Методы ссылочного продвижения значительно изменились. Что учесть в 2025 году.

Алгоритмы поисковых систем при ранжировании сайтов рассматривают множество факторов, большинство из которых простым людям до сих пор не понятны. Поэтому надеяться исключительно на ссылки – бессмысленно. «Яндекс» уже давно отказался от ТИЦ (тематический индекс цитирования) и перешел к комплексному показателю качества (ИКС).

Но значит ли это, что ссылки не работают, и от них нужно отказаться? Вовсе нет. «Гугл» никогда не отрицал роль ссылочного фактора в ранжировании сайтов. Более того, они так и пишут: «Google использует ссылки как фактор при определении релевантности веб‑страниц».

Но, разумеется, методы ссылочного продвижения значительно изменились.

Современный тренд – естественность, качество и разнообразие. Нужно задействовать разные источники ссылок, следить за качеством околоссылочного текста и по возможности отказаться от закупки ссылок.

Само ссылочное продвижение в изолированном виде уже не рассматривается. Лучше всего оно работает в комплексе с другими работами на сайте: внутренняя оптимизация, создание качественного контента, удобный функционал и пр.

В зависимости от целей сайта ссылки на внешних ресурсах размещают, чтобы получить:

  • Ссылочный вес.
  • Трафик.
  • Узнаваемость.

Сейчас лучшая стратегия – объединение всех трех целей в одну для лучшего результата. Об этом и поговорим. Но сперва немного важной теории.

Виды ссылок

Чтобы понимать, как работает ссылочное продвижение, нужно познакомиться с основными видами ссылок.

Активные и неактивные

Активные (кликабельные) ссылки – те, по которым можно совершить переход. По неактивным ссылкам перейти нельзя – только если скопировать URL и вставить его в адресную строку. Вес такие ссылки не передают, а являются просто упоминанием.

Если на вас таким образом сослался какой-то крупный сайт, можно попытаться связаться с владельцем и попросить его поставить активную ссылку. На западе это одна из стратегий линкбилдинга. Так можно работать с любыми упоминаниями – названиями компаний, товаров, личными именами и т. д.

Анкорные и безанкорные

Вы наверняка заметили, что ссылки сами по себе встречаются на сайтах довольно редко. Как правило, мы переходим на страницы по кликабельным фрагментам текста. Это и есть анкор ссылки.

Анкорные и безанкорные ссылки

Анкор, как и околоссылочный текст, помогает поисковикам определить релевантность ссылки странице, на которой она размещена. На html ссылка с текстом выглядит так:

Пример ссылка с текстом на html

Если текста между тегами не будет, мы получим просто кликабельную ссылку. Для продвижения сайта в поисковых системах используются разные типы анкоров, основные из которых представлены в таблице:

Как вы заметили, можно комбинировать и объединять разные виды анкоров в один, если это необходимо. Ключевые фразы желательно разбавлять и придумывать различные вариации, а не ограничиваться прямыми вхождениями. Анкоров типа «окна купить москва» быть не должно – текст нужно приводить в понятный человеку вид.

Анкор может и отсутствовать. Для коммерческих сайтов часто используется именно такой метод продвижения, так как за частое употребление коммерческих анкоров могут применить санкции. При этом можно использовать разные варианты ссылки: http://texterra.ru., www.texterra.ru, texterra.ru так далее. Такие ссылки выглядят естественно и не вызывают подозрений у поисковиков.

Но учтите, что есть площадки, например, Дзен, которые «не любят» безанкорные ссылки и за них могут ограничить показы статей.

Если в качестве ссылки используется картинка, поисковики учитывают значение атрибута, который обязательно надо заполнять.

У каждого сайта есть свой анкор-лист – перечень анкоров. Преобладание анкоров коммерческого типа в списке – плохой знак. Если информационных статей у вас нет, и продвигаются в основном страницы товаров и услуг, старайтесь чаще использовать безанкорные ссылки. Можно разбавлять их общими указательными анкорами типа «здесь», «тут» и так далее. В этом ограничений никаких нет, главное, чтобы ссылки выглядели естественно – так, будто их оставили люди. Коммерческие анкоры указывают поисковикам на то, что, скорее всего, вы покупаете ссылки. Подозрение также вызывает частое использование одних и тех же ключевых слов в текстах разных ссылок. Следите за тем, чтобы анкор-лист был максимально разнообразным.

