Он сделал их в 1974 году… А мог ведь стать успешным работником, главой отдела.
Билл Гейтс входит в пятерку самых богатых людей на Земле (когда-то он ее и возглавлял). И все благодаря тому, что в 1975 году учредил компанию Microsoft. Но прежде он трудился на других людей и рассылал резюме работодателям. На днях мультимиллиардер вспомнил молодость и опубликовал свое резюме 48-летней давности, которое составил за год до появления Microsoft. Фотографию исторического документа, напечатанного им на машинке в 18 лет, он прокомментировал так:
«Являетесь ли вы выпускником или бросили колледж, я уверен, что ваше резюме выглядит намного лучше, чем мое 48 лет назад».
Резюме Билла Гейтса, составленное им в 1974 году
По сегодняшним меркам резюме Гейтса составлено странновато. Например, он подтверждает свою компетенцию не только опытом работы в разных компаниях, но предметами, из которых состоит его курс обучения в Гарварде.
Но это, скорее, не ошибка, а любопытная особенность, которую можно объяснить реалиями и того времени, и самим Гарвардом – престижным учебным заведением, поступление в который – уже важная ступень в карьере.
По сегодняшним же меркам Билл Гейтс допустил три серьезные ошибки, из-за которых ему сегодня не видать было бы хорошей работы. В комментарии к резюме он на это и намекает. Эксперты же HR категорически не советуют составлять резюме в таком же духе.
Ошибка №1: ненужные подробности
Прежде чем указать желаемую должность (системный аналитик или системный программист) он привел данные о своем весе и росте (59 кг, 175 см), а также упомянул, что у него нет иждивенцев, указал место проживания (общежитие для первокурсников) и написал, сколько он зарабатывает в данный момент (12 тысяч долларов в год).
Сегодня эти сведения кажутся излишними, а упоминание текущей зарплаты может и вовсе восприниматься как разглашение коммерческой тайны. Да, работодатели указывают оклады в публикуемых вакансиях, но одно дело, когда ее озвучивает работодатель, и другое – когда это делает работник.
«Естественно, у вас есть хобби и другие интересы, любимые музыкальные группы и амбиции, – говорит основатель Leet Résumés, предоставляющей услуги по составлению резюме, Марк Сенеделла. – Но не указывайте информацию, которая не касается вашего уровня ответственности и трудолюбивости».
Ошибка №2: однообразие глаголов
Свои достижения лучше описывать глаголами совершенного вида (как уже сделанное). На их отсутствие указывает основатель службы карьерного коучинга Next Great Step Бет Хендлер-Грант. Описывая особенности работы на предыдущем месте, она советует не писать скромное «отвечаю за». Например: «Я отвечаю за офисную документацию». Вместо этого лучше использовать фразы «мною построена…, создана…, разработана…». Фраза наподобие «Я разработал(а) систему хранения документов, которая упростила организационный процесс в офисе» будет представлять вас в более выгодном свете. И старайтесь использовать разные глаголы для каждого своего достижения, не стоит использовать в каждом предложении только «разработал», например.
Гейтс использовал слово «спроектировал» в отношении системы дорожного движения, но на этом нужные глаголы у него закончились. Далее он постоянно использует слово «вовлеченный в». Звучит пассивно, а постоянные повторения этого слова ситуацию не улучшают.
Ошибка №3: оформление
В резюме Гейтса вы видите визитную карточку компании по трудоустройству в верхнем левом углу. И она в первую очередь привлекает внимание специалиста HR, читающего резюме. Вам же надо разрекламировать себя, описав образования и достижения, а не какую-то компанию, пусть даже причастную к составлению вашего резюме.
Расположение визитки и ее цвет делают резюме перегруженным. Марк Сенеделла настоятельно рекомендует избегать подобных реклам.
Современные правила резюме
Чтобы работникам кадровых агентств и HR-отделов компаний было проще работать с вашим резюме, нужно следовать нескольким несложным правилам.
Если человек начинает получать профильную экспертизу до окончания обучения и по тому профилю, по которому пойдет работать, то это говорит о том, что это ему интересно и он подтверждает делом, что хочет работать в этом сегменте. И если при этом прописаны хард-скилы, которые имеются у человека, – это вдвойне круто.
Выделиться на фоне остальных кандидатов можно, указывая причину увольнений с предыдущих мест работы. Впрочем, на собеседовании специалисты по HR всегда задают этот вопрос.
Еще большим плюсом является блок с рекомендациями с предыдущих мест работы – контакты руководителей, у которых можно расспросить о вас. Не факт, что они будут обзваниваться, но это показывает ваш высокий уровень и уверенность.
Также я считаю обязательным наличие фотографии в нейтральном стиле, на которой хорошо видно лицо, и всех контактных данных.
Если же кандидат претендует на вакансию, не имея опыта работы, нужно в сопроводительном письме или в блоке «О себе» (но лучше в сопроводительном письме) написать, почему вы откликнулись на данную вакансию: «Да, у меня нет опыта, но я претендую на эту вакансию потому, что…». И далее причины: я прошел обучение, долго этим занимаюсь, работая неофициально (вот мое портфолио) и так далее. Обязательно снимите вопрос, почему вы на эту вакансию претендуете, хотя у вас нет релевантной экспертизы. Это существенно повысит шансы того, что с вами свяжутся.