Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Это дорого вам обойдется: отвечаем на 21 вопрос об авторском праве Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

... но если вы SMM-менеджер или редактор корпоративного блога – жди беды. Специалист по авторскому праву, юрист частной практики Денис Воробьев рассказал, что светит вашей компании.

Что мне будет за нарушение чужих авторских прав?

Вы можете по-разному нарушить авторские права и получить разное наказание:

  • нарушить неимущественные права. Взяли чужую фотографию, изменили ее, разместили в интернете и не указали авторство – платите компенсацию морального вреда (чаще всего эта компенсация составляет 10–20 тыс. р.).
  • нарушить права на использование произведения. Переработали чужие произведения (сразу несколько) и выдали за свои – платите судебную компенсацию в размере до 5 млн р. Меньше 10 тыс. р. за 1 украденное произведение вам не вменят – потратиться придется серьезно.
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

А что вообще такое авторское право?

Авторское право – это несколько прав в одном, а именно:

  • исключительное право на произведение (аналог права собственности);
  • право называться автором и право на указание своего имени как автора;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.

Это основные права. Бывают еще дополнительные, которые возникают в зависимости от ситуации.

Читайте также
6 сен 2023
1 299 920
Оформление страницы «ВКонтакте»: самый подробный гайд в рунете

Если группа или страница оформлены неудобно для пользователя, вы теряете потенциальных клиентов. Не надо так!

3 ноя 2023
1 142 718
Продвижение «ВКонтакте»: 20 советов и десятки полезных сервисов

«ВКонтакте» остался чуть ли не единственной живой соцсетью в России. Если вы вернулись сюда после лет пяти отсутствия, вам точно пригодится этот гайд: здесь многое изменилось.

12 фев 2024
1 067 600
Как сделать мобильное приложение самому – все варианты

Рассказываем про конструкторы приложений.

Авторское право появляется, когда Вы создали что-либо своим творческим трудом – фото, музыку, картину, видео. Специальных способов получения этого права не существует.

Однако условно можно приобрести часть исключительного авторского права у другого человека. Например, купить по лицензии фото, музыку или фильм и перепродавать их.

Значит ли это, что мне не нужно размещать на странице в соцсетях пометки, что все мои посты защищены авторским правом?

Право на произведение (фотографии, например) возникает автоматически с момента его создания.

Пометки размещать необязательно, но их наличие, конечно, даст понять и напомнит всем, что вы и есть истинный автор, и ваши права охраняются законом. Формально они ни на что не влияют и не защищают вас сами по себе ни от самих социальных сетей, ни от пользователей – по умолчанию никто не может использовать то, что создали вы, без вашего согласия.

Как доказать, что это произведение создал я?

Подтвердить наличие авторских прав можно техническими и правовыми способами, а именно:

  • сохранить или зафиксировать исходник с отображением даты, времени, места его создания;
  • задепонировать (это аналог банковской ячейки в электронном виде с выдачей свидетельства);
  • зарегистрировать товарный знак и / или наименование места происхождения товара;
  • получить патент на изобретение и т.д.

На территории каких стран действует авторское право?

У каждой страны есть свои законодательные нюансы и тонкости. Тем не менее, по общему правилу всех стран, без согласия автора, даже если он просто не ответил на ваш запрос, использовать результаты его труда запрещено.

Если я работал в компании дизайнером / фотографом / редактором / etc , авторские права на результаты моей работы принадлежат мне или работодателю?

Автором всегда будете вы как создатель или творец работы. Но права по перепродаже могут принадлежать вашей компании или третьему лицу (заказчику, например). Все зависит от того, оформлена ли передача исключительных прав на изображение от вас к компании или от вас / компании – к заказчику. Вот почему, например, важно после фотосессий подписывать акт приема-передачи фотографий и прав на них. Чаще всего, конечно, ни компании, ни частные специалисты так не поступают.

При каждой перепродаже произведений изобразительного искусства, рукописей литературных и музыкальных произведений вы как автор имеете право на процент дохода, если подписывали соответствующий договор – важно выяснять такие нюансы заранее.

Можно ли редактировать чужие произведения, если я указываю авторство?

Редактировать и использовать чужие произведения можно только с согласия автора (молчание или просто обнародование в интернете не считается согласием).

Однако редактирование в формате карикатуры или в жанре пародии возможно без всякого согласия. Также легко можно редактировать и использовать фото из публичных мест, фото публичных людей и, например, произведений искусства, доступ к которым не ограничен лицензией изначально (например, картины И. Айвазовского «Девятый Вал»).

Если я использую чужие картинки, но не зарабатываю на этом деньги, нарушаю ли я чьи-то права?

Без цели получать прибыль использовать чужие произведение можно. Если вы укажете авторство, то нарушать права создателя не будете. Учтите, что это работает, только если ваша площадка ничего не продает. Само по себе использование таких картинок, например, в бизнес-аккаунте Instagram уже предполагает коммерческую деятельность.

Требование автора об удалении его работы в любом случае будет правомерно.

Если статья размещена на сайте или странице компании в соцсетях, но ничего не продает, ее все равно можно считать коммерческой и накладывать ограничения?

Если компания ведет полезное бренд-медиа и не промоутирует свои или чужие продукты / услуги, то, думаю, ограничения не могут накладываться.

Претензии у авторов появляются, когда на их труде (произведениях) кто-то начинает зарабатывать, поэтому законом и предусмотрены штрафные санкции, в том числе в размере, кратном количеству незаконно проданного товара.