Dofollow и nofollow, sponsored

При создании ссылки можно указать не только ее адрес и анкор, но и атрибуты. Раньше они указывали поисковым системам, стоит ли индексировать конкретную ссылку или передавать ей вес (если она ведет на внешний сайт). Сейчас же поисковики проверяют все ссылки, но некоторые атрибуты помогают избежать пессимизации сайтов за размещение рекламных ссылок.

Так, например, атрибут nofollow указывает поисковику, что вы не совсем доверяете данной ссылке. Нередко данный атрибут автоматически присваивается на сайтах тем ссылкам, которые пользователи размещают самостоятельно, например, в публикуемых ими постах или статьях. Но и сам вебмастер может использовать nofollow, если нужно дать понять поисковому роботу, что контент по этой ссылке не нужно показывать в поиске.

Также в «Гугл» существует обновленная версия nofollow – это атрибут sponsored. Он тоже указывает поисковику, что сайт не очень доверяет ссылке, но помимо этого еще дает понять, что ссылка носит рекламный характер.

Атрибут dofollow имеет противоположное значение, его прописывают редко. По дефолту, если nofollow отсутствует, то ссылка индексируется, и вес передается. Раньше существовала мода на dofollow-блоги, где можно было в комментариях к постам оставить ссылку на свой сайт. Основная же часть владельцев блогов и сайтов закрывает ссылки в комментариях, чтобы обезопасить себя от наплыва спамеров и пессимизации сайта.

Чтобы узнать, открыты или закрыты от индексации ссылки на сайте, достаточно посмотреть исходный код.

Чтобы узнать, открыты или закрыты от индексации ссылки на сайте, достаточно посмотреть исходный код

Но значит ли все это, что nofollow и sponsored ссылки бесполезны? Вовсе нет. На эту тему было довольно много статей и исследований. Даже сам Google в своей справке говорит, что «как правило» (in general) не производит по ним переход (у правил есть исключения). Некоторые эксперименты подтверждают, что «Яндекс» тоже учитывает такие ссылки и даже их анкоры.

Nofollow-ссылки не передают веса, но совершенно точно влияют на позиции в выдаче и приносят трафик. Поэтому если вы не публикуетесь на авторитетных и посещаемых ресурсах из-за этого пресловутого атрибута, пора все менять.

Где проверить внешние ссылки

Давайте сразу посмотрим, где можно отслеживать полученные сайтом ссылки (вдруг кто-то активно вас рекомендует, а вы об этом не знаете).

«Яндекс.Вебмастер»

«Яндекс.Вебмастер» показывает динамику ссылок (максимальный период времени – год), соотношение новых и удаленных, количество неработающих ссылок.

«Яндекс.Вебмастер» показывает динамику ссылок

Также здесь указана каждая ссылка с источником и его показателем качества. Ссылающиеся сайты для удобства можно группировать. Еще есть возможность посмотреть все неработающие и удаленные ссылки.

«Яндекс.Вебмастер» указывает ссылки с источником

Google Search Console

В разделе «Ссылки» Google Search Console можно посмотреть страницы сайта, на которые ссылаются чаще всего; сайты, которые ссылаются на вас чаще всего и самые распространенные анкоры (внутренних и внешних ссылок).

В разделе «Ссылки» Google Search Console можно посмотреть страницы сайта, на которые ссылаются чаще всего

Динамики ссылок и времени их размещения здесь нет. В этом панель «Гугла» уступает «Яндексу».

Linkpad

Еще один платный инструмент с неплохими бесплатными возможностями. Динамику здесь можно посмотреть не только за год, но и за три или пять лет.

Интерфейс Linkpad

В остальном информация примерно такая же, как на рассмотренных ранее сайтах. Но нужно признать, что Linkpad немного отстает от них в плане актуальности данных.

Xtool

Сервис предоставляет бесплатный инструмент для анализа внешних ссылок на сайт. Он показывает данные по всем донорам, анкорам и указывает наличие атрибута nofollow.

Итерфейс Xtool

Н3: Ettvi

Тоже интересный и бесплатный ресурс для анализа внешних ссылок. Из нюансов:

  • отчет по ссылкам можно скачать в pdf;
  • в отчете и внешние, и внутренние ссылки сайта перемешаны, потому определиться внешние можно только по статусу extеrnal в правой колонке.
Интерфейс Ettvi

Как получить обратные ссылки

Поисковые алгоритмы очень сильно усложнили жизнь оптимизаторам, заставив их вкладывать больше усилий в линкбилдинг. Но вместе с тем поиск возможностей для размещения ссылок стал по-настоящему увлекательным квестом, особенно если вы продвигаете сайт в одиночку и без бюджета. На западе даже говорят: «Если добыть обратную ссылку легко, то даже бабушка твоего конкурента, вероятно, сможет повторить успех». Чем труднее заполучить ссылку – тем больше от нее пользы. Поэтому многие методы бесплатной добычи ссылок гораздо эффективнее по сравнению с их покупкой или арендой.

