Я работаю HR-ом, но идея развиваться в этой сфере пришла ко мне в необычном месте — частной психиатрической клинике, в которой я работал санитаром.
Один из пациентов, будучи разработчиком, посоветовал мне заняться этим делом со словами: «В IT очень легко впасть в депрессию». Впоследствии я подтвердил его слова в своей HR-практике — людей в депрессии действительно много. По данным ВОЗ, которая считают эту проблему одной из приоритетных, более 250 млн. человек в мире.
Я выделяю пять простых причин депрессии в своей сфере, основанных на моих наблюдениях работы в клинике и HR-ом. И чтобы не утомлять вас — сначала примеры, а в конце немного теории по теме.
Причина 1: Зацикленность на своих знаниях
Таких людей, как разработчик выше, у нас было большинство. Расскажу про один показательный случай из клиники. В течение месяца у нас лечился ученый из Европы. Он является специалистом по клинической депрессии, общается со многими известными специалистами в этой сфере по всему миру, но сам уже 25 лет страдает ей. Человек с широким кругозором — помимо нейробиологии, он читал мне лекции по математике и геометрии.
Интересная деталь — в попытках вызвать хоть каплю сомнения в науке, которой он занимался всю жизнь, я постоянно наталкивался на бескомпромиссное сопротивление. Сейчас я провожу очень много собеседований и считаю, что первым признаком начинающейся депрессии является полная уверенность в своей правоте. Думаю, вы не раз встречали таких людей в своей компании.
Он хорошо знал свою депрессию и описывал ее как «состояние постоянного и скучного падения в очень глубокую яму, невозможности мыслить творчески». Сейчас я постоянно встречаю людей, которые якобы знают про депрессию все, но никак не могут от нее избавиться — достаточно посмотреть, сколько статей по этой теме в деловых изданиях, которые даже близко не про психологию. В моей профессиональной среде полно людей, которые знают, как делать «правильно» и активно продвигают свои решения, даже не учитывая контекст. В итоге результата нет, знания оказываются бесполезными, все разочарованы. В реальной практике важнее оказывается не ограниченный набор знаний, а большое количество идей, которые ты предлагаешь на каждом этапе проекта — в поисках новых идей у тебя не будет времени зацикливаться на своих знаниях.
Причина 2: Вечные поиски «идеальной» работы
Людям много рассказывали про хорошую жизнь, отчего появилось понятие «идеальной работы». Компании стали активно мимикрировать под корпоративную культуру лидеров технологической сферы, закупать пуфики и кофе. Но очень быстро сотрудники IT-компаний стали плеваться от такой культуры, а мне как рекрутеру стали писать: как можно работать, когда столько шума? Просто дайте нам интересные задачи. Вместо тысячи слов — один скриншот:
Немного косноязычно из-за переизбытка чувств, но смысл в том, что человеку не интересны вечеринки в компании и все подобное, потому что это мешает работать.
И такое можно встретить везде. Так получилось, что я много общаюсь с разработчиками из брендовых компаний, типа Yandex и Google, и проекты в этих компаниях далеко не всегда интересные. Если хотите интересных задач, то вы их скорее найдете в небольшом неизвестном стартапе. Но дело не в том, что интересных задач нет, а в том, что люди создают завышенные ожидания ко всем компаниям и хотят интересные задачи каждый день.
Недавно был случай, когда человек очень хотел попасть в компанию, и так сложилось, что он понравился руководству и как специалист, и как член команды, поэтому они предложили зарплату даже больше, чем он ожидал. Я читал от него много строк счастья в мессенджере, но он уволился через 2 месяца. К слову, до этого он как раз работал в Yandex и жаловался, что его посадили на скучный проект. И когда я вспоминаю собеседование с ним, то понимаю, как сильно человек подвязан на внешнюю сторону. Он так и говорил, что «хочется поработать в стартапе, почувствовать инженерный дух». Но все оказалось прозаичнее, и человек пошел искать новую мечту.
Причина 3: А зачем все это?
Любая работа — это куча рутины и неопределенности, но депрессия возникает совершенно не от этого, иначе получается, что мы рождены быть в депрессии.
Причина здесь заключается в том, что часто люди совершенно не понимают, зачем нужна компания или проект, где они работают. Им интереснее развивать навыки, заниматься саморазвитием, выпрашивать зарплату. Один разработчик прямо так и сказал: «Моей мотивацией для смены работы является рост зарплаты минимум на 20 %». Но дело в том, что эти желания никак не соотносятся с тем, зачем вообще люди работают. Большое количество навыков часто оказывается бесполезным, потому что в конкретных проектах нужны конкретные навыки, карьерный рост никак не повышает интересность задач, а рост в зарплате быстро достигает потолка, и человек начинает искать новую работу, не до конца доделав старый проект.
На собеседовании я часто задаю вопрос — а чем ваша компания занимается? И некоторые реально не знают, какой конечный продукт делает компания. Еще больше тех, кто считает, что компания не делает ничего хорошего или даже вредит обществу. Но рано или поздно «жизнь в вакууме» надоедает. Один из СТО компаний, с которым я делал большое интервью, считает, что специалисты не могут ответить на вопрос «Зачем работать?», потому что они привыкли работать против своих желаний и постоянно подменяют свои собственные ценности:
«Зачем ты приходишь на работу? Люди себя обманывают — я прихожу за зарплату. Хорошо, но пройдет несколько лет и человек спросит себя — в чем я изменился, как вырос? И тут начинается подмена ценностей — он не вырос в технологиях, потому что изначально сам себя обманул, что он пришел за зарплату — значит он должен вырасти в зарплате. Пошел в другое место, где больше платят и там начинается то же самое. С этого начинается конфликт — он хотел создавать, но подменил ценности. Инженер — это дух. Если ему что-то не хватает — он создает. Если плохо работает, то думает и улучшает. Он развивается через свой труд, а не через дипломы, которые повесил на стену. Программисты раньше были инженерами-создателями, но теперь это часто не так».