Я нашел классную картинку в Google или Pinterest, но там не указано авторство. Могу ли я использовать ее без указания авторства?

С точки зрения закона – не можете, потому что только автор дает согласие на использование. Все остальное нарушает его права. Как вариант – вы можете указать источник, откуда взята картинка.

Существуют сайты, на которых авторы выкладывают фото и разрешают их бесплатное использование, а взамен просят лишь указать их имя – такая ситуация соответствует закону.

Читайте также
Pixabay ушел из России: 44 источника для замены

Можно ли по договору передать права на свои произведения другому человеку или компании?

Да, возможно, например, по договору авторского заказа или по лицензионному договору.

Можно ли использовать чужую музыку у себя в магазине / на мероприятии?

Чужую музыку без согласия правообладателя можно использовать только для домашних и некоммерческих целей. На все остальное требуется согласие (лицензия) правообладателей. Существуют организации (например, Российское авторское общество), сотрудники которых ходят по заведениям и фиксируют такие факты, а потом выясняют, есть ли у организаций лицензия на использование материалов. Если нет, пишут претензию и требуют компенсации – это целый бизнес.

Можно ли использовать кадры из фильмов в статьях?

Если статьи преследуют коммерческую цель, то нельзя. Часто так бывает, что персонажи фильмов дополнительно защищены, например, товарным знаком, т.е. это бренд, с использованием которого потом создают продукты и получают дополнительную прибыль с продаж.

Можно ли использовать кусок чужого произведения (фрагмент картины или отрывок песни) в своих работах?

Если цель коммерческая, то нет. Если учебная, медицинская или личная, то возможно.

Если картина размещена в доступном для публики месте, то, например, ее фотографию использовать можно. Важно, что на фото это произведение не должно быть основным, а еще интернет не считается публичным местом – ограничений сразу стало на порядок больше.

Защищены ли авторским правом страницы в соцсетях?

Авторским правом защищены фотографии, музыка и видео. Зафиксированы ли они конкретно депонированием или защищены товарным знаком – знает только правообладатель и Роспатент (для РФ). А вот текст – это мнение или идея, которые законом не защищаются законом напрямую.

В статье 1259 ГК РФ защищаются «литературные произведения». Под это определение грамотный защитник может «подогнать» что угодно, в том числе посты в соцсетях.

Могу ли я требовать, чтобы люди удалили пост, скопированный у меня со страницы?

Требовать можете и даже писать администраторам об этом. Однако если из него взята суть, выжимка, содержание, идеи и отдельные фразы, то такое ваше требование необоснованно. К сожалению, идеи и мнения не охраняются законом.

Если я готов указать авторство, заимствуя чужую работу, нужно ли мне получать на это согласие автора?

Если цель действительно некоммерческая (научная, критическая, информационная, учебная, полемическая), вы можете цитировать любые произведения с указанием автора и источника цитирования, но без согласия создателя.

Тем не менее, в ст. 1229 и ст. 1233 ГК РФ указано, что при использовании чужих снимков всегда нужно получать на это письменное согласие автора. Можно даже в форме электронных писем и переписок в соцсетях.

Что делать, если я прошу мошенника удалить мое произведение, а он этого не делает?

Жаловаться администраторам сайта – пусть удаляют, блокируют. Если вопрос серьезный и денежный, то работайте по схеме «скриншоты – претензии – суды».

Как я могу защитить свое произведение в интернете?

Выбор способа защиты зависит от вида произведения и формы его использования (фото, музыка, видео или, например, обучающий курс). Самыми распространенными являются депонирование и регистрация товарного знака. Некоторые используют водяные знаки, метки или IT-способы (самый простой пример – это условный «запрет» на скачивание).

Как долго произведение может быть защищено авторским правом?

В течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Это правило жестко действует на произведения науки, литературы и искусства. По остальным произведениям сроки могут растягиваться, если права передавались от одного правообладателю к другому.

Правда ли, что использование небольшого музыкального отрывка. Защищенного авторского права, не будет считаться нарушением, и я могу его даже монетизировать (например, на YouTube)?

Законом не предусмотрено конкретно, сколько секунд чужого видео еще можно использовать, а сколько уже нельзя. По общему правилу, вы обязаны запрашивать согласие автора или правообладателя. Однако есть такие платформы, как YouTube, правила которых предполагают, что, если правообладатель загрузил свой ролик, значит, он автоматически дал всем согласие на его использование (со ссылкой на URL-адрес этого видео на YouTube).

Если я эти фотографии / видео комментирую как критик, это освобождает меня от последствий?

Да, освобождает. Законом (ст. 1274 ГК РФ) предусмотрены случаи использования чужого произведения, когда согласие автора спрашивать не нужно: в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных им произведений.

Послесловие

Авторское право и другие виды связанных с ним прав составляют огромный пласт законодательства и судебной практики (около 75 000 судебных решений уже есть в базе – это только по России). Поэтому, конечно, ответов на самые распространенные вопросы недостаточно, чтобы раскрыть весь объем информации по теме.

Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

28 мар 2024
115
Правила сетикета – какие они и почему важны для вашей компании

В виртуальном мире существуют особые правила общения, не соблюдая которые легко навредить своему бизнесу.

28 мар 2024
4 028
Миф про многозадачность: мозг не умеет так работать

Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!