Вы сделали забавную фотографию, выложили ее в соцсеть – а потом обнаружили, что она завирусилась. Сначала это кажется забавным. Но потом снимок начинают использовать даже крупные компании – естественно, без разрешения и без выплаты вам гонорара. Это произошло с героями нашей статьи.

Как любовь к стритфуду сыграла злую шутку

Возможно, вы уже видели эти две фотографии – например, в сообществах, посвященных шаурме.

Снимки, которые стали вирусными

Автор фотографий недавно рассказал в своем Twitter их историю: они с подругой сделали случайные фото – а потом эти изображения стали использовать все.

Оказалось, снимкам уже шесть лет

Василий, известный в Twitter под ником Мурбанистика, рассказал TexTerra подробности: «Мы с подругой учились в одном университете и жили в соседних районах, поэтому после учебы ехали вместе домой на электричке в Зеленоград. Решили перекусить, взяли на Ленинградском вокзале шаурму. У меня оказалась с собой камера, и я предложил сделать пару фотографий. Получилось около десяти разных снимков, но мы отобрали и выложили в соцсети два: я опубликовал их во “ВКонтакте”, подруга, кажется, – в Instagram. А еще закинули их в группу “Красивые девушки и шаурма” во “ВКонтакте”».

Сообщество было запущено 29 мая 2015 года, и сейчас у него более 28 000 подписчиков. Оба снимка до сих пор есть в альбоме «Лучшее», один из них – на его обложке. А другой в феврале 2016 года сделали аватаркой паблика.

«В какой-то момент не заметить, что фотографии используют все, стало невозможно. Бум случился, когда Собянин начал сносить ларьки у метро и пользователи Рунета стали переживать о судьбах шаурмы. Тогда, кажется, и “Газета.ru” использовала одно из фото, и даже Aviasales на своем лендинге “куда можно слетать, чтобы поесть шаурму”», – рассказал Василий.

«Газета.ru» указала авторство, но Василий утверждает, что разрешения на публикацию у него не спрашивали

Напомним, в феврале 2016 года власти Москвы обещали убрать с улиц палатки и киоски с шаурмой. Но когда поднялось недовольство, от идеи отказались, а глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк заявил, что речь шла о конкретном ларьке.

На волне обсуждений Aviasales запустил сервис Shaurmaps («Карта шаурмы») – карту заведений по всему миру, где можно купить шаурму. Там были указаны адреса этих заведений и стоимость перелета до нужного города. Подобрать билеты на самолет тоже можно было прямо на сайте. В списке оказались как российские города вроде Санкт-Петербурга и Сочи, так и зарубежные, например, Барселона, Бангкок.

Сейчас сайт не активен, но скриншоты разошлись по соцсетям

Василий заявил об авторстве на фотографию в своих аккаунтах в соцсетях, и в Twitter авиакомпания ответила. Общение принесло результат – это был единственный раз, когда Василию заплатили за снимок (правда, сколько именно, фотограф не раскрывает).

Самое популярное фото России с шаурмой – антикейс автора, который не получил ни рубля

Возможно, ему стоило бы заявить об авторских правах и в других случаях, потому что фотографии стали попадать в подборки, паблики. Однажды одна из них была использована для наружной рекламы киоска с шаурмой. За нее ни фотограф, ни модель тоже ничего не получили.

Это только часть сайтов, на которые ведет «Яндекс» при поиске по картинке
По словам фотографа, на стоки он снимки не выкладывал – их просто взяли из соцсетей.
Пользователи кидают в комментарии к твитам Василия рассказы о похожих случаях
Пользователи кидают в комментарии к твитам Василия рассказы о похожих случаях
Пользователи кидают в комментарии к твитам Василия рассказы о похожих случаях

Пользователи кидают в комментарии к твитам Василия рассказы о похожих случаях

Также фотограф поинтересовался у подписчиков опытом судебных разбирательств подобных историй.

Самое популярное фото России с шаурмой – антикейс автора, который не получил ни рубля

TexTerra Василий прокомментировал: «Разрешения, конечно, никто не спрашивал. Сейчас вижу много комментариев с советами защищать свои права, юристы предлагают свои услуги. Это был бы интересный прецедент, потому что фото действительно используется на десятках, если не сотнях ресурсов. Пока нет ни времени, ни особого желания, но попробовать любопытно, и это было бы красивое продолжение истории этих фотографий».

Что говорит закон?

Согласно ст.1259 ГК РФ, фотографии входят в перечень объектов авторских прав. Изображения в соцсетях тоже защищены законом об охране авторского права. Даже если специального знака, указывающего на авторство, нет.

Впрочем, ситуация неоднозначная – и это доказал недавний суд в Уфе:

В правилах пользования «ВКонтакте» сказано, что использовать контент других пользователей можно только для личных некоммерческих целей. При этом авторство должно быть сохранено. При обнаружения нарушения владелец может подать жалобу и, скорее всего, контент удалят.

А то, что снимки с шаурмой во многих случаях были использованы с целью рекламы, – нарушение закона. За это ст. 1301 ГК РФ предусмотрен штраф в размере от 10 000 рублей до 5 млн рублей. Как правило, суд взыскивает минимальную сумму – 10 000-20 000 рублей (об этом ранее рассказывал специалист по авторскому праву Денис Воробьев на основе своего опыта). Фотография, которая использована без разрешения фотографа, нарушает интеллектуальные права, предусмотренные частью 4 ГК РФ.

Пожалуй, одним из самых популярных блогеров, который часто судится из-за использования своих снимков, является Илья Варламов. Но исход дел не всегда оказывается в его пользу. Обычно если авторство не указано, суд взыскивает в пользу блогера компенсацию за нарушение прав.

В случае со снимками, на которых изображен человек, необходимо еще и разрешение того, кто на фотографии. Об этом говорится в ст. 152.1 ГК РФ. Так что в суд в данной истории могли бы подать оба – и фотограф, и девушка. Могли бы, но до сих пор не стали.

Пока же история получает продолжение в другом ключе.

По словам Василия, фото еще висит, но автор полагает, что в скором времени его удалят

История с Aviasales показала, что иногда все можно решить мирным путем, не доводя до суда, особенно, если компания заботится о своей репутации. Компания сообщила, что снимок им предоставил паблик. Однако в правилах «ВКонтакте» говорится, что другие пользователи получают неисключительное право на пользование контентом других только в личных целях. Следовательно, предоставлять фото Aviasales сообщество не имело право. Авторство остается за фотографом, а рекламную кампанию нельзя назвать личной целью. Это в теории.

На практике все может обстоять иначе. Так что, выкладывая свою фотографию или другую работу в паблик, стоит быть готовым к тому, что она может начать бродить по интернету и даже выйти в офлайн.

#
ВКонтакте Реклама
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.