26 января в сеть слили исходные коды «Яндекса». SEO-специалисты поначалу воодушевились: среди слитого оказался полный список факторов ранжирования сайтов по «Яндексу» – 1922 позиции!
Факторы ранжирования – это параметры, по которым поисковики оценивают страницу сайта и присваивают ей определенное место в поисковой выдаче.
Спустя еще пару дней сеошники (в том числе специалисты TexTerra) разобрались в файле повнимательнее – и вот что выяснилось.
Что слили на самом деле – и «настоящий» ли это список факторов
244 слитых фактора помечены в документе как неиспользуемые, 988 – как отмененные. Итого остается 690 – и вот их можно рассматривать как потенциальные факторы ранжирования.
Мы объединили главные из них в несколько списков.
Характеристика трафика и поведения пользователей
- Трафик и процент органического трафика.
- Количество поисковых запросов сайта/его страниц.
- Пользовательские факторы:
- клики на сниппеты в органической выдаче;
- добавление в закладки;
- «последний URL» – тот факт, нашел ли пользователь искомое именно на вашем сайте и не вернулся ли в поисковик;
- процент возвращений пользователей.
- Трафик из «Википедии».
- Средняя позиция домена по всем запросам.
Структура URL
- Цифры в URL-адресах (отрицательный фактор).
- Ключевые слова в URL.
- Уровень вложенности URL.
Качество обратных ссылок
- Обратные ссылки с главных страниц (они важнее, чем ссылки с внутренних).
- Возраст ссылок.
- Содержание ключевых слов в анкорах обратных ссылок.
- Соотношение «хороших» и «плохих» обратных ссылок.
Характеристика контента
- Качество текстов на домене.
- Количество рекламы на странице.
- Поврежденное встроенное видео на странице (отрицательный фактор).
- Карты js-api на странице (например, Google Maps).
- Возраст документа и дата последнего обновления.
Другое
- Надежность хоста.
Еще несколько забавных фактов из слитого кода
- Верифицированные аккаунты в соцсетях ранжируются по своим принципам – не так, как аккаунты без «галочки».
- Короткие видео (TikTok, YouTube Shorts) тоже не остались без внимания – и для них есть специальные факторы ранжирования.
- Любая страница вашего сайта может выйти в топ «просто так». Не всегда это означает, что контентщик или вебмастер молодец – это может включиться фактор «случайность», который работает примерно как рекомендательный алгоритм и показывает в выдаче случайную страницу. Вдруг пользователям понравится, и на этот сайт поисковику стоит обратить внимание?
Почти все факторы, которые не перечислены в этом материале, описаны будто «рыбным» текстом: «нейронная документная модель для поиска неожиданной жести», «покрытие домена трехбуквиями», «фактор гадкости контента», и даже «значение детектора свежести, рассчитываемого в бегемоте». Пользователи форума searchengines высказали предположение (которое и нам кажется верным), что эти описания – просто пометки для разработчиков.
Полезные материалы по теме
Работа с пользовательским поведением
Факторы, которые связаны с поведением пользователей, с годами получают все большую важность. На странице, например, вообще может не быть нужного ключевого слова, но поисковик «угадает», что искал человек, и покажет ему страницу с исчерпывающей информацией:
- потому что множество пользователей с похожим интентом в конце концов пришли к этой информации и не вернулись в поисковик;
- потому что некоторые пользователи расшарили или сохранили эту информацию;
- потому что, в конце концов, они много времени провели на этой странице.
Все это – пользовательское поведение, которое сигналит поисковикам: «сюда можно отправлять новых и новых пользователей».
Мы постоянно обновляем большую и подробную статью про факторы пользовательского поведения – загляните туда, если хотите развернутых объяснений.
С органическим трафиком и средней позицией домена по всем запросам тоже все, в общем-то, понятно. Если ваш сайт получает много трафика из поиска по запросам, связанным с, скажем, нейросетями, то и новая статья на вашем сайте про нейросети получит приоритет по сравнению со статьей на свежем, никому не известном ресурсе.
Дарья Завьялова, выпускающий редактор TexTerra:
«На клиентских проектах, где достигать такого эффекта часто приходится с нуля (например, когда к нам приходят на разработку сайта и дальнейшее его продвижение), такой “вес” начинает появляться на сроке от шести месяцев. Иногда дольше – зависит от ниши. В любом случае, нам можно позвонить или написать и узнать, какой прогноз мы дадим по вашему проекту».
А вот в этом кейсе о продвижении можно почитать о том, как мы вырастили трафик на клиентском сайте в пять раз – работая именно над поведенческими факторами.
Работа с URL
Обо всех этих и других правилах мы писали больше года назад в статье про оптимизацию URL. Как видите, ничего нового «Яндекс» и тут не слил.
Интересный кейс о работе с URL у нас получится на проекте «Ароматный мир» – мы навсегда увеличили трафик на сайте, сделав там фильтры со своими адресами.
Работа со ссылочной массой
Все факторы, касающиеся линкбилдинга, уже описаны в наших статьях: в общем руководстве по работе со ссылочной массой и в удобном F.A.Q. из 24 вопросов и ответов по линкбилдингу.
Кейс про рост трафика в шесть раз благодаря бэклинкам (и еще немного исправлению ошибок) у нас тоже есть – читайте его тут.
Работа с контентом
Ну а про контент и его качество, собственно, мы пишем часто и много, так как это первая и основная (наряду с комплексным продвижением) наша специализация – для этого есть отдельная рубрика в TexTerra Daily.
Благодаря работе с контентом мы, например, вырастили трафик на одном из последних проектов в 24 раза – кейс читайте здесь.
Читайте также:
О комплексном продвижении для скептиков