том, что нужно правильно «развести» семантику на уровне подготовки контента, проблема зачастую может возникнуть в общей реализации сайтов: например, в целом подниша на уровне семантики и существует, но в реальности 70 % информации на сайте совпадает, отличий – лишь 30 %. И такое случается сплошь и рядом.
В чем проявляется наложение фильтра аффилиатов на деле?
Если сайты действительно посвящены различным направлениям услуг или товаров, то особо ничем себя фильтрация не проявляет. В случае же пересечения по семантике проявления могут быть следующими:
- сайт может исчезать из выдачи по группе запросов, причем именно не позиции понижаются, а сайт вообще перестает показываться по этим позициям, при этом количество проиндексированных страниц не снижается (если происходит последнее, то говорит это о накладывании других фильтров, что, кстати, очень даже возможно, учитывая, что часто ко вторым-третьим и т.д. сайтам владельцы подходят не так скрупулезно и тщательно, как к первому);
- может начаться «мигание» в выдаче. По тем или иным запросам показывается то один, то другой сайт компании, при этом позиции могут «скакать» от апдейта к апдейту (если показывается один сайт, он может быть в топ-3 выдачи, после апдейта по этому же запросу показывается другой сайт, и он уже только в топ-20).
На основе чего поисковик принимает решение об аффилированности сайтов?
Основной фактор, конечно, – это одинаковые контактные данные. Но даже если вы указывается разные контактные данные, фильтр может быть наложен за совокупность факторов. Помимо одинаковых контактов, это следующие факторы:
- совпадение по семантическому ядру/товарной номенклатуре/прайс-листу;
- совпадение по структуре сайта;
- совпадение по дизайну и используемых CMS;
- авторизация через единые аккаунты в Яндекс.Метрике и панели веб-мастера Яндекс;
Существуют ли какие-то методы определения, что ваш сайт аффилирован с другим (вашим или не вашим) сайтом?
В настоящий момент однозначный ответ об аффилированности получить нельзя. Но по косвенным данным вывод об аффилированности можно сделать достаточно точно.
Может ли сайт ошибочно попасть под фильтр аффилиатов?
Может. И иногда попадает. В этом случае, нужно писать в службу поддержки Яндекса, предварительно проделав определенную работу:
- разместите полные реквизиты компании в разделе «Контакты»;
- разместите адрес и карту проезда;
- проверьте ваши телефонные номера в интернете – может быть, ранее их использовала какая-то другая организация;
- добавьте свою организацию в сервис Яндекс-Адреса;
- если вы находитесь в бизнес-центре, проверьте, есть ли в нем другие организации, схожие с вами по тематике. Если есть, обязательно укажите их в письме в службу поддержки Яндекса, приведите доказательства, что у вас совершенно разные организации.
Это поможет, в случае, если вы в реальности не являетесь аффилированными структурами.
Если у вас есть какие-то вопросы о фильтре аффилиатов, можете задавать их в комментариях, постараемся оперативно ответить.