Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Что такое Аgile и как начать его использовать в маркетинге и бизнесе Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Наверняка вы слышали про Agile – современный и модный подход к управлению проектами. Но скорее всего не догадываетесь, что многие (в том числе и вы) используют его, практически не осознавая этого факта. Давайте попробуем разобраться, что же такое эджайл и за какие идеи ратуют его приверженцы. И посмотреть, как это все сказывается на нашей работе.

Что такое Agile

Возьмите приложения в Google Play или App Store – их часто выпускают неидеальными, но работоспособными. А потом добавляют новые функции, меняют интерфейс, устраняют баги. Это чистый Agile. Получается, разработчики тратят меньше времени на запуск, при этом пользователи получают то, что им нужно. И пусть приложения сначала немного глючат, или одна кнопка висит не там, где надо: главное, что они работают и делают то, ради чего их скачивают.

Главная идея Agile в том, чтобы быстро и легко получать работоспособный продукт. Работать по этой технологии – значит моментально подстраиваться под изменчивый рынок, упрощать все, что можно упростить и не зацикливаться на бюрократии и каких-то эфемерных планах.

Давайте совсем просто. Когда вы покупаете стиральную машину или электрический чайник, упрощаете быт. Купили подержанное авто вместо нового – получили работоспособный продукт. На нем можно ездить прямо сейчас, а уже потом взять новую машину из салона. Это тоже эджайл, и он окружает нас везде.

Agile – это набор принципов для эффективного создания проектов. Не готовый метод управления, а множество гибких подходов и практик, образующие целую культуру. Это про скорость, легкость и хороший результат. Потому что Agile – это сама жизнь.

Сам термин придумали программисты. Они часто пишут о нем и используют в разработке ПО, поэтому многие считают, что Agile – это методика для создания программ. На самом деле нет. Он был всегда и везде, но как подход окончательно сформировался в 2001 году. Тогда одиннадцать разработчиков встретились в городе Сноубёрде, обсудили разные подходы к управлению и сделали манифест Agile. В нем описаны четыре основных ценности, на которых строится весь эджайл:

  1. Важна команда, а не инструменты.
  2. Лучше создать работающий продукт, чем долго корпеть над документацией.
  3. Лучше тесно работать с клиентом, чем один раз подписать контракт и слепо следовать ему.
  4. Намного лучше менять тактику, когда на рынке появляется что-то новое, а не следовать устаревшему плану.

Попробуем разобраться в них чуть подробнее.

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов

Плохому танцору всегда что-то мешает, а крутой специалист сможет выдать крутую вещь даже на коленке. Например, если надо сделать лендинг, но верстальщик не умеет работать с php, он сначала соберет его в Tilda. Главное, что он знает, как это все правильно сделать. Научить работе с php можно потом – он перепишет лендинг, но в это время первый уже будет запущен. И можно будет его тестировать, совершенствовать, получать клиентов и вносить от них правки.

Работающий продукт важнее подробной документации

Представьте: в компании начали разработку приложения для продажи товара. Разработчики делают свое дело, а отдел маркетинга долго работает над руководством пользователя и пишет FAQ. А потом выясняется, что функции, описанные в FAQ, внедрят только через месяц, а пользователи жалуются на множество ошибок. Лучше сначала сделать само приложение и устранить все баги, чтобы все работало нормально. А потом уже собрать обратную связь, посмотреть, с какими вопросами чаще всего обращаются пользователи, и сделать коротенький и понятный FAQ.

Сотрудничество с клиентом важнее согласования контракта

Речь о том, что клиенту надо помогать, а не просто делать работу, описанную в договоре. Если можете дать грамотные советы по юзабилити, хотя в контракте указано SEO, сделайте это. Клиент будет доволен, конверсия сайта повысится, а вы заработаете плюсик в карму за помощь.

Готовность к изменениям важнее работы по плану

Представьте: месяц назад вы сделали короткую стратегию на два месяца и решили закупать рекламу в Instagram, FB и «ВКонтакте». И тут FB неожиданно меняет правила, и реклама вашего товара теперь запрещена. Лучше быстро поменять тактику и вложить деньги в контекст или рекламу в профилях в Instagram, а не пытаться пробиваться дальше или сворачивать кампанию вообще.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Как эджайл работает в маркетинге

Возникший когда-то в среде программистов Agile перекочевал туда, где создаются другие продукты и услуги. То есть практически во все сферы.

