Разброс возможностей по заработку большой и зависит от того, работаете ли вы в агентстве, штатным пиарщиком в компании или самостоятельно ведете клиентов. Большое значение имеет и ниша, в которой вы трудитесь, KPI, сложность реализации.
Профессия пиарщик относительно молодая на рынке труда: ее утвердили на законодательном уровне в 2003 году и назвали «Специалист по связям с общественностью». Сколько сегодня зарабатывают эти специалисты? Отвечают эксперты PR-студии ЛЮДИ.
Найм: работа в PR-агентстве
PR-агентство – это то место, где начинают свою карьеру почти все PR-специалисты. Это возможность сразу и с головой погрузиться в профессию, несмотря на то, что все коммуникационные агентства очень разные и у каждого своя специфика. Начинать работу в PR-агентстве можно и без опыта – с должности ассистента. Как правило ассистенты занимаются рассылками, мониторингом, ведением базы СМИ. До прямого общения с клиентами и журналистами их не всегда допускают.
Минимальная зарплата помощника PR-менеджера на сайте hh.ru составляет 27 500 тыс. руб. (данные портала Trud.com, октябрь 2021). В среднем по Москве – 38 651 руб.
Работая в PR-агентстве, довольно быстро можно вырасти до должности PR-менеджера с зарплатой от 60 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц. В нашем агентстве (PR-студия «ЛЮДИ») пиарщики получают 50–80 тыс. руб. в зависимости от загрузки и «сложности» клиента. Мы разделяем экспертов «легких» и «сложных» ниш. К первым относятся психологи, диетологи, стилисты, эксперты красоты, врачи. Спрос в СМИ на таких экспертов стабильно высок. В стандартный функционал пиарщика входит: ведение баз СМИ, разработка и инициирование тем публикаций, написание новостей, постановка ТЗ копирайтеру и др. К «сложным» нишам относятся экономисты, инвесторы, юристы, предприниматели, эксперты по недвижимости или IT. Они стоят дороже и пиарщик, который ведет такого эксперта, получает доплату.
В пиаре очень большая вилка. Доход зависит от того, в какой отрасли работает человек и что конкретно делает. Базовые функции, типа рассылок релизов и комментариев, не могут стоить дорого. Ассистенты получают 30–40 тыс. руб. Зарплата директоров по IR (связи с инвесторами, или Investor Relations) доходит до 30 млн руб. в год плюс бонусы. Так, свой профессиональный путь я начинала еще в конце 1990-х годов в новосибирском агентстве по организации деловых мероприятий с зарплатой 5 тыс. руб.
Примеры зарплат в PR-агентствах
-
Вакансия стажера (младшего PR-менеджера) в PR-агентстве «Сокур и Партнеры» – 30 тыс. руб. Однако, несмотря на слово «стажер», в описании вакансии требуется, чтобы соискатель не менее одного года проработал на стороне коммуникационного агентства.
-
Зарплатная вилка у вакансии ассистента PR-менеджера в коммуникационном агентстве Fresh Russian Communications составляет 30-45 тыс. руб. Такое разброс обусловлен, в том числе, и тем, что среди жестких требований к соискателю – уверенное владение английским языком, который в данном агентстве является рабочим: почти все клиенты – европейские компании.
-
Вакансия ассистента PR-менеджера в коммуникационной группе «Орта» – от 40 тыс. руб. За эти деньги работодатель будет рад кандидату с высшим образованием (незаконченным высшим) по направлениям «Связи с общественностью», «Журналистика», «Международные отношения» (первая строка в списке требований), а также со свободным владением английским.
-
Вакансия ассистента PR-менеджера в коммуникационной группе RBTL – до 50 тыс. руб. Работодатель требует идеального (именно так) знания русского языка.
-
Вакансия PR- и аккаунт-менеджера в PR-агентстве 2L отличается ставкой от 110 до 200 тыс. руб. на руки. Такой уровень дохода, который явно выше среднего по рынку, обусловлен тем, что компания специализируется в узкой нише: на продвижении IT-брендов и компаний (среди ее клиентов – высокотехнологичные стартапы и крупнейшие мировые компании из списка Fortune 500). Так, согласно описанию вакансии, менеджер должен хорошо разбираться в IT СМИ, сопровождать одного или несколько клиентов агентства в PR-проектах, и помимо этого вести бюджет, выполнять финансовый план, в частности по дополнительным продажам проектов и услуг, руководить командой. Другими словами, позиция подразумевает расширенный мультифункционал пиарщика, маркетолога, продажника, руководителя рабочей группы.
Плюсы работы в PR-агентстве
-
Фиксированная зарплата, возможность получать премии.
-
Быстрый профессиональный рост. Человек попадает в среду пиарщиков, единомышленников: это как эффект синергии.
-
Возможность «прокачать» свои навыки в разных отраслях: IT, банки и финансы, благотворительность и другое. Если мы говорим о PR личных брендов (психологов, стилистов, маркетологов), менеджер быстро погружается в данную сферу «с головой».
Минусы работы в PR-агентстве
-
Клиенты, которых выбираешь не ты. Если менеджеру достаются клиенты, сфера которых ему не особо близка или не интересна, приходится выходить из зоны профессионального комфорта.
