Обновил: Сергей Ломакин
Футер или подвал — неотъемлемый элемент любого коммерческого и некоммерческого сайта. Если вы думаете, что подвал бесполезен и это вообще пережиток прошлого, вы сильно ошибаетесь. Рассказываем, как создать не просто красивый, а функциональный подвал, который заставит посетителя задержаться на вашем сайте.
Футер: назначение, достоинства и недостатки
Футер представляет из себя «колонтитул», располагающийся в самом низу страницы. Подвал есть практически у любого сайта. Обычно туда определяют важную, но не самую главную информацию.
Большинство владельцев сайта подходят к наполнению футера чисто формально, размещая там контакты, политику конфиденциальности, страницу «О компании». Но этим вы не удивите посетителя! Лучше придумайте что-то более функциональное. Например, разместите форму подписки на email-рассылку. Можно просто поставить ссылку на блог / раздел с новостями.
Крупные компании могут опубликовать в подвале данные о сотрудниках / партнерах / инвесторах.
Разберемся, какие преимущества футер дает сайту.
Улучшение навигации
Во-первых, футер улучшает навигацию. Это одна из его главных функций. В подвале можно разместить важные для посетителя ссылки, которые помогут ему сразу перейти на необходимую страницу.
Вот как это реализовано на нашем сайте TexTerra:
Улучшение пользовательского опыта
Если верхняя часть главной страницы не зацепила целевого посетителя, подвал может дать сайту второй шанс. Функциональный элемент футера может быть различным. Например, коммерческие сайты часто используют подвал, чтобы провести нового посетителя в раздел категорий товаров.
Футеры интернет-магазинов, как правило, содержат ссылки не только на ключевые разделы сайта, но и на страницы с:
- купонами / сертификатами / подарочными картами / программой лояльности;
- информацией о работе в компании;
- информацией о возврате товара;
- информацией для поставщиков, инвесторов и других партнеров;
- информацией о работе с юридическими лицами;
- ответами на часто задаваемые вопросы;
- контактными данными.
Обязательно сделайте акцент на полезной информации.
Сегодня хорошо работают кнопки социальных сетей. Посетитель может не найти ничего интересного на сайте, но на вашей странице, например, в Телеграме, ему понравится.
Какие ссылки не подходят для подвала
Может показаться, что в футере будет актуально размещение любой информации. Но это не совсем так. В подвале должны находиться исключительно полезные ссылки.
- Футер идеален для перелинковки между самыми популярными страницами сайта. Все URL, размещаемые в подвале, являются сквозными. Соответственно, их вес очень мал, но не стоить устраивать в подвале нагромождение ссылок, которые не представляют ценности для конечного посетителя.
- И не следует размещать URL, ведущие на страницы, которые портят логику разделов или затрудняют навигационный элемент сайта.
- Также в подвале не место ссылками, которые ведут на нерелевантные вашему сайту страницы.
- Создавая подвал сайта, помните, что недопустимо использовать методы серой поисковой оптимизации: хаотичное размещение покупных ссылок, махинации с размещением ключевых слов, символы с нулевым кеглем. Краулеры Google и «Яндекс» на раз-два определяют поддельный ссылочный профиль и другие действия, направленные на обман поисковых систем.
Как оформить футер
- Сохраняйте простоту.
Загроможденный нижний колонтитул может сбивать с толку. Сосредоточьтесь на представлении важной информации и навигационных опций.
- Определите, какую информацию пользователям важнее всего видеть в нижнем колонтитуле, и расставьте приоритеты соответствующим образом. Это может быть и контактная информация, и ссылки на соцсети, и символ копирайта.
- Используйте четкий и лаконичный язык — чтобы пользователи понимали представленную информацию. Избегайте использования технического жаргона или сложного языка.
- Важно обеспечить интуитивную навигацию: предоставьте в нижнем колонтитуле четкие и простые в использовании варианты навигации. Обязательно приспособьте заголовки и подзаголовки — чтобы упорядочить информацию.