Появилось даже такое отдельное понятие, как эджайл-маркетинг. Сегодня у него есть манифест, в котором описано то же самое – гибкость, маневренность и подвижность. Эджайл-маркетинг – это постоянное изучение клиентов и изменение кампаний, короткие маркетинговые планы вместо длинных, быстрая реакция на изменения рынка вместо беспрекословного следования плану.

В первом манифесте Agile для разработчиков описано двенадцать принципов этого подхода. Не ценностей, а принципов – это немного другое. Давайте попробуем разобраться. Чтобы было удобно, сделаем это на примере агентства, занимающегося комплексным маркетингом.

Манифест Agile написан на английском и сложными словами. С вашего разрешения будем трактовать его так, чтобы было понятно и не скучно.

Принцип 1: главное – сделать

Представьте, что мы создаем многостраничный сайт для клиента, чтобы люди покупали у него телефоны. И вроде бы все готово, сайт функционирует. Но когда начинаем лить на него трафик, понимаем, что внимание пользователей рассеивается на однотипные продукты, а в результате конверсия низкая. Видя это, быстро разрабатываем три лендинга под самые продаваемые товары и получаем нужный поток лидов. В итоге мы пришли к нужному результату, но не совсем тем путем, которым начинали.

Логика подсказывает: неважно как, главное – получить работающий продукт, создать услугу, сервис, в которых нуждается клиент. Все остальное – частности, которые имеют второстепенное значение. Это и есть первый из принципов эджайла: высший приоритет – выполнить задачу.

Принцип 2: менять никогда не поздно

Возьмем для примера некий контент-план паблика «ВКонтакте». Предположим, что сегодня надо выпустить два полезных поста. Они уже готовы – осталось нажать кнопку. Но утром происходит важное событие: конкурент запускает кампанию, набирающую множество негативных комментариев. И лучше обыграть это и сделать ситуативный маркетинг, отказавшись от одного полезного поста.

Посты, так или иначе затрагивающие горячие новости, получают больше лайков и комментариев по сравнению со стандартными. Поэтому мы делаем ситуативный пост, растет вовлеченность, приходят новые подписчики. Так работает второй принцип эджайла: менять требования к продукту можно всегда – даже тогда, когда он почти выпущен.

Принцип 3: частые обновления

Каким образом блог приносит пользу? В нем публикуют материалы, заточенные под поисковые системы, а некоторые статьи анонсируют в соцсетях и на других площадках. Если выпускать контент часто, компания каждый день будет получать измеримый результат – переходы на сайт, комментарии, репосты и новые лиды. Можно будет почти сразу оценивать эффективность разных форматов и рубрик, смотреть, какие материалы набирают больше трафика, и пытаться повторить успех.

А если делать 2–3 материала в месяц, результат будет хуже. Во-первых, читателей будет меньше. Во-вторых, прежде чем вы соберете данные для аналитики и сможете что-то улучшить, пройдет как минимум год-полтора. И может оказаться, что все это время вы просто сливали бюджет. Эта ситуация отражает третий принцип эджайла: продукт нужно выпускать или обновлять как можно чаще.

Принцип 4: совместная работа с заказчиком

Теперь представим, как маркетинговое агентство работает с бизнесом. Сначала спрашивают у клиента, что он продвигает, как хочет это делать, почему именно так. Потом запрашивают доступ к системам аналитики, задают кучу дополнительных вопросов, предлагают разные стратегии. Вместе выбирают подходящую, а потом обсуждают каждое весомое изменение в тактике. И постоянно поддерживают связь.

Что было бы, если б агентство работало только на основании брифа и без постоянных согласований? Посты, противоречащие текущему позиционированию бренда, бардак в аналитике, дезинформация подписчиков и посетителей сайта. Поэтому важен четвертый принцип эджайла – представители бизнеса и исполнители должны каждый день работать вместе.