Карьера, деньги, навыки не могут быть интересны сами по себе, как показывает практика. Известный дизайнер Людвиг Быстроновский так высказался по этому поводу: «Нельзя жить хорошо, а на работе делать [плохо]».
Причина 4: Сообщество
Реальным открытием для меня как HR-а стало значение сообщества. В IT-компаниях, особенно в аутсорсинговых, существует реальная и частая проблема — если уходит лидер или ядро команды, то в скором времени уйдут и остальные. Поэтому существует известный разрыв в зарплате между разработчиками и лидерами проектов в конкретных компаниях — «своих» всегда пытаются удержать всеми силами.
Недавно я делал интервью с разработчиком из Google, и он прямо указал, что всегда общается с людьми в конкретном проекте и мало значения придает самой компании. Также он отметил, что для Google важно развитие сообществ по интересам/технологиям.
Сообщество — с этого должна начинаться любая работа. Пока люди пытаются жить в вакууме и делать «только свою работу», они не найдут то место, где им будет нравиться. Многие встречали на работе «токсичных» людей и раньше над этим шутили. Теперь же для меня, как для HR-а, четко ставят задачу, чтобы человек был не токсичен — лучше пускай у него будет проблема в навыках. Недавно читал статью, как компания с цифрами и метриками показывала, как она увеличила эффективность разработки в разы, уволив двух «звезд».
Один из моих клиентов рассказывал, что нанял «звезду» тимлида, а по факту оказалось, что его эффективность ниже, чем у девушки middle-разработчика в этом же проекте. Такие истории я слышу постоянно, и проблема здесь в том, что «звезда» всегда пытается прогнуть сообщество под себя, а не интегрироваться в него, по факту оказываясь за бортом. Без интеграции в сообщество исчезает обратная связь, которая помогает оценить важность твоей работы, и все задачи становятся скучными.
К тому же, ты не можешь реализовать свои сложные подходы один. Их потом никто не сможет поддерживать — никто не готов платить за это. Для реализации любых инициатив важно правильно подавать их для всего сообщества, но многие этого не делают и либо занимаются нелюбимым делом, либо делают сложные штуки, не видя поддержки со стороны.
Это хорошо чувствуют писатели — пока пытаешься написать текст для абстрактного читателя, вечно устаешь и откладываешь на потом, либо слишком усложняешь и забываешь, зачем вообще писал. Но когда представляешь конкретных людей, которым ты хочешь показать этот текст, а потом и показываешь, то в душе появляется тысяча и одна идея, как сделать лучше.
Причина 5: Таблетки
В клинике у нас довольно часто лежали сами психологи — особенно клинические, главные потребители антидепрессантов в мире. При этом многие пациенты продлевали лечение в нашей клинике из-за таблеток, которые у нас раздавали порциями, потому что это лучший способ спокойно провести ночь. Зависимость приходилось лечить за неделю до выписки.
Сейчас среди моих знакомых профессионалов каждый второй употребляет таблетки. Но, во-первых, все считают, что у них клиническая депрессия, в то время как до клинической нужно еще «дорасти» (нужно упорство). Во-вторых, если есть вышеуказанные причины, то пичкание себя таблетками только отвлекает взгляд от реальной проблемы. Можно долго заниматься купированием симптомов, но чем дольше решается проблема, тем сложнее она становится.
Теория Бодрийяра
В вопросе профессионального выгорания я рекомендую читать Бодрийяра — того самого, кто придумал понятие «общество массового потребления» («Общество потребления», «Симулякры и симуляция»). Так он определял иллюзорное «качество жизни», которое и ведет к депрессии:
Это — профилактическая белизна пресыщенного общества, общества без головокружения и без истории, не имеющего другого мифа, кроме самого себя.
Жан Бодрийяр, французский философ
Бодрийяр считает причинами постоянной усталости и депрессии современного человека — изобилие, упрощение, автоматизм. Во всех случаях он прибавляет слово «иллюзорный» — например, когда в компании много кофе, но отвратительная кофемашина. Или когда якобы налажена автоматизация, но на ее поддержку уходит больше сил, чем «записать на бумажке» — как раз когда я работал в клинике, медсестры ругали приложение, которым их заставляли пользоваться для ведения историй болезни. Каждый день они садились в конце дня и тратили полтора часа, чтобы перепечатать их, а врачи все равно ими не пользовались, потому что долго ждать загрузки. Но это же «современная клиника» — нужно соответствовать трендам.
***
В итоге все причины сводятся к разрыву между конкретным человеком и контекстом, в котором он работает. В конкретном контексте всегда важно искать новые идеи, не чураться рутинных задач, интегрироваться в сообщество, пить меньше таблеток и искать ответ на вопрос «Зачем я все это делаю?» (и делиться соображениями с сообществом). Я приводил только негативные примеры, но среди моих знакомых коллег есть и люди с опытом работы более 20 лет с очень пластичным мышлением, которые постоянно ищут новые подходы, легко берутся за самые банальные задачи (как мне сказал один такой разработчик: «Рутина — лучший способ изучить проект») и бесплатно консультируют большое количество стартапов, чтобы делиться опытом. И они постоянно удивляются моим историям про депрессию.
Читайте также:
Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе»
Лекарство от достигаторства: тайм-менеджмент умирает, психотерапия цветет