Один из самых ярких трендов 2017 года — авторассылки «ВКонтакте». Да-да, это те самые убийцы email-маркетинга, идеальный инструмент для продаж в «ВК» и так далее.
На самом деле это классный инструмент, во многом похожий на email-маркетинг. С его помощью можно взаимодействовать с подписчиками так же, как в классических email-рассылках — привлекать, увеличивать доверие, продавать.
А вы еще не подписаны на нашу рассылку «ВКонтакте»? Подписывайтесь и получайте актуальные лайфхаки и кейсы по интернет-маркетингу.
Что же такое эти авторассылки «ВКонтакте»?
Сама по себе автоматическая рассылка — это сообщение, которое пользователь может получать сразу после подписки, в определенное время суток или через несколько дней после того, как оставит свои данные.
А автоматическая цепочка сообщений — несколько логически связанных посланий, имеющих определенную задачу (например, что-то продать).
Раньше автоцепочки писем использовались только в email-маркетинге. А теперь еще и «ВКонтакте».
Работают авторассылки так же — сообщество создает полезную рассылку и предлагает пользователям подписаться на нее. Подойдет следующий контент:
- ссылки на статьи или посты в группе, дайджесты,
- уведомления о старте распродажи или поступлении нового товара,
- бесплатные материалы для привлечения подписчиков — купоны на скидку, книги или уроки,
- анкеты,
- доступы к вебинарам.
Чтобы рассылка не превращалась в спам, «ВК» установил правило: ее можно отправлять только пользователю, подписанному на нее в приложении.
Есть способ обойти ограничение: в большинстве рассыльщиков можно добавить один или несколько ID пользователей «ВКонтакте» и подписать на свою рассылку вручную. Но это сработает только в том случае, если до этого человек писал в сообщения сообщества. Нет диалога — рассылку он тоже не получит. Имейте в виду, что это будет считаться черным методом, и за это могут заблокировать.
Первый шаг: выбираем приложение для рассылки
В «ВК» представлено несколько приложений.
1. Приложение для рассылок от Happy Santa
Бесплатное приложение для рассылки, которое официально признано «ВК». Из особенностей — простая установка и пользование. Также в нем нет возможности создавать цепочки автоматических сообщений. То есть приложение подходит только для новостных рассылок.
2. «Гамаюн»
Бесплатное приложение с рассыльщиком и панелью модератора группы. У приложения есть функционал создания обычных сообщений и автоматических цепочек, простая статистика, списки подписчиков.
3. Senler
Условно-бесплатное приложение, платные тарифы начинаются на рассылку от 2 000 сообщений в день. В приложении есть рассыльщик, статистика, планирование рассылки сообщений.
4. Gandy Mail
Платное приложение для рассылки сообщений во «ВКонтакте». Из особенностей — минимальное количество предоставляемых приложению прав, простой функционал, отдельная внешняя страница подписки и, самое главное, расширенные возможности персонализации (имя получателя).
Второй шаг: устанавливаем приложение в группу
Самый простой и доступный (а главное, бесплатный) — «Гамаюн». Будем настраивать рассыльщик на примере этого приложения.
Настроить рассыльщик в сервисе «Гамаюн» можно двумя способами, на сайте в самом приложении. В обоих вариантах функции практически одинаковы, за исключением статистики и панели модератора, которые есть только на сайте приложения. В приложении, установленном в группу, есть только рассыльщик.
Вот как выглядит приложение на сайте:
А вот как в самом приложении:
Чтобы настроить рассылку на сайте приложения, переходим на него и добавляем свое сообщество. Выглядит это так:
Устанавливаем само приложение в сообщество, как показано на картинке.
Изменяем настройки приложения. В разделе «Управление сообществом» находим пункт «Приложения», где выставляем удобные настройки.
- Желательно изменить название рассылки — по умолчанию указано, что это сообщения от «Гамаюн». Например, «Рассылка от (название группы)».
- Стоит протестировать название для кнопки подписки. Увы, но обычное «Подписаться» обезличено. Лучше выбрать более интересный вариант — «Узнавать о новых вебинарах», «Получать уведомления».
- Указать, что приложение могут видеть все пользователи.
- Указать, как будет выглядеть сниппет приложения в постах.
Переходим в сервис, находим кнопку «Настройки приложения» и делаем общее описание рассылки.
И вот как теперь это будет выглядеть:
Создаем группы подписчиков в сервисе приложения. Делаем это так, если на самом сайте:
Или так, если в самом приложении:
Какие темы можно создавать:
- Для автоматической цепочки. Их основная задача — отправить подписчику лид-магнит или купон на скидку, анкету на консультацию, а потом серию писем.
- Для вебинаров, семинаров или трансляций. Если вы регулярно проводите онлайн-трансляции, то всех подписчиков можно собрать в одну группу, и уведомлять о новом мероприятии автоматически.
- Классическую рассылку, новостную, которую отправлять по определенным группам подписчиков.
Темы — основной инструмент сегментирования. Вы можете собрать в одном приложении молодых мам и молодоженов, программеров и авторов статей, но указать для них разные темы подписки. И никто из них не получит нецелевую рассылку.
Третий шаг: делаем серию сообщений
Все настройки готовы. Теперь дело за цепочкой сообщений. Чтобы ее создать, выбираем нужную тему. Затем жмем на кнопку «Добавить сообщение» и добавляем контент.
