В 1984 году Esquire опубликовал статью с перечнем самых востребованных профессий через 30 лет. Чтобы понять, насколько точно в своем прогнозе издание попало пальцем в самое небо, приведу только одну профессию из топа востребованных – регулировщик космических кораблей. Все ясно?

Парадигма мира, построенного на архисобытиях эпохи: первый полет человека в космос, высадка Нила Армстронга на Луне и пр. – диктовала и видение будущего именно в этой парадигме. Чтобы предвидеть в то время смену координат мира, нужно было быть провидцем.

Esquire ошибся в своих предсказаниях

Мир изменился. Американцы больше не летают на шаттлах, полет на Марс отодвинулся на неопределенную перспективу, зимы стали теплее, электронных гаджетов стало больше, чем людей, интернет-трафик перевалил все мыслимые пределы, планету не отпускает глобальная финансовая рецессия, а люди делают деньги из воздуха. Ну в самом деле, сегодня начать бизнес без копейки в кармане проще, чем раньше.

В наше время утверждение начинающего дизайнера: «Мне нужно 50 000 долларов, чтобы открыть свою студию», – не вызывает ничего, кроме улыбки. Раньше, в мире, где деньги, власть и связи значили многое, с ним согласились бы 90% людей: ну да, как без стартового капитала? Сегодня ему скажут: «Да ты раскатал губу! Зачем тебе столько денег для старта, чтоб сразу купить себе тачку?» Ровным счетом ничего не надо, чтобы открыть свою студию. Ничего, кроме желания ее открыть и умения преодолеть трудности начального этапа. Интернет подарил каждому безграничные возможности.

Но если бы все было так безоблачно, на планете перестали ли бы идти ливни. Иногда мне кажется, семена скорого краха рассыпаны в мире, как капли дождя на деревьях и тротуарах. В ближайшие годы финансисты мира пророчат затяжной виток кризиса. Возникнет дефицит денег. Инвесторы будут вынуждены выводить активы с бирж. Посыплются фондовые рынки, начнут стремительно сдуваться пузыри на товарных биржах. Нефтедоллары погубят Россию…

Каким нужно быть, чтобы прекрасно себя чувствовать на фоне этих прогнозов? Сумасшедшим и сидеть в клинике для душевнобольных.

Во время кризиса может случиться всякое. Даже такое

Очевидно, что на фоне этих прогнозов нужен другой подход к управлению бизнесом. Кевин Робертс, лидер рекламного агентства Saatchi & Saatchi, говорит вещи, которые многим покажутся провокационными, но они справедливы в своей основе: «Мы живем в мире, который американцы называют миром VUCA – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (VUCA – аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний мир – и он не собирается меняться. И это очень интересное время для креативных людей, потому что старые рабочие модели больше не функционируют. Менеджмент умер. Маркетинг умер. Стратегия умерла».

Нужно искать другие модели управления и взаимодействия с аудиторией. Старые уже не работают. Доля креатива и нестандартных решений, личные возможности каждого должны возрасти.

У нас есть несколько отправных точек – базовых вещей, которые отрицать бессмысленно. Вот они:

  • Грядет кризис, а значит последуют сокращения бюджетов
  • Доля нестандартных решений в бизнесе возрастет
  • Маркетинг в интернете, сегодня остающийся самым выгодным по соотношению финансовых вложений и выхлопа, будет единственной панацеей для бизнеса

На чем не стоит экономить на фоне этих базовых вещей? Естественно, на маркетинге. Как бы ни казалось иначе (самым веским, конечно, будет аргумент: неоправданно тратить деньги на иллюзорные вещи в условиях кризиса), но маркетинг – это единственная реальная возможность расширять сферу влияния бренда и получать новых клиентов.

Я приведу фрагмент из интервью, которое дал генеральный директор одной московской IT-компании, этот фрагмент как нельзя лучше иллюстрирует тезис, что нестандартные решения – это выход к новым возможностям: «Когда я делал свои первые шаги в бизнесе, я думал, что все можно просчитать: “алгоритмизировать” бизнес-модель, “бюджетировать” деньги, досконально прописать системы мотивации – и этого будет достаточно для устойчивого развития. Со временем пришло понимание, что это только необходимость, но одной ее недостаточно для успешного дела. Зачастую важно включать и правое полушарие. Нашей компании в середине 2008 года исполнилось полтора года. Первое головокружение от успехов прошло. Сложилась команда. Четко отлажена работа. А тут кризис. Экономика, когда “живешь на свои”, очень отрезвляет. Тогда никто не знал, чем это может закончиться. Первым логическим желанием было перестраховаться, сократив затраты. А вдруг продаж не будет совсем? Стоит ли тогда вкладываться в них? Может, переждать, притормозить? В какой-то из сентябрьских вечеров, оставшись после работы в офисе, я начал логически размышлять, просчитывать, сколько теперь сможем продавать, сколько нужно оставить продавцов. Вдруг откуда-то из подсознания пришло спокойное, ясное понимание: делай наоборот, вкладывайся в продажи даже сейчас, в кризис, это позволит после не стартовать заново, не потерять темп. Знаете, это как пословица про рождение детей в семье: где есть две тарелки борща – найдется и третья. Мы так и поступили – открыли еще один отдел продаж. Это чисто интуитивное решение оправдало себя через год. Мы не только не потеряли, но еще и приобрели новых клиентов».

Из кризиса можно извлечь выгоду

В ближайшие годы доля интернет-маркетинга в общем котле рекламных бюджетов серьезно возрастет. Фактически он станет магистральным путем маркетинга, и кризис только приблизит и усилит этот тренд. Это очевидно: глобальный интернет-трафик будет только увеличиваться. Люди начнут жить в интернете, делать покупки и искать информацию только там. Вскоре количество аккаунтов мертвых людей превысит число живущих на планете. Интернет станет практически единственной эффективной возможностью для бизнеса связываться с людьми, рассказывать аудитории о себе, получать новых клиентов.

Чтобы раскрутить бренд, никто не станет выбрасывать миллионы на традиционный маркетинг – рекламу на TV, радио, в прессе и т.д. Предприниматели будут массово заниматься только интернет-маркетингом.

Более того, основные усилия будут направлены в конкретную точку – на реализацию контент-маркетинговой стратегии. Потому что в условиях, когда все стремятся сократить бюджеты, в том числе на рекламу, контент-маркетинг останется единственным гарантированным и относительно бюджетным способом получать целевой трафик из органической поисковой выдачи.

Эта ставка, по большому счету, сделана уже сейчас. Сет Годин сказал, что никакого другого маркетинга, кроме контент-маркетинга, больше не существует. В Россию понимание того, что очевидно для мирового сообщества, придет, как обычно, с некоторым опозданием. Но придет неизбежно. С кризисом или без него. Кризис лишь катализирует процессы.

Возможно, через тридцать лет все будет совсем не так: кризиса не случится, и мы будем лететь на Луну, Марс и Титан, следя за взмахами палочки космического регулировщика. Люди начнут массово удалять свои аккаунты в соцсетях и вытащат из кладовок бабушкины телевизоры, чтобы узнать из программы «Время» последние новости. Кому в это верится, хоть и все возможно в этом мире? Но если ты, дорогой читатель, просматриваешь эту статью в 2044 году, оставь свой комментарий (лично я собираюсь дожить и непременно с ним ознакомиться). Как у вас там все, далекий житель загадочного будущего?

#
Бизнес
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.