Оплата телефоном в России ограничена. Apple Pay не работает ни с картами Visa и Mastercard, выпущенными в России, ни с российскими приложениями SberPay и MirPay. С Android дела обстоят лучше – можно расплачиваться через SberPay и MirPay, но просто приложить телефон к терминалу и нажать одну кнопку уже не получится.
В связи со всем этим рассказываем о куайринге – способе оплаты, который выгодно отличается от оплаты пластиковой картой.
Как работает QR-код
Вы размещаете у себя в точке продаж табличку или наклейку с QR-кодом, который ведет на оплату товара/услуги. Покупатель сканирует этот код с помощью камеры своего смартфона и переходит в банковское приложение (по умолчанию телефон запускает то, которое используется чаще всего, но пользователь может выбрать любое) и оплачивает товар или услугу.
Это выгодная альтернатива терминалу, который принимает пластиковые карты. Ведь многие покупатели перестали носить с собой ставший анохронизмом пластик с чипом. Многие привыкли оплачивать все с помощью технологии NFC и даже подзабыли пин-коды от своих карт.
Куайринг работает через СБП – Систему быстрых платежей от ЦБ РФ. Средства не проходят через платежные системы, как в случае с картами или Google/Apple Pay, так что продавец получает деньги сразу же, а не после того, как они будут обработаны банком.
Кому нужен куайринг
Этот способ оплаты больше всего подходит для офлайн-бизнеса.
Небольшим предприятиям
Если у вас маленький бизнес (несколько сотрудников или вообще никого, кроме вас, и нет миллионных выручек), то куайринг поможет сократить расходы на комиссии, которыми обложена работа с терминалом.
Оплата по QR-коду выгодна предпринимателям прежде всего из-за низкой комиссии – 0,4-0,7% от транзакции. Эквайринговая комиссия составит примерно 2,3% от суммы платежа.
С 1 июля 2021 действует указ президента РФ, согласно которому государство компенсирует бизнесу комиссию при получении средств с помощью куайринга. В первые четыре месяца его работы компании получили в общей сложности 60 млн рублей компенсации за использование оплаты с помощью QR-кодов.
Это удобно покупателю – он привык сканировать QR-коды в музеях и на выставках, на рекламе, в качестве ссылок на соцсети и социальные опросы. С покупателя при оплате QR-кодом (как и при оплате банковской картой) комиссия не взимается.
Тем, кто получал оплату через терминалы
Понятно, что оплата через QR-код занимает чуть больше времени, чем через NFC. В первом случае нужно отсканировать код, перейти по появившейся ссылке в приложение и ввести сумму платежа, а затем показать ее принимающей стороне (кассиру, например). А с NFC все проходит значительно быстрее, так что, возможно, QR-код не подойдет, если у вас большой поток клиентов – будут образовываться очереди.
Но местам, где очереди небольшие, QR-код очень даже подойдет – его можно разместить прямо на кассе.
QR-код на кассе в кофейне переводит на оплату
QR-код можно разместить почти на любом носителе: на ценнике товара, экране POS-терминала или кассы, на странице интернет-магазина, накладной.
Если товар весовой, предприниматель может использовать динамический QR-код.
Тем, кто отправляет реквизиты для оплаты
Тем, кто делает что-то на заказ – одежду, торты, мягкие игрушки и все остальное. При использовании номеров карты или телефона приходится заходить в банковское приложение, копировать и вставлять номер карты, либо вбивать номер телефона. QR-код можно открыть за несколько секунд.
Если вы работаете по предоплате, можете разместить QR-код на своей рабочей странице и не сообщать снова и снова каждому желающему банковские реквизиты.
Подключение оплаты QR-кодом будет актуально для тех, кто взаимодействует с клиентом напрямую и вживую, например: таксисты, курьеры, официанты и другие представители сферы услуг.
Стоит помнить, что оплата по QR-коду через СБП функционирует только внутри России.
Интернет-магазинам с оплатой на сайте
Напомним, что, в первую очередь, этот способ придуман для офлайн-бизнеса, но и в онлайне его тоже можно использовать.
Из корзины клиента с занесенными туда товарами покупатель переходит в форму оплаты, где можно было выбрать Google Pay или Apple Pay. Теперь там нужно вводить номер карты – это может быть долго и неудобно, а сохранять данные карты в памяти браузера или сайта не всегда безопасно.
Поэтому стоит поместить туда если не QR-код, то хотя бы ссылку для оплаты через СБП:
Так сделал WildBerries
Хотя можно и QR-код – о том, как сканировать коды с экрана своего же смартфона, мы писали в статье «Как отсканировать QR-код с экрана телефона: 3 способа».
Как подключить оплату по QR для своего бизнеса
- Выбрать банк. Выбирать нужно будет из тех, которые подключены к СБП. Всего их 205! Сбер, «Тинькофф», «Альфа Банк» и другие популярные банки там есть.
- Подать заявку. Документы и форма договора у банков отличаются. Показываем на примере «Раффайзенбанка»:
Нужно заполнить форму и прикрепить к ней документы. С ними лучше ознакомиться заранее
Здесь же можно увидеть тарифы. Банки берут комиссию с каждой сделки, в зависимости от отрасли – от 0,4% до 0,7%:
Возвраты и вовсе не облагаются комиссией
- Получить и разместить QR-код. После оформления заявки банк выдаст вам код, и вы сможете его использовать.
Однако вот что важно: оставьте альтернативный QR-коду вариант оплаты (перевод по реквизитам, оплата банковской картой, наличными и т.д.) – не у всех может быть смартфон с камерой. Хотя, конечно, у большинства сегодня именно такие.