- Продумайте сквозной дизайн: нижний колонтитул должен визуально соответствовать остальному дизайну сайта. Используйте дополнительные цвета и шрифты, чтобы нижний колонтитул был визуально привлекательным, но соответствовал остальной части сайта.
Тестируйте разные варианты дизайна подвала. Берите более действенные!
Важно! Убедитесь, что нижний колонтитул отзывчив и адаптируется к различным размерам экрана и устройствам. Это гарантирует, что все пользователи смогут легко получить доступ к информации и навигационным опциям в нижнем колонтитуле.
Что должно быть в футере
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra: «Универсального рецепта идеального футера нет — всё зависит от типа сайта, сложности его структуры и стиля дизайна. Если это интернет-магазин, то в футере можно разместить основные категории товаров, ссылки на информационные страницы оплаты, доставки и возврата. Если это корпоративный сайт, — то контактную информацию.
Обычно в футере сайта любят дублировать меню из шапки. Не надо так. Это делает футер перегруженным и огромным. Хорошим тоном будет разместить расширенное меню, если в шапке указали только основные разделы.
Футер — лишь небольшая часть сайта, но не самая простая, нужен комплексный подход ко всем решениям, обращайтесь за разработкой сайта к TexTerra».
1. Как добраться до офиса компании
Вы можете помочь потенциальному клиенту, если сделаете в подвале интерактивную карту, которая покажет, где именно находится ваш офис.
Карточных сервисов сегодня очень много, но главные — это Google Maps и «Яндекс.Карты». Выбирайте то, что больше подходит вашей компании.
2. Copyright
Знак копирайта демонстрирует каждому посетителю, что сайт защищен авторскими правами, копировать его запрещено. Зачем это нужно?
Благодаря этому символу в случае воровства с вашего сайта какой-то информации, юридически вы будете иметь преимущество: серьезные сайты точно обратят внимание на такой запрет и не будут копировать информацию. Выглядит копирайт в футере следующим образом:
3. CTA / форма подписки
CTA или call-to-action – это, в широком смысле, триггер, который помогает целевому посетителю совершить конверсию. В подвале такой призыв будет очень кстати:
Хорошо добавить к окошку на подписку форму на соглашение на обработку персональных данных:
В качестве призыва к действию может выступать абсолютно любая форма обратной связи. Не только форма на email-подписку, но и форма: «Мы вам перезвоним».
Не забывайте и о призыве к действию. Например, вот такому:
Естественно, форма обратной связи должна быть не только в подвале, но и на самом верху страницы. А в футере вы можете «дожать» посетителя, если главная форма сбора данных по каким-то причинам не сработала.
4. Документы, демонстрирующие конкурентные преимущества компании
В качестве таких документов могут выступать сертификаты и призы, которые в разное время получала ваша компания. Такие документы являются важным преимуществом и помогают отстроиться от конкурентов.
Хорошо работает информация о партнерстве с каким-либо крупным игроком отрасли или рынка.
В общем, Footer — идеальное место, чтобы рассказать о достижениях компании:
5. Кнопки соцсетей
Разместите в подвале кнопки самых популярных в вашем регионе социальных сетей и не забывайте вести там страницы. Контент на них, естественно, должен быть максимально полезным и качественным.
Важно! Помните, что иконки запрещенных в РФ соцсетей «Инстаграм» и «Фейсбук» теперь нельзя использовать. Это может расцениваться как правонарушение по статье 20.3 КоАП РФ и грозит штрафом.
Вот пример футера популярного российского издательства, который содержит ссылки на разные соцсети, а также проекты издательства:
6. Новые страницы
Сегодня даже коммерческие сайты имеют небольшие блоги. Объясняется это огромным потенциалом контент-маркетинга. Подвал сайта может стать отличным местом для «рекламы» статей, уже опубликованных на сайте. Выглядит это следующим образом:
Если новые посты на вашем сайте выходят редко, в футере можно размещать ссылки на самые трафиковые статьи или на разделы блога:
7. Sitemap
Подвал — идеальное место, чтобы оставить ссылку на карту сайта. Небольшой бонус от размещения карты сайта в футере — ускорение индексации ссылок, содержащихся в ней, так как футер краулеры сканируют в первую очередь.