Принцип 5: доверие команде

Немного утрированный пример – вам надо разработать крутой маркетплейс для клиента и заняться его продвижением. Вместо того, чтобы самостоятельно выбрать язык кодировки, вы собираете программистов и спрашиваете у них, как лучше сделать. А потом предоставляете все необходимые инструменты для работы. Так же и в маркетинге: вместе обсуждаете, какие каналы привлечения лидов использовать, и оплачиваете затраты на разный софт, если он нужен. И получаете работоспособный продукт: удобный маркетплейс, которым пользуются все клиенты компании.

Если не прислушаться к мнению специалистов и не обеспечить им комфортную работу, все будет по-другому. Разработка затянется из-за неправильного выбора языка, аналитика будет хромать из-за того, что маркетологам придется собирать метрики в куче бесплатных сервисов. Лучше довериться специалистам, чем потерять время и деньги. В эджайле все работает именно так, и это отражает пятый принцип: чтобы получить крутой результат, нужно довериться команде и обеспечить ей комфортные условия.

Принцип 6: общение очень важно

Давайте представим себе среднестатистический офис, в котором каждый кабинет отведен под один отдел. Есть маркетинговый отдел, но большую часть работ выполняют удаленные специалисты. Им важна обратная связь и от маркетологов, и от тех, кто занят продажами. Чтобы ее получить, они должны написать на почту маркетологу: тот через полчаса прочитает письмо, пойдет в соседний кабинет, уточнит что-то, придет обратно и только тогда ответит. Еще хуже, если в компании процветает бюрократия, и чтобы что-то узнать у специалиста другого отдела, нужно писать официальный запрос.

Если работаете с удаленщиками, гораздо легче использовать Slack или сделать один общий чат в Telegram. А в офисе разрешить свободное и неформальное общение. Так команда потратит меньше времени на выяснение важных деталей, прийти к каким-то новым идеям. Это шестой принцип эджайла – общение внутри команды и с самой командой очень важно.

Принцип 7: работающий продукт – показатель прогресса

Представьте: пришел клиент, которому надо продать 1 000 билетов на мероприятие, которое пройдет через месяц. Важно начать продавать уже сейчас, чтобы успеть. Поэтому делаем лендинг на простейшем шаблоне и запускаем несколько рекламных кампаний. А потом смотрим в аналитике, как люди ведут себя на странице, и добавляем новые элементы и всякие красивости.

Могли бы недели две общаться с представителями целевой аудитории, узнавать, что для них важно, усиленно работать над дизайном, но не успеть продать. А мы просто сделали MVP – «минимально жизнеспособный продукт» и сразу получили результат, а докручивали до идеала потом. Это седьмой принцип: работающий продукт – основной показатель прогресса.

Принцип 8: возможность бесконечного улучшения

Гипотетическая ситуация: делаем контент-маркетинг – блог компании-застройщика. Чтобы привлечь целевой трафик, рассказываем о преимуществах новостроек, об особенностях района и о самом ЖК. А потом спрашиваем у клиента, чем интересуются потенциальные покупатели. И узнаем, что аудитория думает, сложно ли будет делать ремонт, кто будет управлять домом, не окажется ли парковка слишком тесной. И уже раскрываем эти темы в следующих материалах, а также закрываем эти возражения на посадочных страницах. А потом преобразуем блог застройщика в блог управляющей компании, чтобы отвечать на новые вопросы жильцов.

Что было бы, если б мы не учитывали мнения клиента и целевой аудитории? Очередной скучный блог с рассказом о каком застройщике, но ни слова о том, что будет дальше. Развитие продукта бесконечно, и здесь работает восьмой принцип эджайла: важно, чтобы исполнители, клиенты и пользователи вечно работали над продуктом.

Принцип 9: качественный продукт всегда гибкий

Вы наверняка хоть раз встречались с людьми, которым «чем дешевле, тем лучше». Что с ними происходит в условиях меняющегося рынка. Например, владелец компании захотел получать органический трафик и сделать сайт своими силами. Кое-как разобрался с шаблоном CMS и внутренней оптимизацией. А потом поручил сотрудникам написать статьи и вставить в них 100500 ключевых слов, чтобы занять топ. И действительно начал получать трафик, потому что конкуренция слабая.