Помню, на заре SEO я неистово регистрировала профили на «жирных трастовых сайтах» из базы какого-то блогера, чтобы оставить в них ссылки. Тогда это давало ощутимый эффект в виде трафика и первых 10-20 пунктов ТИЦ. В текущих условиях подобная активность не дает таких результатов.

Сейчас ярко выражен тренд слияния ссылочного продвижения с контент-маркетингом. Если вы готовы предложить хороший контент, у вас больше возможностей получать ссылки, трафик и узнаваемость.

Коммерческим сайтам, которым нечего предложить в плане контента, приходится довольствоваться менее эффективными способами ссылочного продвижения. Но здесь все зависит от конкретной ситуации. Например, для небольшого локального бизнеса постинг ссылок по форумам с целевой аудиторией и публикация отзывов на региональных порталах гораздо выгоднее, нежели размещение экспертных статей в крупных СМИ.

При самостоятельном подборе площадок-доноров их следует тщательно проверять. Прежде всего следует обращать внимание на посещаемые, тематические и хорошо модерируемые ресурсы.

Вообще тематичность не всегда важна. Например, есть общетематические ресурсы с большой посещаемостью и авторитетом, публикация на которых даст больший результат, чем размещение на тематическом, но малопосещаемом сайте.

Для проверки показателей ресурсов (возраст, трафик и т. д.) существует масса разных сервисов. Подробную статистику по трафику и социальной активности дает, например, Similarweb. Русскоязычный Pr-Cy анализирует сайты по множеству параметров. Заспамленность легко проверить в Xtool.

Желательно смотреть не только показатели, но и сам ресурс: что на нем публикуют, хорошего ли качества статьи, есть ли постоянные читатели, комментарии и т. д.

Теперь о самих методах получения ссылок. Их много, поэтому остановимся на основных. Вот что можно делать, чтобы получать обратные ссылки:

  • Просить покупателей писать отзывы и размещать их на какой-нибудь площадке. Если придумать какое-то поощрение или конкурс, они согласятся гораздо охотнее.
  • Размещать отзывы самостоятельно под видом клиентов и покупателей, участвовать в постановочных дискуссиях, рекламируя свой товар или компанию (например, на форумах), находить готовые обсуждения и дискуссии по теме и заявлять в них о себе.
  • Публиковать материалы на сторонних площадках (интервью, обзоры, информационные статьи на разные тематики, связанные с вашим бизнесом).
  • Регистрироваться в каталогах, картах «Яндекса» и Google, региональных директориях компаний и т. д.
  • Создавать блоги на разных платформах, в том числе крупных тематических, с целью последующего пиара своей компании.
  • Использовать партнерскую программу. Если платить пользователям за привлечение новых клиентов, они сами будут размещать ссылки на ваш ресурс.

Желательно использовать самые разные способы получения ссылок, ориентируясь при этом на цели и задачи своего бизнеса.

Остановимся подробнее на некоторых моментах.

Биржи ссылок

Хотя в статье речь больше о самостоятельном создании ссылок, все же нельзя не упомянуть о биржах.

Про биржи арендных ссылок уже все более-менее ясно – их время прошло. Но что с биржами так называемых «вечных ссылок»? Полезны ли они для продвижения сайта?

Все зависит от того, как их использовать. Сама по себе площадка для покупки ссылок в статьях – штука неплохая. Всегда будут люди, которым нужны ссылки, и люди, готовые продать места на сайтах. В идеальном мире сайты бы просто обменивались любезностями, и все были счастливы. Но когда речь идет о зарабатывании денег, в игру вступают жадность, лень и недобросовестность.

Мне довелось побывать по обе стороны баррикад: и в качестве вебмастера, и в качестве оптимизатора. И могу сказать следующее:

  1. В 99 % случаев ссылка будет опубликована на некачественной площадке. Бывают редкие исключения, но их еще нужно поискать. А если найдете, не факт, что они не скатятся в ГС. На биржах полно сайтов, которые зарабатывают только на вечных ссылках. Схема проста: регулярно закупаются пачками дешевые статьи по 20 рублей, в среднем около 1000 знаков, и заливаются на сайт, перемешиваясь с другими, чуть более дорогими статьями, в которых и размещаются рекламные ссылки. Таким образом получается снизить процент заспамленности и держать сайт на «качественном» уровне. Если вам кажется, что такие схемы давно устарели, и поисковики банят подобные сайты, вы ошибаетесь. Они все еще живут и прекрасно себя чувствуют.
  2. Гарантии индексации и «вечного размещения», конечно, успокаивают, но реально ли размещение вечное? Нет, ровно до того момента, пока сайт не прекратит сотрудничество с биржей по своей инициативе или не будет забанен. После этого сайт волен делать с ссылками все, что угодно.
  3. Из-за текущих правил поисковых систем плохие ссылки придется в случае чего снимать. Если в Google это сделать довольно просто, то с «Яндексом» – сложнее. Если через биржу ссылку удалить не получится, придется связываться с каждым владельцем сайта в индивидуальном порядке.
  4. Ссылка, скорее всего, будет размещена в самом дешевом тексте. В стоимость размещения уже заложена стоимость статьи, так что можно только догадываться, что будет в тексте, если ссылка стоила 100-300 рублей. Даже если вы купили ссылку дороже, на качестве текстов это вряд ли отразится существенным образом. В случае с «Миралинкс», например, вы можете присылать вебмастерам собственные статьи. Вот это отличная возможность хоть как-то оправдать вложения и получить качественный результат. Однако мне чаще приходилось быть свидетелем того, как большинство оптимизаторов эту возможность не использует и присылает те же тексты за 50 рублей. Хотя даже если с текстом вы постараетесь, есть очень большая вероятность, что его мало кто прочитает. Поэтому важно обращать внимание на трафик площадки при размещении.

В начале карьеры я тоже пользовалась биржами вечных ссылок. За все время потратила всего около 5 тысяч рублей (только в первый год жизни образовательного сайта, дальше ссылки не покупались). Не могу сказать, был ли от них толк, так как одновременно я размещала ссылки бесплатно везде, где могла. Думаю, что в целом ссылки все же слегка подтолкнули сайт вверх, хотя в топ вышли страницы, на которые никто не ссылался. Здесь, скорее, первостепенную роль сыграл качественный контент, оптимизированный под большое количество низкочастотных запросов, которого в те времена в этой нише было не так много.

Недавно просматривала ссылки, купленные на биржах, в панели «Вебмастера». Некоторые из них все еще живы, только вот у площадок, имевших ТИЦ больше 100 пунктов, в пересчете на качество (ИКС) показатели скатились до 20 пунктов. Это гораздо меньше, чем у моего сайта сейчас.

Каталоги

Как бы не было странно говорить это в 2024 году, но каталоги сайтов и статей все еще существуют, и в них можно публиковаться. Только брать теперь нужно не количеством, а качеством. А количество качественных каталогов – мизерное. И их еще нужно отыскать.

Вообще регистрация в каталогах – дело неблагодарное. Можно найти хорошую базу, но за нее, скорее всего, придется платить. Если искать самостоятельно, можно потерять кучу времени впустую.

Самый простой вариант – зарегистрироваться в самых известных и посещаемых каталогах. При этом нужно будет написать хороший текст (для каждого каталога – свой) и заполнить всю необходимую информацию о компании.

Сайт есть, а трафика и клиентов нет? Разберемся! Подробнее

Гостевой блогинг

Эта практика пришла из-за рубежа и пока что остается наиболее эффективной по всем показателям. Да, Мэт Катс когда-то говорил, что гостевой постинг ушел в прошлое. Но все ведущие специалисты для ссылочного продвижения используют и рекомендуют как раз его.

Просто поменялся подход к гостевому блогингу. Раньше все делалось по принципу «дареному коню в зубы не смотрят», из-за чего блоги наполнялись большим количеством бесплатного, но совершенно бесполезного контента. Теперь польза для читателя – на первом месте, поэтому, чтобы публиковаться на сторонних площадках, нужно стараться. С другой стороны, есть шанс получить ссылку с топового ресурса совершенно бесплатно и действительно «навечно», так что оно того стоит.

Гостевой блогинг, в принципе, схож с внешним контент-маркетингом. О площадках для внешнего контент-маркетинга мы уже писали. Они принимают сторонние тексты на постоянной основе и имеют определенные правила, которые нужно соблюдать при публикации. О личном опыте сотрудника «Текстерры» в размещении гостевых постов можно почитать в статье «Гостевой постинг: как публиковаться, вставлять ссылки и не платить за это».

Будьте готовы к тому, что ваша тематика может не совпадать с тематикой большинства доступных площадок. Здесь важно найти точки пересечения. К примеру, на VC можно так или иначе прорекламировать любую компанию, чем бы вы ни занимались. Просто напишите о своих бизнес-процессах, и вот вам обратная ссылка и лишнее упоминание.

