Как работает инструмент для изучения пользовательского опыта и кому все это нужно.
Аббревиатура UX – это сокращение от английского «User eXperience», что означает «пользовательский опыт». UX исследования – это сбор сведений о поведении пользователей, помогающие оценить, какие проблемы клиентов решает сервис или продукт. Исследования дают возможность бизнесу эффективно распределить свои ресурсы на наиболее востребованный функционал продукта, избегая ненужных трат времени и средств.
Именно поэтому для клиентов, приходящих в ТеxTerra за SEO-оптимизацией, мы проводим анализ пользовательского опыта. Комплексные меры: от аудита сайта до контент-маркетинга и работ с отзывами, позволяют сэкономить до 40% бюджета на продвижение.
Главный принцип UX – это поставить себя на место клиента. Планировать и разрабатывать продукт без понимания потребностей пользователя – это плохая практика. Так обычно поступают начинающие предприниматели, что приводит к появлению продукта с малым спросом. Основная цель UX исследования – это использование пользовательского опыта для выявления слабостей продукта и быстрого их устранения, что сокращает время и затраты на пути достижения целей бизнеса.
Чего хочет клиент понятно: чтобы было быстро, полезно, удобно и интересно. Так вот сбор данных UX помогает понять, как это сделать и приближает продукт к заветному идеалу.
Основные этапы UX исследований
Для того чтобы определить какие данные вам необходимы, ориентируйтесь на этап разработки продукта:
- Планирование нового продукта или функционала – на этом этапе ux исследования дают возможность оценить самые высокие пользовательские ожидания от продукта и сосредоточиться только на ключевых потребностях, экономя тем самым время и деньги на реализацию.
- Разработка и проверка макета продукта или функционала – на этой стадии исследования показывают какие задачи клиентов продукт действительно решает, а какой функционал является невостребованным.
- Улучшение продукта или функционала – бывает, что продукт или функционал используется клиентами (вопреки ожиданиям) не в полной мере. Задача исследований на этом этапе: выявить причины такой ситуации и подобрать подходящее решение для повышения показателей.
- Отказ от некоторого функционала – если исследования показывают, что клиенты не пользуются частью функционала, то основываясь на метриках исследования, необходимо принять решение об отказе от такого функционала.
Определившись с этапом исследования, переходим к выбору вида и метода исследования.
Виды и методы ux исследований
Исследования ux делятся на количественные и качественные.
- Количественные ux исследования характеризуется измеряемыми показателями и дает ответ на вопросы «сколько раз? на сколько часто? как долго?» (количество переходов по ссылке, сколько человек покинуло страницу в первые 5 секунд, количество отрицательных отзывов и т.д.). К ним можно отнести:
- опрос – быстрый и простой метод сбора информации о проблеме или поведении клиентов;
- анализ – используя специальные инструменты аналитики, собирают и анализируют информацию о поведении пользователей: посещение страниц, время проведения на страницах, действия посетителей.
- A/B-тестирование – позволяет оценить как повлияет новый функционал на ux. Для этого пользователей делят на две группы, первой предлагают «старую» версию приложения, а второй «новую». После чего сравнивают метрики этих групп, на основе которых, принимают решение об отказе от нового функционала, либо его введении.
- Качественные ux исследования раскрывает качественные характеристики, показывая «почему?, зачем? и как?» (почему по ссылке не кликают, быстро уходят со страницы и недовольны сервисом).
Выбор методов исследования, их количество и комбинации определяются задачами проекта и этапом исследования. Это могут быть:
- Глубинное интервью – проведение качественного опроса пользователей о своем продукте, с уточняющими вопросами и пожеланиями от опрашиваемых.
- Наблюдение – в процессе наблюдения отслеживаются и оцениваются поведенческие реакции клиента в ходе использования продукта.
- Юзабилити-тестирование – данный метод частично схож с наблюдением. Основное его отличие – это выполнение клиентом определенных действий, после которых, дается обратная связь, на сколько удобно пользоваться функционалом.
- Фокус-группа – организуется групповое обсуждение клиентов и организаторов продукта (онлайн или оффлайн), в ходе которого выясняются потребности и предпочтения клиентов.
- Дневниковые исследования – клиенты, участвующие в ходе этого исследования, в течение определенного срока ежедневно описывают свой опыт использования продукта.
- Карточная сортировка – метод, при котором опрашиваемым клиентам предлагается отсортировать карточки с объектами. Таким образом можно сформировать понимание хода мысли пользователя в отношении группы исследуемых метрик для определения приоритетных направлений функционала.
Эти два вида – наиболее часто используемые методы исследования. Использовать сразу все методы нет необходимости, нужно выбирать наиболее подходящие под текущий этап развития вашего продукта (например, нет смысла использовать A/B-тестирование если продукт на стадии планирования – тестировать пока нечего). Комбинация методов исследования дает наиболее эффективный результат, перекрывая слабые места отдельных из них, а бизнес получает больше данных для анализа и принятия решений.
Заключение
Исследования пользовательского опыта дает бизнесу возможность распределить ресурсы для разработки продукта рационально, при этом клиенты получают в свое распоряжение действительно полезный инструмент.
Результаты исследований могут оказаться совершенно неожиданными, поэтому нужно спокойно их принимать: если метрики показывают несостоятельность гипотезы, то стоит от нее отказаться и переходить к следующей, если же анализ показывает возможность улучшений с рациональными затратами, стоит их реализовать.
Ux исследования применяются не только для планирования новых продуктов, но и для поддержания и улучшения существующих. С помощью таких исследований бизнес определяет наиболее важные потребности своих клиентов и предлагает продукт, который обречен на успех.
Читайте также:
Как улучшать пользовательский опыт с помощью контента
Контрольный список вопросов для аудита мобильной версии сайта