Потом у поисковика появились новые алгоритмы, один из который борется с переспамом. Сайт нашего бизнесмена вообще исчез из выдачи. Теперь надо или делать новый, или вложить кучу времени и денег, чтобы вернуть прежние позиции. А конкурент – с нормальным контентом без переспама – не потерял позиций. Он просто доработал мета-теги и продолжает получать поисковый трафик. Так работает девятый принцип эджайла: чем качественнее продукт, тем он гибче.

Принцип 10: упрощать все

Бизнес сложно представить без CRM и интеграции с разными сервисами. Это позволяет автоматизировать рутину, снизить риск ошибок и больше работать головой, а не руками. Грамотные специалисты упрощают и другие процессы. Например, аналитики не отказываются от сбора сотен метрик из 20–30 источников, а пользуются только 10–15 ключевыми.

Лишние сложности никому не нужны. Они тормозят работу и делают ее менее эффективной. Выгоднее упростить сбор данных для аналитики и процесс обработки заказов, чем оплачивать дополнительные часы работы специалистов. Это десятый принцип: все, что можно упростить, нужно упрощать.

Принцип 11: самоорганизация в команде – это хорошо

Руководитель может согласовывать все инструменты и тактики, используемые командой, постоянно держать руку на пульсе и строго карать за отклонение от выверенного алгоритма. В этом случае сотрудники будут работать так, как заведено.

А что будет, если предоставить специалистам право выбора? Просто обрисовать задачу и предоставить возможность им самим выбирать, как достичь нужного результата. То ли настроить таргетированную рекламу, то ли закупить посты у блогеров, то ли вообще попробовать сделать вирусный контент и сэкономить бюджет. Если команда крутая, все будет хорошо: вы получите больше подписчиков и лидов, чем если бы действовали по общепринятым алгоритмам. В эджайле принято работать именно так, в соответствии с принципом: самоорганизующиеся команды работают лучше.

Принцип 12: постоянное повышение эффективности

Как обычно происходит настройка таргетированной рекламы? Сначала специалист изучает данные о компании и целевой аудитории. Потом подбирает 5–10 вариантов текста и иллюстраций и настраивает кампанию. И смотрит на результаты через пару часов или дней: ищет неэффективные объявления и те, которые получили больше всего кликов. Неэффективные отключает, добавляет еще несколько креативов, а потом снова анализирует и оптимизирует кампанию. Так он постепенно снижает стоимость подписчика, читателя, лида.

Если запустить рекламную кампанию и не оптимизировать ее, можно слить бюджет. Или получить лиды за 5 000 ₽, хотя можно было бы потратить всего 3 000 ₽. Оптимизация кампании после запуска – это чистый эджайл, а точнее, его двенадцатый принцип: нужно искать способы повысить эффективность.

Кстати, комплексное продвижение в интернете – тоже про Agile. Потому что это забота о результате и быстрая реакция на меняющиеся условия, удовлетворение клиента и пользователей и постоянная оптимизация, чтобы получить лиды по минимальной цене.

Главное преимущество Agile в том, что это гибкая философия, которую можно применить ко всему – использовать только те принципы, которые вам нужны. Например, отказаться от идеи самостоятельной работы команды, если вы ограничены строгим брендбуком, но оставить легкое общение, автоматизировать и упростить процессы и начинать с MVP.

Если присмотреться, то можно понять, что Agile в некоторых сферах жизни – это отчасти вынужденная гибкость. Это как жители фавел в Латинской Америке или небольших поселков в России: сначала строят комнату или дом из кирпичей, на которые хватило денег – это их MVT. Потом, по мере накопления денег, делают окна, крышу, достраивают еще комнаты. Участие в строительстве принимает вся семья – нет никаких архитекторов и прорабов. Люди сами решают, как и когда им придти к лучшему результату.

