Лишь 37,5% жителей России старше 15 лет умеют копировать файлы. Устанавливать программы — 5,5 %. Прикреплять файлы к e-mail — 42,2%.
Забавно каждый божий год наблюдать результаты отечественных опросов, во время которых граждан на полном серьезе спрашивают: «Доверяете ли вы информации, размещенной в интернете?». Это нужно постараться, чтобы настолько некорректно формулировать вопрос снова и снова.
Все равно что пытать публику: «Доверяете ли вы информации, которую вам сообщают люди?». Что ответит на него средний россиянин, изображая на физии недоверчивый прищур? Примерно следующее: «Какие такие люди? Ежели родственники — это одно. Соседи — совсем другое. Сослуживцы — третье, друзья — четвертое, а вот эти из телевизора — оно, конечно, пятое. И вообще, кто спрашивает?»…
В реальной социальной жизни россияне используют косой и кривой, но все-таки действующий институт репутации, но когда они попадают в Сеть, то большинство блуждает в информационно-технологическом тумане без ориентиров. «В интернете написано», «в интернете прочитал» — такое можно услышать сплошь и рядом.
Замечательно, что на результаты опросов на тему «доверия к информации, размещенной в интернете» с уверенностью опираются чиновники, солидный бизнес, и, в частности, отрасль, привыкшая называть себя «Диджитал». Все с размахом разрабатывают стратегии, контент-планы, рекламные «воронки», витая в цифровых облаках.
Меж тем на поверхности, никем не скрываемые, лежат удручающие данные о том, что россияне имеют слабую цифровую грамотность. В большинстве своем люди не понимают, из какого источника черпают информацию онлайн. Они неспособны отследить первоначальную точку возникновения сообщения, не имеют привычки и даже потребности проверять репутацию источника.
Рискнем утверждать, что такое положение дел вызвано, в первую голову, слабым распространением собственно компьютерной грамотности, из которой вытекает фундаментальное непонимание людьми того, как работает интернет, — причем, при ежедневном его использовании.
Представителям узкого в масштабах страны круга отечественных айтишников, работников «Диджитал» и СМИ трудно поверить, что рядом с ними бытует массовая «цифровая дремучесть». И соседствует с новым явлением — разочарованием в цифровизации. Но обратимся к научным данным…
Почти 60% взрослых россиян беспомощны в «Цифре»
Обратимся к солидному сборнику «Россия реформирующаяся-2022», который ежегодно выпускает Институт социологии Российской академии наук. В нем есть раздел о цифровых навыках граждан РФ, опирающийся на исследования Высшей школы экономики, проведенные в 2021 году.
Напомним, тогда в России спешно внедрялись практики частично и полностью удаленной работы — к этому вынудила опасная эпидемия Covid-19 и связанные с ней локдауны. На этом фоне цифровая грамотность граждан начала улучшаться. Но значительного качественного скачка не произошло. Посмотрим на оценку распространенности в России цифровых навыков, которую приводит Институт социологии РАН. Она шокирует.
Среди россиян старше 15 лет простейшее действие «прикрепление файлов к письму по электронной почте» способны совершить только 42,2%. Копировать и перемещать файлы и папки умеют 37,5%. Только 5,5% в состоянии находить, загружать, устанавливать и настраивать компьютерные программы. Лишь 2,5% могут установить операционную систему.
Вот более подробные данные:
Тот же ежегодник Института социологии РАН сообщает нам, что в 2019 году долю населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики, оценивали всего в 27%. Оценка была опубликована в государственном Паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
«Паспорт» давал прогноз роста доли граждан с необходимыми цифровыми навыками — в 2022 году до 36%, в 2023 году — до 38%. Прогноз очень умеренный, даже консервативный, и он, по всей видимости, оправдался. Массовый россиянин остается либо почти беспомощным, либо очень неуверенным пользователем компьютерной и, шире говоря, цифровой среды.
В цифровом мире мало человечности. Он непонятен, люди не хотят учиться цифровым навыкам
В исследовании «Критерии и показатели антропологической адекватности цифровизации в России» сотрудники Института научной информации по общественным наукам РАН (Москва) и Юго-Западного государственного университета (Курск) сообщают, что расширяющаяся цифровая среда несет риск расслоения общества по принципу интеграции в нее разных групп граждан.
Проведя в 2021 году онлайн-опрос и полевое исследование, авторы научной работы пришли к выводу, что человечность российской цифровизации может высоко оценить только уверенный IT-пользователь. Цитата: <Для общества в целом> «…уровень антропологической адекватности цифровизации в России довольно низкий».
