Аудитория TikTok будет вынуждена уходить в другие соцсети, где превратится в потенциальных потребителей.

В СМИ говорят о 30 миллионах пользователей, которые в поиске коротких видео активно вольются в другие соцсети. Но сначала – о возможной скорой блокировке TikTok.

Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) обратилась в Роскомнадзор с предложением заблокировать в России сервис коротких видео TikTok. Обращение будет рассмотрено ведомством до 8 мая.

В качестве аргумента для блокировки АППСИМ приводит результаты опроса, согласно которым 70% пользователей соцсетей в России сидят в ТикТоке. Это примерно 30 млн человек (и именно такого количества активных пользователей, по мнению инициаторов проекта, недосчитываются российские соцсети).

Александр Белов, ведущий аналитик TexTerra:

«Утверждение, что весьма значительная часть аудитории TikTok перейдет на другие отечественные платформы, может быть слишком оптимистичным. Переход аудитории с одной платформы на другую обычно не происходит в полном объеме из-за различий в функционале, контенте и сообществах, а в данном случае – тем более, поскольку по статистике 2023 года, доля каналов со схожим функционалом:

  • VK – 15%,
  • YouTube – 15%,
  • Telegram – 13%.

И это только 43% от всей аудитории, которая может пересекаться и с другими платформами. Поэтому на отечественные площадки из 30 млн дойдет только некоторая часть пользователей».

Светлана Шульман, маркетолог TexTerra:

«Безусловно, рассчитывать на то, что все 30 млн пользователей перейдут на другие платформы – ошибка. Как показала практика, отток пользователей идет намного медленнее, чем ожидалось, и основная часть старается поддерживать возможность иногда заходить на старые площадки. По итогам 2022 года VK уже охватил более 86% российской аудитории в сети, а, как известно, чем больше охваты, тем медленнее их рост. К тому же, алгоритмы ВК Клипов не такие гибкие как у TikTok, а потому стать идеальной заменой платформа не сможет. Поэтому даже если волна новых регистраций на платформе пойдет, со временем начнется спад активности и многие аккаунты просто окажутся брошенными. Работа над тем, чтобы пользователи генерировали новый контент и проявляли активность в социальной сети, ведется годами, и просто захватить часть пользователей другой площадки – мало. Важно создать для этих пользователей привычные или похожие условия. Либо заинтересовать их чем-то новеньким».

Причиной блокировки может стать нарушение закона «о приземлении». То есть, АППСИМ попросил Роскомнадзор проверить локализацию данных российских пользователей TikTok. В 2019 году в TikTok пообещали локализовать данные, но больше никаких заявлений на этот счет не было, как и отчетов.

Напомним, что сегодня пользователи из России могут только смотреть видео в ТикТоке и оставлять комментарии. Создавать и загружать свои видео они не могут. Не работает для россиян и монетизация. Но есть практически единичные исключения. То есть, по сути TikTok не имеет никакой ценности для экономики и культуры страны. Даже выручка российского подразделения TikTok упала с 2,36 млрд рублей до 681 млн рублей, и платформа стала убыточной в нашей стране.

То есть, все эти миллиарды могут перетечь в российские соцсети, если TikTok заблокируют.

Главным бенефициаром (выгодопреобретателем) станет, пожалуй, ВКонтакте, как это было после блокировки Instagram и Facebook (принадлежат корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской) в марте 2022 года.

По итогам 2021 года среднемесячная аудитория ВКонтакте достигала 72,5 млн российских пользователей. Но уже к лету выросла на 3,2 млн – до 75,7 млн. К осени 2022 года – до 76,9 млн (еще на 1,2 млн).

В 2023 году месячная активная аудитория ВКонтакте увеличилась до 91 млн пользователей (+14,6% к показателю 2022 года).

Действительно, после блокировки соцсетей пользователи не сразу переходят на другие площадки. Временной лаг основной миграции составляет примерно год-полтора. То есть, всплеска не будет, но будет плавный рост. Это подтверждают слова Светланы Шульман и Александра Белова о том, что далеко не вся аудитория переместиться в российские соцсети: дополнительные 20 млн пользователей ВКонтакте – далеко не вся аудитория заблокированных весной 2022 года Instagram и Facebook (принадлежат корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской).

С блокировкой же ТикТока, если она произойдет, в российские соцсети придет молодая аудитория: 43% пользователей TikTok – это подростки. Еще 33% – люди в возрасте от 18 до 34 лет. И ее нужно надо будет привлечь рекламой, что вы уже можете обсудить со специалистами TexTerra.

Читайте также:

Где искать своих клиентов в 2024

Сколько сегодня может заработать SMM-менеджер и где искать вакансии

Взлёт Кати Лель: алгоритмы TikTok вывели ее в топ мира