«Яндекс» утонул в море рекламы и сервисов, Google ухудшил качество поиска ради платной выдачи... Сервис поиска Neeva использует «честную» модель: платное использование вместо размещения рекламы и сбора данных о пользователях.

Neeva и революционная модель платного поиска

Через три года после увольнения из Google Шридхар Рамасвами и Вивек Рагхунатан (оба – бывшие топ-менеджеры компании) представили общественности новый поисковик Neeva.

В основе поисковика лежит простая модель: никакой рекламы и продажи личной информации в обмен на платную подписку.

Предполагаемая цена – $4,95 (примерно 360 рублей) в месяц. Так работают многие интернет-сервисы, но вот поисковые системы пока не отличались подобным подходом. Да и вряд ли они могли бы добиться внимания пользователя, если бы сразу начали предоставлять платный доступ к поиску.

Продукт Шридхара Рамасвами и его компании, 30 % которой ранее работали в самом Google, родился на пике возмущенного отношения общественности к гигантам сферы. Учитывая ситуацию, под него даже удалось заложить немалые деньги – 77,5 млн долларов. Дальнейшее развитие проекта, как ясно из модели доступа, предполагается вести за деньги пользователей. Что они получают по подписке:

  • заявленное «чистое» окно поиска без рекламы и надоедливых сервисов;
  • приложения для устройств Apple (с Android, понятное дело, будет сложнее), а также расширения для браузеров Chrome, Firefox, Safari, Edge и Brave.
  • модные «быстрые ответы», подсказки и ссылки на результаты поиска по похожим запросам;
  • несколько миллиардов веб-страниц, проиндексированных для поиска;
  • встроенные Google-карты;
  • сохранение результатов поиска в течение 90 дней, но вместе с тем возможность отказаться от этого сохранения;
  • блокирование трекеров аналитических систем при работе с поисковиком в браузерах.

Первые три месяца поисковиком Neeva можно будет пользоваться бесплатно, затем вступает платная подписка. Стоит она дешевле, чем доступ к Spotify и Netflix, так что «свои» пользователи при должной раскрутке у сервиса будут.

Также пользователь может настраивать выдачу, отмечая приоритетные для себя сайты, а подключив аккаунты Google, Slack, Office 365, Dropbox или GitHub, можно производить поиск по собственной переписке и хранилищам данных.

Товарная выдача также имеется в Neeva, к ней прилагаются рекомендации, основанные на отзывах о товарах с различных сайтов.

Перспективы поисковика «для народа»

Учитывая растущее недоверие к обоим гигантам поиска, думается, что Neeva как минимум займет достойное место в пространстве для выбора. Цена в $4,95 не столь велика, чтобы отказываться от интересной альтернативы. Вопрос в том, способен ли сам проект выдержать конкуренцию и обслужить большое количество пользователей при росте интереса к нему.

Текущей суммы бюджета хватило на организацию разработки и серверы для поддержки, но если число обращений к Neeva сравнится с тем же «Яндексом» (в мировых масштабах), то потребуются гораздо большие вложения в серверную инфраструктуру.

Скорее всего, опытные бывшие сотрудники Google уже позаботились об этом и создали план работ в случае повышенного интереса к проекту, но в любом случае этот вопрос остается открытым.

Другой особенностью поисковой системы предполагается сделать сотрудничество с партнерами, создающими качественный контент, выдаваемый в результатах поиска. Рамасвами предлагает делиться с ними 20 % выручки. Таким образом предполагается создать Neeva как некий «продукт в себе» – пользователи могут как получать, так и генерировать качественные материалы в выдаче.

Насколько поисковик окажется востребованным, покажет время. Пока что вы можете попробовать получить инвайт-доступ к сервису по официальной ссылке. Идея проекта, несомненно, достойна внимания, и если компания будет следовать заявленным принципам, то, может быть, мы действительно получим реального конкурента устоявшимся гигантам.

Почему Neeva закрылся в 2023 году

Запущенный в 2021 году поисковик не смог привлечь достаточное количество пользователей, и руководство стартапа объявило о его закрытии. Сообщается, что сервис перестанет работать 2 июня 2023 года.

Но это еще не конец истории стартапа, на который его основатели потратили три года работы и почти 80 миллионов долларов — купить проект может облачный сервис Snowflake. Что станет с Neeva после приобретения, пока не известно.

На самом деле Neeva мог стать успешным и популярным поисковиком, но на это ему потребовалось бы больше времени. Все дело в том, что в начале 2022 года разработчики Neeva начали внедрять в алгоритмы своего поисковика нейросети, став, фактически, первым подобным сервисом в мире.

Но после того, как Microsoft приобрела OpenAI и начала активно использовать языковую модель в своих сервисах, а Googlе анонсировал свой Bard, относительно небольшой стартап потерял всякую надежду на успех в гонке с корпорациями.

Также представители Neeva в письме отмечают, что немаловажным фактором, определившим судьбу стартапа, стала текущая экономическая ситуация. Даже техногигантам приходится увольнять тысячи сотрудников, чтобы пережить кризис, что уж говорить про нишевые стартапы, сосредоточенные на одном продукте.

Оплатившие подписку Premium пользователи Neeva смогут получить обратно средства за неиспользованное время подписки. Также сообщается, что из поисковика будут удалены все пользовательские данные.

Читайте также:

Вместо Yandex и Google: поисковик без рекламы. Уже пользуетесь?

Этот поисковик не следит за вами — гайд по работе с DuckDuckGo

9 способов получать трафик без поисковиков

#
Новости Разработка Google
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.