-
Стрессовая многозадачность. Пиарщик в агентстве должен быть мастером на все руки. Обзванивать журналистов для приглашения на мероприятие, искать нужные тезисы для очередной статьи, инициировать темы публикаций – это лишь малая часть обязанностей, а список прочих обязанностей может показаться бесконечным.
-
Высокий риск выгорания. Работа по найму предполагает жесткие дедлайны, множество обязанностей, постоянное внутреннее напряжение, контакты с людьми. Это постепенно приводит к профессиональному выгоранию.
Подмечено в профессиональной тусовке: многие, кто более 10 лет проработал в PR, уезжают жить подальше от больших городов, к морю или в горы.
Найм: работа в компании
Второй вариант работы по найму – PR-специалист внутри какой-либо компании. По сравнению с агентством тут у пиарщика один единственный клиент и ему зачастую приходится удовлетворять вообще все потребности в продвижении, которые есть у бренда: SMM, работа с блогерами, настройка трафика, работа с репутацией в сети, BTL и многое другое. Все эти по сути совершенно разные профессии объединяются в одну и называются гордо – пиарщик.
Разброс зарплат может быть широким, поскольку ее устанавливает сам работодатель. В крупной компании зарплата вполне может достигать 100–150 тыс. руб. в месяц.
Примеры зарплат пиарщиков в компаниях
-
Вакансия PR-менеджера в Благотворительном фонде «Свет в руках» – 50 тыс. руб.
-
Bакансия менеджера по рекламе и PR в компании «Школа сноуборда и горных лыж AllPro» – 70 тыс. руб. Однако в данном случае работодатель в одну вакансию интегрировал функционал и пиарщика, и SMM-щика, и маркетолога.
-
Вакансия менеджера по связям с общественностью в компании Bosco di Ciliegi (главный акционер московского ГУМа и владелец сети магазинов, продающих одежду и предметы роскоши). Заявленный уровень оплаты труда составляет до 130 тыс. руб. В этой хитрой формулировке нужно понимать, что реальная зарплата может едва дотягивать до 90–100 руб. Одно из обязательных требований к соискателю – опыт аналогичной работы в сфере fashion retail от трех лет.
Также есть возможность возглавить PR-отдел в рамках крупной организации.
-
Вакансия PR-директора в международной компании FUNCORP (разработка развлекательных технологичных UGC-сервисов, которыми ежедневно пользуются миллионы людей по всему миру. UGC – от англ. user-generated content – контент, создаваемый пользователями, а именно посты, комментарии, отзывы, обзоры, рейтинги, различные оценки и другое). Заявленная зарплата – 312 тыс. руб. до вычета налогов. Среди требований к соискателю: развитие и продвижение HR-бренда компании, планирование и реализация PR-кампаний под ключ, разработка и проведение корпоративных мероприятий, ведение соцсетей, работа с мерчем. Среди прочего компания предлагает офис в центре Москвы, бесплатное питание, расширенный пакет ДМС, компенсацию оплаты фитнеса и отдельно подчеркивает, что сотрудникам предоставляется не какая-нибудь техника, а именно Apple.
-
Вакансия PR-директора в детском хосписе «Дом с маяком» – от 70 тыс. руб. Среди обязанностей: управление пресс-службой фонда, формирование коммуникационной стратегии, ведение контент-планов по публикациям на сайте и в соцсетях.
Плюсы работы в компании
-
Стабильность в квадрате. Специалист подписывает оффер с фиксированной зарплатой. Если это ассистент, то у него появляется возможность вырасти через пару лет до PR-менеджера. Приятные бонусы – ДМС, оплата питания, фитнеса (в зависимости от уровня компании).
-
«Сладкая» позиция – работа на стороне клиента. PR-отдел в большой компании часто делегирует проекты стороннему PR-агентству, что разгружает специалиста и дает возможность сосредоточиться на других важных задачах – разработке PR-стратегии, подготовке интервью, срочных комментариев и других материалов с руководством или топ-менеджментом компании (к которым у него есть непосредственный доступ, в отличие от работников дистанционного агентства).
-
Пиарщик не несет ответственности за продажи (если нет совмещения с вакансией маркетолога). Хороший PR-специалист может принести прибыль компании в долгосрочной перспективе, усиливая ее позиции на рынке, но он не отвечает напрямую за объем реализуемой продукции.
Минусы работы в компании
-
Вечная борьба с внутрикорпоративными стереотипами о пиарщиках. Частая история, когда PR-отдел или департамент воспринимают как «собаке пятая нога». Чем занимаются эти специалисты – для других сотрудников тайна, покрытая мраком. Из-за чего очень часто пиарщики чувствуют себя ненужными, обесцененными.
-
Чрезмерный бюрократизм больших организаций. Написать новость, согласовать ее сначала у зама, потом у начальника отдела и еще у пятерых человек – обычный квест пиарщика.
-
Меньше творческой работы. Креативные идеи и творческие замыслы, особенно смелые, часто не проходят этап согласования, из-за чего так и остаются в «долгом ящике».
