Микроменеджмент – распространенный стиль управления командой. Он подразумевает чрезмерный контроль сотрудников, вмешательство руководителя в мелкие задачи, отсутствие самостоятельности среди сотрудников.
- Если ваш начальник постоянно контролирует даже мелочи (точно ли в вашем посте 2 000 символов, не забыла ли ваша коллега отретушировать фото и т.д.) – это симптомы микроменеджмента.
- Если вы замечаете, что команда постоянно выполняет простейшие обязанности, а все остальное на себе тащит начальник-невротик – это микроменеджмент.
- Если коллега влезает во все дела и думает, что знает, как лучше, – это в общем тоже микроменеджмент.
Микроменеджмент – это не всегда про вертикаль «начальник – подчиненный». Такой стиль взаимоотношений может установиться между поставщиками и клиентами и даже между коллегами, когда зам зама вдруг начинает считать себя очень влиятельной персоной.
Как понять, что руководитель – микроменеджер
Микроменеджеры постоянно суют нос в дела сотрудников и часто нарушают рабочий процесс. Вот 6 симптомов такого метода управления:
- не продумывают стратегию развития на месяцы и годы вперед, а берут на себя решение оперативных задач;
- больше интересуются процессом, чем результатом;
- ставят под сомнение компетентность сотрудников;
- не умеют делегировать;
- не готовы слушать советы коллег и подчиненных, слишком чувствительны к критике;
- постоянно требует отчеты о проделанной работе и норовят контролировать, сколько раз сотрудник отвлекается от работы в течение дня.
Причин у такого поведения несколько:
- руководители-новички еще не умеют делегировать и потому часто вмешиваются в работу подчиненных;
- тертые калачи боятся повторения ошибок или не научились доверять;
- наглые коллеги хотят задавить авторитетом;
- люди с психологическими травмами пытаются компенсировать проблемы.
Следствия микроменеджмента
Микроменеджмент обычно считается чем-то ужасным, но на самом деле у такого подхода есть не только минусы, но и, как ни странно, плюсы.
Плюсы микроменеджмента
- Помогает погрузить в текущие задачи новых сотрудников;
- Способствует ускоренному обучению новичков;
- Упрощает рабочий процесс, если он требует четкого соблюдения техзадания;
- Делает более эффективной работу сотрудников, не готовых самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность;
- Налаживает работу отдела, эффективность которого могла упасть из-за попустительства, штрафов или частных поощрений.
Минусы микроменеджмента
- Увеличивает текучесть кадров – не каждый выдержит давление со стороны руководителя-микроменеджера;
- Снижает эффективность работы, так как сотрудники в какой-то момент перестают делиться с руководителем идеями и креативить;
- Провоцирует конфликты;
- Превращает работу в рутину;
- Тормозит развитие, так как не готов идти на перемены;
- Развивает в подчиненных и коллегах комплекс неполноценности, увеличивает недовольство результатами работы и приводит к творческому бессилию;
- Создает ограничения, мешающие работать.
Как бороться с микроменеджментом
В первую очередь нужно понять, почему руководитель стал микроменеджером, и, исходя из этого, строить свою стратегию поведения. Например, если причина микроменеджмента – недоверие, нужно чаще показывать начальнику результаты своей работы. Можно определить конкретные KPI и проговорить текущие задачи.
Если ваш руководитель постоянно проверяет, на каком этапе находится работа, попробуйте сделать рабочий процесс прозрачным. Создайте таблицы и дополнительные отчеты или расшарьте руководителю доступ к доске-канбан, которая поможет ему ориентироваться в процессе. Возможно, это снизит уровень тревоги начальника и, соответственно, силу давления на вас.
Обозначьте подзадачи во всех рабочих целях, чтобы руководитель понимал, как строится ваша работа, и видел, что вы двигаетесь в нужном направлении. Это поможет и вам: увидите неясности будущего рабочего процесса и перестанете стагнировать.
Если это все не помогает, выходите с руководителем на честный разговор. Объясните, когда и почему испытываете дискомфорт. Скорее всего руководитель даже не подозревает, что делает что-то не так. Иногда начальники способы меняться в лучшую сторону.
Через несколько недель оцените, произошли ли изменения в вашу пользу. Если нет, определите для себя, хотите ли продолжать работу в этой компании и в этом отделе. Если да, запасайтесь терпением, держите в голове, что дело не в вас, и находите разные способы подтверждения своего профессионализма. Например, выступайте на профильных конференциях. Если нет, начинайте поиск новой работы: компания, в которой вас будут ценить, вас уже ждет.