8. Поисковые фразы
В подвале можно разместить пару ссылок, имеющих анкор в виде ключевой фразы. Можно использовать высокочастотную фразу, по которой вы планируете продвигаться или уже продвигаетесь. Но действуйте максимально аккуратно. Ведь переспам ключевыми словами очень вреден для сайта: поисковые системы легко обнаруживают такие признаки и могут пессимизировать сайт.
9. Privacy
В связи с последними изменениями в законе о персональных данных каждый российский сайт должен публиковать политику конфиденциальности. Формальность, но ее необходимо придерживаться. Можно разместить ссылку на документ в подвале:
10. Блок «О нас»
Подвал — хорошее место, чтобы разместить ссылку на страницу «О компании»:
Некоторые сайты размещают сокращенную информацию о компании прямо в подвале. Это не совсем корректно, так как общее количество символов в футере не должно превышать 500. Лучше потратить символы более рационально, сделав акцент сразу на нескольких полезных ссылках, а не исключительно на рассказе о компании.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки сайтов TexTerra: «Клиенты часто хотят видеть в футере своего сайта свой логотип. Мы стараемся отговорить от такого решения — это избыточно и было популярно лет пять назад. На современных сайтах шапки с логотипами либо прикреплены к скроллу и всегда видны пользователю, либо услужливо появляются, как только пользователь начинает скроллить страницу вверх».
11. Поисковая строка
Поиск по сайту актуален практически для всех видов сайтов. Но есть региональные особенности.
На российских сайтах поисковая строка располагается в подавляющем количестве случаев в шапке. В подвале ее размещают американские и европейские компании. Поэтому, если ваш сайт имеет международную направленность, стоит учесть этот момент и подумать о поисковике в подвале.
12. Обратная связь
Если вы размещаете контактные данные в подвале, убедитесь, что они добавлены в микроразметку. Благодаря этому поисковые роботы смогут отличить контактные данные от других типов данных и, возможно, ваш сайт получит определенные бонусы в ранжировании.
Хорошо, если почтовый адрес вашей компании совпадает с фактическим. В таком случае его точно можно разместить в подвале:
13. Главные разделы сайта
Ссылки на них должны присутствовать в подвале, так как их наличие улучшает навигационный элемент сайта.
В футере особенно уместны будут ссылки на следующие страницы:
- условия доставки;
- способы оплаты;
- каталог товаров;
- отзывы;
- тарифы;
- информация для СМИ;
- календарь;
- пользовательское соглашение.
14. Быстрый вход
Если на вашем сайте используется авторизация, ссылку на вход разумно разместить и в подвале:
15. Нестандартные функции: примеры
Посмотрим еще на несколько необычных функций в футерах. Например, вот интерактивный футер, который показывает не только время, но и погоду:
Футер с техническим уклоном (много справочных ресурсов, технических ссылок и отдельный раздел для разработчиков):
Красивый слоган в подвале:
Анонсы новых статей в ярком слайдере от Loreal. Слайдер каждый раз генерирует ссылку на новый материал в блоге.
Акцент на события в жизни компании:
Коротко о главном
Подытожим главное. Вот три фактора, которые помогут прокачать продуманный футер:
- SEO. С точки зрения поисковой оптимизации нижний колонтитул можно использовать для размещения ссылок на самые важные страницы сайта. Это полезно и для краулеров ПС, и для пользователей.
- Навигация. Нижний колонтитул используется для предоставления дополнительных возможностей навигации (ссылки на разделы сайта, например). Особенно подвал выручит, когда нужно разместить ссылку на информацию, которая не является основной (условия предоставления услуг, политика компании, о компании и так далее).
- Укрепление доверия пользователей. В подвале можно разместить сертификаты, призы. Документы покажут, что компания/сайт являются законными, белыми и заслуживающими доверия.
Читайте также:
Как увеличить конверсию рекламных кампаний: боремся с низким CTR и отказами
Шаблон или уникальный дизайн: что выбрать для сайта
Как запустить вирусную видеорекламу: 7 составляющих вирального ролика