Приверженцы эджайла верят, что такая философия дает множество преимуществ – сокращает время на выполнение задач и позволяет экономить бюджет, помогает выпускать продукты, которые были бы актуальны на быстро меняющемся рынке. А еще Agile помогает лучше приспосабливаться к конкуренции и повышает качество работы по сравнению с классическим планированием.

Как начать внедрять Agile

Начинайте постепенно. Чем больше компания, тем дольше будет длиться внедрение Agile.

Если вы вдохновились философией эджайла и не боитесь процесса перехода, начните с малого:

  • Дайте сотрудникам больше свободы. Не контролируйте каждый их шаг, не говорите, что и в какой последовательности делать – пусть они сами решат, как выполнить задачу. Но не забудьте объяснить, что теперь вся команда ответственна за проект. И приготовьтесь к тому, что не всем понравится такая самостоятельность.
  • Позвольте вносить изменения на любом этапе. Не стоит придерживаться подписанного контракта, если клиент захотел чего-то нового – просто подпишите дополнительное соглашение и назовите стоимость работ. Объясните команде, что теперь вам важно не следовать первоначальному ТЗ, а получить хороший результат.
  • Откажитесь от бюрократии. Оформляйте ровно столько документов, сколько нужно для того, чтобы в конце концов решить поставленную задачу. Разрешите свободное и неформальное общение в коллективе, чтобы рабочие вопросы решались быстро и без проволочек.
  • Проводите планерки. Но не в том формате, к которому все привыкли, когда сначала специалисты говорят, а потом шеф решает, что делать дальше. Пусть команда обсудит уже сделанные задачи и без вашего участия подумает, как работать над проектом дальше. Плавно подведите специалистов к тому, что можно обсудить ошибки прошлых задач и не допускать их в будущем, чтобы оптимизировать работу.
  • Упростите рабочие процессы. Внедрите софт для автоматизации, если еще не сделали это. Постарайтесь максимально освободить специалистов от рабочей рутины, чтобы они могли больше отдаваться проекту.
  • Мотивируйте работать на результат. Не забывайте о том, что в лени и криворукости сотрудников виноват начальник. Создайте комфортные условия труда, чтобы ваша команда сама хотела сделать все максимально круто.
  • Привлеките к работе клиентов. Объясните им, что по-настоящему качественные продукты не могут создаваться в отрыве от бизнеса – людьми, которые не посвящают ему жизнь. Выберите такую форму взаимодействия, чтобы общаться было удобно и клиенту, и вашим сотрудникам.

Так вы сможете подготовить почву для того, чтобы философия эджайла прижилась в коллективе. А уже потом требовать от команды постоянно обновлять продукты, удовлетворять желания клиентов в полной мере, заниматься самоорганизацией и самосовершенствованием.

Приготовьтесь к тому, что не все ваши клиенты будут разделять философию Agile. Придется или объяснять им преимущества MVT и такого подхода, или подстроиться под их требования. Ведь удовлетворение желаний клиента – прежде всего.

Вместо заключения

  • Agile – не догма. Это не готовая методика, а культура и философия управления со своими принципами и ценностями.
  • Agile – это гибкость. Можно использовать не все принципы, а только те, которые подходят вашему бизнесу. И совмещать их с другими методами управления.
  • Эджайл – это универсальность. Он был создан для разработчиков программ, но используется повсеместно.
  • Эджайл – это эффективность. Он помогает выпускать актуальные продукты, быстро реагировать на изменения и сокращать затраты.
  • Это не всем нравится. Если хотите внедрить культуру Agile, начните с малого.
Приведем клиентов на ваш новый лендинг. С гарантией! Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

27 фев 2024
312
Главные нейросетевые тренды 2024 – отчет компании Deloitte

Ежегодный документ Tech Trends обещает повышение эффективности для компаний.

27 фев 2024
360
Нейросеть ВК обучают на ваших комментариях (и это законно!)

ВКонтакте разработала собственную языковую модель, которая может генерировать тексты.

27 фев 2024
317 420
Как сделать крутую подпись в почте: 15 советов + 6 сервисов

В среднем офисный работник отправляет в день до 40 электронных писем – оцените охват аудитории. Эффектная (и информативная!) подпись лишней не будет.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!