На сайте:
В приложении:
Важно: в выпадающем меню счетчика видна возможность выбрать только 15 дней. На самом деле их больше. Достаточно ввести нужную цифру руками и нажать Enter.
По такой же логике строится вся цепочка. Первое сообщение приходит после подписки, второе — на следующий день и так далее.
Как выстроить логику сообщений для автоматической рассылки
С начала работы с рассылками «ВКонтакте» я все думала — как выстроить логику цепочки сообщений, чтобы ее читали? Подумала-подумала, и решили сделать так же, как и с email-сообщениями.
- Первое сообщение — лид-магнит.
Это может быть купон со скидкой на первую покупку, бесплатные материалы или приглашение на вебинар. Цель — заинтересовать потенциального подписчика, так как никто не подписывается на уведомления просто так.
У Marketing Gamers первое сообщение выглядит так:
У интернет-магазина «Мезонин Мебель» – так:
- Второе сообщение — польза.
Это может быть небольшая статья, бонусные материалы или видеоуроки.
В автоцепочке для бизнеса, продающего товар или услугу, еще можно и добавить информацию, увеличивающую доверие.
У Marketing Gamers второе сообщение выглядит так:
У интернет-магазина «Мезонин Мебель» – так:
Третье и последующие сообщения — строятся по аналогичному принципу, контент и обработка возражения, рассказ о компании.
Логика автоматической цепочки сообщений должна работать на знакомство с продуктом, увеличение доверия и сближение.
Как писать сообщения для автоматической цепочки
Так же, как и обычные сообщения. Но есть несколько тонкостей.
Первая — много не напишешь.
Это не email-маркетинг. Много написать не получится просто потому что это никто не будет читать, особенно без хорошего оформления. Если нужно выдать подписчику много информации, проще сделать вики-страницу или отдельную страницу, пост на собственном сайте.
Текст сообщения должен быть коротким. Максимум — пара экранов прокрутки.
Вторая тонкость — больше воздуха в оформлении сообщения.
Внешний вид сообщения должен быть воздушным. Это значит, что не нужно писать абзацы-кирпичи по 10 строк. Наоборот. Для удобства чтения нужно писать абзацами по 3-4 строки максимум.
Третья — сообщения нужно оформлять.
Но абзацы, полужирный или курсив добавить не получится. Вместо них можно пользоваться:
- Смайлами (нужно вставлять код), но без излишнего усердия. Например, смайлы-галочки.
- Знаками пунктуации. Очень выручат дефис и пунктир. Они помогают отделить части сообщения друг от друга и работают как подзаголовок или двойной абзац.
- Пустой строкой между абзацами, чтобы отделить блоки контента друг от друга.
К сообщению можно прикреплять вложения:
- Фотографии. В «Гамаюн» к одному сообщению можно прикрепить только одно фото. Поэтому вместо ссылки на альбом можно сделать коллаж из фотоотзывов.
- Видеозаписи. Единственное «но» — они размещаются некомпактно, по одной в строку.
- Товары из сообщества.
- Аудиозаписи из сообщества.
- Документы сообщества.
- Записи из сообщества. К сообщению можно прикреплять ссылки на любую запись сообщества.
Минус — прикрепить альбом не получится. Поэтому в сообщении нужно именно писать ссылку на альбом с отзывами и товарами.
Важно: вложения должны быть открыты для просмотра. Во время работы над клиентской автоматической цепочкой я прикрепила картинку с купоном на скидку из закрытого сохраненного альбома личной страницы, чтобы купон на скидку было видно только подписчикам приложения, а не всей группе. Увы, но купон так и не прикрепился, и пришлось переносить его в альбом самого сообщества.
Аналитика. Как увидеть, насколько хорошо сработало сообщение
Завершающий этап — аналитика. Она состоит из трех элементов.
Первый: количество подписчиков на каждую из тем.
Эту цифру можно увидеть здесь:
Для каждой темы сервис показывает отдельное количество подписчиков, и показывает общее количество просто подписавшихся на уведомления.
Второе: сама статистика рассылки сообщений.
Статистику каждого отправленного сообщения можно увидеть здесь:
Рядом с каждым сообщением видно, сколько пользователей его получило и сколько отписалось.
Если нужна подробная статистика, каждую ссылку стоит сокращать с помощью VK CC, укорачивателя ссылок. Тогда по клику на каждую ссылку откроется сервис статистики «ВК». И по каждой ссылке можно будет увидеть, сколько переходов сделали пользователи.
С аналитикой через UTM-метки будет чуть сложнее. Так как VK CC укорачивает одинаковые ссылки по одному методу, то разницы между похожими ссылками с разными метками он не видит. Для использования меток сервис рекомендует использовать параметр GET.
Что в итоге?
Автоматические цепочки в «ВК» — полезная вещь. Особенно при условии, что большая часть обычной аудитории (домохозяйки, например) сидит в социальных сетях и редко читает почту.
Сегментировать подписчиков сложнее. Единственное, что можно сделать — разделить их по темам подписки. Но и тут можно проколоться. Если отправлять сообщение по спискам с автоматической цепочкой, сервис его отправляет всем, в том числе и тем, кто сейчас получает серию.
Работать с рассылкой и проще, и сложнее. Проще — не нужно часами копаться в визуальном редакторе или верстке. Можно брать и писать. И это же делает работу сложнее. Хочется, чтобы сообщение выглядело красиво, а не всегда получается.