TexTerra выяснила, что в марте интересовало россиян больше всего – и почему.
Какие запросы стали лидерами в своих тематиках
Здесь приведены 10 самых интересных тематик – и 3 топовых запроса в каждой из них. Более полный список – по ссылке.
Бизнес и промышленность: бумага а4 купить (сверхпопулярный запрос), снегурочка бумага (+1 650 %), презентация apple 2022 (+500 %)
Законодательные и правительственные акты: объясняем рф (сверхпопулярный запрос), технический дефолт (+3 800 %), отмена масочного режима (+3 600 %)
Интернет и телекоммуникации: бесплатный vpn (+500 %), vpn для телефона (+350 %), телеграм (+180 %)
Веб-приложения и онлайн-инструменты: приложение 1.1.1.1 (сверхпопулярный запрос), icloud для windows (+700 %), face finder (+300 %)
Веб-поиск: условия использования гугл (сверхпопулярный запрос), как сделать ссылку на телеграм в инстаграм (сверхпопулярный запрос) россграм (+4 750 %)
Поисковые системы: яндекс перенос музыки, сверхпопулярный запрос, глобальный интернет, сверхпопулярный запрос, bao moi, сверхпопулярный запрос
Красота и фитнес: российские бренды косметики (+1 150 %), inditex (+1 000 %), многоразовые прокладки (+950 %)
Наука: контрибуция (сверхпопулярный запрос), репарация и контрибуция (+4 700 %), ядерная зима (+350 %)
Продукты питания и напитки: молока рыбы это (+1 800 %), chitir chicken (+1 400 %), pepsico,(+650 %)
Финансы: unionpay (сверхпопулярный запрос), кредитные каникулы 2022 (+4 250 %), дефолт (+1 700 %)
Откуда данные
- Мы использовали сервис Google Trends, который показывает, как выросла популярность запросов в разных тематиках за указанный период (в нашем случае – 30 дней) и в указанной стране (в нашем случае – Россия).
- В каждой тематике исключили несколько запросов:
- те, которые прямо относятся к текущим политическим событиям. Такие запросы мы не приводим и не рассматриваем – они всем знакомы, и, скорее всего, каждый из нас такие делал;
- явно «мусорные» запросы. Сервисы поисковых систем пока не такие умные, как люди, и некоторые запросы попадали явно в чужие категории. Например, в теме «Дикие и домашние животные» лидируют запросы с фамилией Волков (российский боец UFC) и с названием страны Кот-д’Ивуар;
- дубли запросов – некоторые релевантны сразу нескольким тематикам, поэтому приводить их в топах нескольких категорий не стали;
- очень схожие запросы, например, «предсказания ванги для россии» и «предсказания ванги россия».
- Сделали скриншоты запросов, о которых хотим рассказать подробнее (ниже). В статье два вида скриншотов:
- собственно, запросы с процентом роста или пометкой «Сверхпопулярность». «Сверхпопулярными» Google считает запросы, которые выросли чрезвычайно сильно (возможно, потому, что они новые и массовый поиск по ним раньше просто не делался);
- графики динамики запроса. Число 100 в шкале слева обозначает не число запросов, а 100 % – то есть максимальный интерес к теме в указанный период. Остальные точки на графике показывают интерес в процентах от максимума.
Отражение жизни. Вот она такая в марте
Запросы, как и искусство, отражают жизнь. Всегда или почти всегда, что бы ни происходило (даже сейчас, например), в лидерах телепрограмма, футбол и онлайн-игры. Но есть темы, особенно ярко характеризующие месяц, – их мы и разобрали подробнее.
Попытки узнать будущее: Северная Корея, Ванга и Интернет Всемогущий
Есть ли жизнь в Корее, нет ли жизни в Корее…
Здесь показан график не за 30 дней, а за 12 месяцев — для наглядности:

Россияне решили заранее изучить самый очевидный вариант развития событий (правда, не будем забывать еще «лайтовый» китайский сценарий)
Запрос «северная корея запреты» вырос за месяц на 500 % (иначе говоря, в пять раз), а запрос «как живет северная корея» стал сверхпопулярным:

Где КНДР — там и ракеты. Впрочем, отдельно ядерные взрывы тоже гуглили – мы разберем это ниже
Народная фрустрация
Еще в категорию сверхпопулярных попал запрос «когда кончится [спецоперация]».
![Окончание [спецоперации] волнует только тех, кто называет ее тем самым запрещенным словом Запросы про спецоперацию](https://texterra.ru/upload/medialibrary/155/9pamvpslz48wb7y3w3l326tb1exk83lb/3.webp)
Окончание [спецоперации] волнует только тех, кто называет ее тем самым запрещенным словом
К сожалению, в интернете ответа на этот вопрос нет. Тем не менее, в попытках узнать будущее пользователи не сдаются. Запросы насчет предсказаний Ванги тоже выросли:

Авторы запросов, если вы здесь, напишите в комментариях, нашлось ли что-то интересное?
Разнообразных запросов про предсказательницу настолько много, что они объединились и выбились в топ как отдельная тема:

Рост на 2 600 %, то есть в 26 раз (!) за последние 30 дней. Если еще вспомнить, что недавно подскочили продажи эзотерических книг, становится не по себе
В конце позапрошлого и начале прошлого века было примерно то же самое: обезумевшие от социально-экономических потрясений люди тоже массово обращались к эзотерике — просто сейчас мы видим эти тенденции онлайн, а не из исторической перспективы.
Народную фрустрацию, кстати, в полной мере выражает запрос, выросший за месяц на 650 %:

Есть подозрение, что автор запроса не одинок
А можно попроще вот это все?
Среди запросов по этой нашей новой реальности в топ вышли «денацификация», «демилитаризация», «буква Z на военной технике», «дефолт», «санкции» и «свифт», конечно же.


До марта этого года поисковики сомневались, что выдавать по слову «свифт» — Джонатана Свифта или Тейлор Свифт? Сейчас с высокой вероятностью автор такого запроса просто хочет узнать, не отрубится ли у него возможность платить картой
Окей, гугл, куда деть деньги?
Верните мне мой девяносто седьмой
Кто-то вкладывается в гречку и туалетную бумагу… а, нет, это тренды предыдущего конца света, сейчас в топе сахар и прокладки — а кто-то покупает лотерейные билеты:

У запросов, включающих слово «столото», примерно такая же картина
Из-за того, что запросы заканчиваются словами «тираж 1421» можно подумать, что интерес к лотереям всегда был примерно одинаковым, а сверхпопулярность получили только запросы, касающиеся именно последнего тиража. Новичков в SEO, кстати, такие рассуждения могут навести на ложный след.
Но сервис подбора ключевых слов «Букварикс» показывает, что тренд действительно растущий:

Посмотрите на графики справа — все понятно даже без цифр
Чтоб ты жил в интересные времена… — еще один инвестиционный тренд марта-2022
По интернету гуляет красивый фейк о том, что у древних китайцев было проклятие «Чтоб ты жил в интересные времена» (фактчекеры из Provereno.media сделали интереснейший разбор на эту тему и выяснили, что нигде такое не задокументировано).
Как бы то ни было, время сейчас действительно интересное — аудитория массово интересуется покупкой… китайской валюты:

Юани плотно забили топы популярного, но турецкие лиры дышат им в спину. Правда, по запросам не видно намерения закупиться последними
Судя по тому, как стремительно укрепляется русско-китайская дружба, это более здравый инвестиционный тренд, чем вложение в лотерейный билет. У нас есть сайд-проект по продвижению сайтов в Китае (в этом году ему семь лет!), и там мы как раз недавно писали о том, зачем открывать счет в юанях.
Лучшая защита — это нападение: россияне сами удаляют приложения (но не у всех получается)
Это вы еще из «Одноклассников» удалиться не пробовали!
Некоторые пользователи решили удалить все приложения компании, признанной экстремистской, чтобы не задело летящими щепками:

Запросов про удаление этого приложения стало в пять с половиной раз больше, чем в предыдущем месяце

Эта соцсеть тоже пострадала, но меньше
Видимо, с той же целью удалить все от греха подальше аудитория ищет, какие еще продукты принадлежат компании:

Еще у компании есть WhatsApp — но пока его блокировать (вроде бы) не собираются
Хорошо, что «Одноклассники» — российский продукт. Потому что оттуда удалиться — это настоящий квест, настолько сложный, что у нас есть отдельный гайд на эту тему.
Чего еще у нас скоро не будет?
Ну а самые предусмотрительные гуглят, кому принадлежат остальные компании и продукты, чтобы понимать, чего мы еще лишимся совсем скоро:
Основная волна интереса, конечно, пошла по социальным сетям и крупным торговым брендам. А вот над запросом про вроде бы очевидно российский «Яндекс» смеяться не стоит — головной офис у компании в Нидерландах
Отдельный панический тренд — это средства гигиены. Запросы типа «бренд + производитель» — это все опять-таки намерения выяснить, что станет дефицитным, а что вообще пропадет с полок:
Тренд смешной – если не смотреть на цены и вообще наличие товара
Следующие два запроса тоже трендовые – и особенно забавные, причем именно в совокупности:

«Купить сахар оптом» — рост в 22 раза…

«Почему в магазинах нет сахара» — рост в 28,5 раз
Сахара, как видно по Google Trends, нет именно потому, что его истерически скупает население – а вовсе не из-за коварного «Магнита». Остается только пить несладкий чай (оно и полезнее) и смеяться над запросами.
Послание в будущее: если вы читаете эту статью во времена, когда YouTube уже заблокирован, то передаем содержание на словах — это «Место встречи изменить нельзя», момент, где Жеглов грозно спрашивает: «А ну быстро колись — откуда взял сахар?!»
Что там у американцев?
Следующий набор сверхпопулярных запросов в другое время мог бы озадачить:

Ощущение, будто всем срочно понадобилось решить какую-то задачку по физике, да?
Но если покрутить другие запросы про галлоны и литры, все становится на свои места:

Смотрите на похожие запросы — это часто объясняет многое

Актуальная выдача по непонятным запросам тоже может кое-что прояснить
Оказывается, россияне таким образом интересуются, насколько подорожал бензин, а еще хотят посчитать чужое «все плохо» в точных цифрах.
Интересный факт: коронавируса в топах нет.

Отозвал свои штаммы и прекратил работу на территории Российской Федерации…
И бомба (в прямом смысле) напоследок
Снова вернемся к графику Google Trends за 12 месяцев, а не за 30 дней, чтобы показать масштаб интереса к теме ядерных взрывов:

Этот пик — неделя с 27 февраля по 5 марта
Основной запрос, который интересует аудиторию, в общем-то, очень практического плана:

Кто прогуливал ОБЖ – загуглите, освежите информацию
В мартовские лидеры выбился еще один связанный с темой запрос — про йод:

Только не спешите в аптеку — прочитайте абзац ниже
Врачи, кстати, увидели этот тренд раньше сеошников — и настоятельно рекомендуют не пить йод пачками при первой же новости о ядерной угрозе.
Медицинский журналист (а в прошлом — военный врач) Алексей Водовозов еще 28 февраля опубликовал пост об этом. Вот здесь можно прочитать полный текст, а вот самое важное оттуда: «“Для профилактики” или “на всякий случай” йод НЕ РАБОТАЕТ. Вы можете тупо потерять щитовидку или нанести ей тяжелейший урон, который не получится разгрести за всю оставшуюся жизнь. <...> В реальных условиях чаще всего все заканчивается приемом ОДНОЙ ДОЗЫ препарата (одной таблетки)».
К щитовидке сейчас нужно отнестись особенно бережно. Потому что, опять-таки, по запросам видно, что с популярным препаратом гормона щитовидной железы сейчас тоже не очень хорошо:

Эутирокс — очередной препарат, который пропал с аптечных полок

Когда говорят о лекарствах, от слова «аналоги» многим становится больно — и небезосновательно
А хорошего что?
Коронавирус мы с вами в каком-то смысле пережили. Ну да, он с нами навсегда, как грипп или оспа, но все же мы научились жить в новой реальности. Сделали гору качественных мемов (в тяжелые времена, кажется, только они и спасают), научились мыть руки и более-менее эффективно работать на удаленке. И вот это все переживем — пусть и никогда уже не возвращаясь к старой реальности.