Ученые обнаружили, что, независимо от места жительства, возраста, пола и уровня дохода, россияне редко посещают интернет-платформы, помогающие получить новые навыки и профессии, или даже совершенно игнорируют их существование.
Также непопулярны в РФ общественно-политические платформы — «Активный гражданин», «Российская общественная инициатива» и другие. Отечественные интернет-пользователи всему вышеназванному предпочитают неформальное общение в социальных сетях.
Россияне из всех факторов, содействующих цифровизации, главным называют пандемию Covid-19. Она их заставила кое-чему научиться.
За три года (2019-2021) цифровые технологии заметно изменили повседневную жизнь 42% опрошенных, а у 20% респондентов — изменили кардинально. Вместе с тем:
«Оптимистическое чувство цифрового благополучия чаще демонстрируют молодые (до 30 лет) жители мегаполисов со специализированным IT-образованием, обеспечивающим им довольно высокий уровень дохода».
Чем старше респонденты, чем более далеки они от IT, тем сильнее выражен у них цифровой пессимизм. Хуже всего оценивают техно-будущее малообеспеченные лица старшего и пожилого возраста, слабо владеющие компьютером и проживающие в сельской местности.
Большинство опрошенных россиян самым значительным препятствием для успешной цифровизации считает «технологическую отсталость».
Отчетливо видна зависимость: чем активнее действует респондент в Сети (работает, общается, развлекается или занимается покупками), тем выше его уровень цифрового доверия.
Однако опрошенные «…осознают недостаток своих умений и знаний пользования интернет-сервисами, цифровой грамотности в целом и связывают с ним низкую удовлетворенность цифровизацией».
Расслоение россиян на «цифровых» и «аналоговых» уже наступило
Ученые считают, что в России для улучшения показателя человечности (антропологической адекватности) цифровизации требуется:
- повысить уровень жизни и цифровых компетенций пользователей;
- реализовать государственную программу, направленную на усиление безопасности и надежности цифровых ресурсов.
Не нужно быть пророком, чтобы понимать — ничего из этого в ближайшие годы не случится.
Следовательно, российское общество и дальше будет двигаться по пути сегрегации по принципу «цифровизированности» человека — на рынке труда, в потребительской сфере, в сфере образования, и далее — везде.
Блага цифровизации продолжит получать меньшинство. Вероятней всего, бенефициаром техно-расслоения останется немногочисленная российская молодежь. Отчасти она будет втягивать в орбиту будущего старших родственников.
Немногие умственно гибкие россияне в возрасте 40-50 лет получат цифровые навыки, в том числе профессиональные, — под давлением требований рынка труда. И даже смогут сносно зарабатывать, потому что дефицит молодых кадров будет сохраняться еще годы и годы.
Однако, как отмечалось выше, интерес к новым образовательным интернет-платформам в России невелик. Массовой добровольной цифровизации людей старше сорока ожидать не приходится.
Возможно, образовывать россиян выгодно частному бизнесу
Вынесенная в подзаголовок мысль поначалу кажется вздорной. Бизнесу, ведущему рекламные кампании в интернете, наоборот выгодна неполная цифровая грамотность потенциальных клиентов.
Это очень удобно, когда аудитория не состоянии ранжировать источники информации о товарах и услугах по качеству, не способна адекватно сравнивать цены, слабо ориентируется в релевантности онлайн-отзывов, принимает образцы контент-маркетинга за «правдивые» сообщения СМИ или блогеров, а сообщения СМИ — за «проплаченную лапшу на уши».
Выгодно, когда мнение потребителей о чем угодно складывается на основе неуверенного «В интернете написано». Однако эта выгода уже уходит – в российском обществе назревает разочарование в цифровизации, развивается цифровой пессимизм и специфическое техно-недоверие.
Добавляют черных красок и резонансные скандалы, связанные с деятельностью самого интернет-бизнеса. Например, развивающаяся прямо сейчас история противостояния маркетплейса Wildberries и его партнеров, которая, несомненно, затрагивает рядовых потребителей…
Думается, в среднесрочной и долгосрочной перспективах российскому бизнесу выгодно не допустить массового разочарования в цифровизации со стороны россиян. Логично было бы приложить все усилия к тому, чтобы хотя бы частные интернет-сервисы стали человечными и ответственными, а их пользователи повысили свою компьютерную и в целом цифровую грамотность.
Иначе мы возведем еще одну стену, разделяющую граждан России в дополнение ко всем существующим, — стену цифровой сегрегации и недоверия.
Читайте также:
Они хотят трэша – так зачем автору сохранять порядочность?