Фриланс
Когда опыт и контакты уже наработаны, пиарщик начинает воспринимать себя как профессионала. Плюс профессии в том, что можно выбирать нишу, которая по душе. Есть ребята, которые тяготели к актерскому миру: они взяли и открыли PR-агентство, в котором клиенты – актеры и мероприятия сферы театра кино. Другие ушли в музыку и шоу-бизнес, третьи – в фэшн или психологию.
Но фрилансер сам вынужден искать себе заказчиков. А это значит, он должен научиться выстраивать отношения не только со СМИ или инфлюенсерами, но и с потенциальными клиентами.
Доход зависит от средней стоимости ваших услуг, умноженной на количество клиентов. Например, если вы ведете трех клиентов по средней стоимости услуг 50 000 руб. в месяц, то ваш доход составит 150 000 руб. в месяц, если 5 клиентов – 250 000 руб. Дальше все упирается в KPI, то есть в количество публикаций либо эфиров на ТВ и радио, других активностей: конференций, мероприятий, коллабораций, которые должен организовать специалист. KPI при таком ценнике может варьироваться от 3 до 10 активностей в месяц.
Фриланс дает свободу, возможность работать из любой точки мира. Всегда считалось, что PR-специалист – профессия офисная, но коммуникация со СМИ давно перешла в онлайн. Сейчас почти всё (комментарии, интервью для ТВ, подготовку текстов) можно делать удаленно. Даже на ТВ могут принять видео, которые вы сняли на телефон. Достаточно просто иметь телефон с качественной камерой.
Фрилансеру важно заработать репутацию не только своим клиентам, но и себе. В зависимости от развития карьеры ценник увеличивается. Стоимость услуг «топовых» пиарщиков начинается от 100–150 тыс. руб. Например: вакансия PR-директора в сегменте HoReCa обещает доход 100 000 – 150 000 руб.
Стоимость услуг может меняться в зависимости от сложности производства материала и рейтинговости издания. Например, производство (написание) колонки в РБК или Forbes будет стоить дороже, чем в районную газету.
Есть отличия заработков и в нишах, в которых работают эксперты (сейчас речь о продвижении личных брендов). Например, темы и ниши, которые касаются нас всех (психология, отношения, воспитание детей, красота и здоровье), могут приносить пиарщику меньше денег, так как специалистов в этих областях больше. Более сложные, узкие и бизнес ориентированные ниши (бизнес, маркетинг, IT, недвижимость и прочее) обещают более высокие доходы.
Любой нестандартный запрос или разработка креатива (коммуникационной стратегии с ее последующей реализацией) обойдутся дороже, чем просто инициирование публикаций.
Освещение мероприятий, приглашение звезд, прессы и блогеров приносит от 150 000 руб.
Комплексное продвижение бизнеса в СМИ обещает примерно такой же доход: от 120–150 тыс. руб. за одного клиента.
На фрилансе можно зарабатывать от 90 до 250 тыс. руб. в месяц. Но важно помнить: клиенты уходят по самым разным причинам. Поэтому необходимо обеспечить их постоянный приток. Это не сложно, если вы качественно выполняете свою работу – сарафанное радио запустится сам собой.
При работе «на дядю» ответственность и риски берет на себя работодатель. На фрилансе все радости, но и все проблемы, уже будут вашими.
Плюсы фриланса
-
Сам себе хозяин. Фрилансер может сам выбирать клиентов, договариваться о цене, регулировать степень совей занятости и уровень заработока.
-
Возможность выбрать интересную для себя нишу. Например, можно работать только с психологами или актерами. Фрилансер сам определяет направленность своей деятельности.
-
Свобода перемещения. Специалисту не нужно приезжать в офис. Можно работать удаленно, находясь в любой точке мира.
Минусы фриланса
-
Финансовая непредсказуемость. Сегодня есть клиенты, а завтра половина их уйдет. Если кому-то не понравится работа специалиста, о нем могут распространяться плохие отзывы, и заказчиков будет уже трудно найти.
-
Начинающему фрилансеру меньше доверия со стороны журналистов. Агентство следит за репутацией, а новый для журналиста человек может и подвести.
-
Необходимость брать на себя все возможные функции. В компании или агентстве задачи распределяются между сотрудниками. Одиночке даже низкоквалифицированную работу приходится выполнять самому.
Обучение
Выучиться на PR-специалиста сегодня можно, например, в онлайн «Школе пиарщика» Дарьи Осиповой (стоимость обучения составляет от 37 тыс. до 47 тыс. руб., а продолжительность обучения – два месяца; курс состоит из 7 модулей). Также можно пройти курс Skillbox «Профессия PR-менеджер» (полную стоимость нужно запрашивать у организаторов, при этом рассрочка на два года подразумевает ежемесячные выплаты в 8 315 руб. в месяц (199 560 руб. за весь период); курс состоит из 49 модулей). Еще один вариант – курс «Эффективный PR: стратегии и инструменты» при МГТУ им. Баумана (стоимость – 15 250 руб.; о длительности обучения нужно справляться у организатора; на один материал отводится 24 академических часа).