Но ограничиваться самыми популярными площадками не стоит. Наверняка в вашей нише можно найти крупные сайты, принимающие гостевые посты. Есть очень полезная утилита, которая поможет быстро находить новые возможности для гостевого постинга.

Как быстро находить новые возможности для гостевого постинга

Можно просто искать похожие сайты (не конкурентов) и предлагать им сотрудничество, даже если они никогда не публиковали чужие материалы. Это могут быть информационные порталы, онлайн-журналы, блоги и сайты, где владельцы не предлагают своих услуг.

Главный навык, необходимый при размещении на сторонних ресурсах – умение договариваться. А для этого прежде всего нужно составить правильное письмо со своим предложением (аутрич).

Представьте, сколько писем ежедневно попадает в ящик владельцев крупных порталов. Половину из них они наверняка отправляют в корзину, даже не читая. Нужно составить письмо таким образом, чтобы его не только открыли и прочитали, но и согласились на сотрудничество. Но даже если вы все сделаете идеально, успеха никто не гарантирует. Хотя по сравнению с англоязычным сегментом, где гостевой блогинг развит гораздо лучше и добиться публикации бывает очень сложно, в рунете из-за дефицита качественного контента все несколько проще. Если предложить хорошую статью, которая будет приводить посетителей из поиска и отвечать на их вопросы, есть шанс, что ее опубликуют бесплатно.

Можно предложить взаимовыгодное сотрудничество сайтам, которые связывались с вами ранее, но по другому поводу. К примеру, мне писали рекламодатели с предложением заработать на их партнерке, а я предложила обменяться статьями: они рассказывают о своем продукте у меня на сайте, а я пишу информационную статью в их блог (с ссылкой, естественно). Понятно, что известным компаниям такое предложение не интересно, но менее раскрученные рекламодатели вполне могут заинтересоваться. К тому же это все-таки «теплый» контакт, поэтому вероятность договориться тут выше.

Важно помнить, что при взаимодействии с менее известными изданиями и блогами может возникнуть ситуация, когда вашу ссылку со временем удалят. Такое тоже часто случается. Поэтому желательно отбирать более-менее известные и надежные площадки или, опять же, предлагать взаимовыгодный обмен. Необязательно обмениваться статьями: меня, например, в обмен на статью попросили разместить видео в специальном разделе сайта.

Ссылки из соцсетей

Соцсети не передают ссылочный вес сайтам, так как используют редирект и/или атрибут nofollow.

Однако так называемые соцсигналы тоже оказывают влияние на ранжирование сайта, только лишь как один из множества факторов. Кроме того, они приводят целевой трафик (крауд-маркетинг в соцсетях), помогают разнообразить ссылочную массу и ускорить индексацию страниц.

С точки зрения ранжирования интересен эксперимент Tasty Placement, в котором сайты с активностью в социальных сетях показали определенный рост в поисковой выдаче Google – от 2 до 14 %, в зависимости от типа активности.

Анализ ссылочного конкурентов

С этого, наверное, и стоило начать, но хотелось немного усложнить задачу.

Большая часть ресурсов, на которых рекламируются ваши конкуренты, будет релевантна и вашему сайту. Изучив их опыт, вы быстро найдете места для рекламы.

Для подробного изучения конкурентов чаще всего недостаточно бесплатных сервисов, поэтому чтобы провести более детальный анализ, используются специализированные платформы вроде Linkpad и Xtool, которые я описывала выше.

Если же нужно всего лишь подсмотреть площадки, на которых можно потенциально разместиться, для этих целей вполне сгодится бесплатный и простой BacklinkWatch. Там есть ограничение на количество показываемых ссылок, но если анализировать несколько разных сайтов, можно получить больше полезных данных.

Данных из бесплатных сервисов вполне достаточно для получения базовой информации. Если нужно больше, посмотрите упомянутые ранее сервисы для комплексного SEO-аудита.

Вывод

Линкбилдинг сегодня – гораздо больше, чем автоматизированный процесс закупки ссылок. Перед оптимизаторами ставятся все более сложные задачи, поэтому им приходится все чаще смотреть в сторону комплексного продвижения. Можно однозначно заявить, что ссылочное продвижение стоит рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими методами, используемыми в digital.

Читайте также:

Как вывести сайт на «Тильде» в топ поиска – это проще, чем кажется

Как увеличить посещаемость сайта в 2025 году

Как оптимизировать контент под поисковую выдачу нейросетей

#
SEO Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.