Сотрудникам вредно знать размер зарплаты коллег и начальников, считает большинство руководителей. Но сотрудники продолжают придерживаться этой стратегии узнавать и сравнивать. И, возможно, это не так уж вредно!

Место в иерархии

Что бы ни говорили руководители, зарплата – один из ключевых параметров в табели о рангах. О функционале, результативности мы можем думать или не думать, а о своем месте в командной иерархии размышляем постоянно. О чем бы мы ни сплетничали на работе, тема доходов – самая вкусная, особенно если она под запретом, тем более если есть сайты, где можно сравнивать зарплаты.

Когда вы узнаете, кто сколько стоит в вашей команде, – это всегда эмоциональный всплеск. Вы неизбежно сравниваете зарплату А с зарплатой В и со своей. Если вы возмущаетесь, то корень проблемы – не в деньгах, а в ущемленном чувстве справедливости. Чувство справедливости не зависит от системы заработной платы. Это нечто большее, чем деньги и бонусы.

Есть варианты, которые никого не радуют:

  • вы получаете больше всех, но постепенно разница сокращается;
  • вы получаете, как коллега, но работаете больше;
  • вы получаете меньше всех, но работаете-то уж точно, как все, а то и лучше.

Полученная информация действуют вам на нервы и снижает работоспособность – в этом смысле руководители правы. Но сами-то они всегда делают только то, что полезно?

Желание знать, кто сколько стоит, иметь более прозрачную ситуацию с доходами, часто объясняют особым отношением молодого поколения к открытости информации. Можно сказать и так, но на самом деле глобально изменились всего лишь каналы обмена информацией, а принципы распределения остались во многом прежними.

Зависть к чужому успеху может показаться мелочностью, однако в долгосрочной перспективе она оберегает нас от обмана. Поэтому называть эту реакцию «вредной» – сомнительно.

Справедливое распределение

Вопрос зарплаты – это вопрос справедливого распределения ресурсов. Вспомним (мы же тут старожилы!) охотников и собирателей – как они боролись за ресурсы 70 000 лет тому назад.

Если мы с вами часто охотимся вместе, и вы всегда забираете лучшие куски добычи, я должен либо высказать претензии, либо дать вам дубинкой по голове и забрать все себе, либо искать себе кого-нибудь другого в напарники. Но оставаться в дураках я точно не должен. Внимание к тому, как распределяется вознаграждение, гарантирует выгоду для обеих сторон, а для продолжительного сотрудничества это жизненно важно. Поэтому, может быть, не случайно наиболее остро реагируют на неравенство именно те животные – шимпанзе, капуцины, псовые, люди – которым свойственно охотиться сообща и потом делиться добычей.

Эксперимент 1

Крыса сидит одна в своем вольере и нажимает рычаг, чтобы получить награду. Единственное, что ее интересует, – трудность задания, привлекательность наград и условия их выдачи.

Эксперимент 2

У Франса де Вааля (прим. ред. – нидерландский профессор-приматолог) в лаборатории все было устроено иначе. Обезьяны почти никогда не выполняли задания в одиночку. Только поэтому ученые и заметили, что они следят за каждым куском, который получают остальные. Капуцины как будто сравнивали свою награду с тем, что досталось другим. Ну не абсурд ли? Ведь их должны интересовать только собственные результаты и собственное вознаграждение?

Заметив, что соседу «дали прибавку», капуцины, которые до этого совершенно не возражали работать за огурцы, вдруг устраивали забастовку.

Чтобы неравенство было воспринято остро, еда должна превратиться в заработную плату.

Ричард Истерлин обнаружил и другое: если богатеет все сообщество в целом, средний уровень счастья при этом не повышается. Иными словами, богатый народ радуется жизни совсем не больше бедного. Как же так, ведь богатство делает нас счастливыми?

Дело в том, что ощущение благополучия связано не с абсолютным достатком, а с относительным. Наше восприятие зависит от того, насколько высокими наши доходы выглядят на фоне доходов остальных.

Предположим, что вам платят больше, чем коллегам, но на 20 %. Если вы работаете наравне, то это прекрасно. А если вы трудитесь в три раза лучше, это повод уволиться? Что делать, когда вы узнали, что получаете «одинаково со всеми», а работаете в два раза больше?

Создание системы ценностей

Работа вам нравится. Коллеги, в общем-то, тоже. Руководство не самое плохое. И все-таки вам не доплачивают за вашу, как вы думаете, супер эффективность.

  1. Будем исходить из гипотезы, что вы правы. Вы крутой, работаете хорошо, а получаете мало. Это нормально: именно такие вовлеченные и лояльные сотрудники нужны любой компании, пока… вы не требуете супервознаграждения. Можно осознать это и ничего не делать.
  2. Можно провести переговоры с руководством и выяснить, насколько компания готова пойти вам навстречу в вопросах оплаты. Предмет переговоров – ваша эффективность, а не чувство обиды или несправедливости.
  3. Компания не готова увеличить вам зарплату. Что тогда? Сократить свой объем работы до «нормального», как у коллег? Если это успокоит ваше чувство несправедливости, то да, но, возможно, это не устроит вашу компанию, и вас уволят.
  4. Один из вариантов сохранить мотивацию – сместить фокус внимания с зарплаты на то, что вас радует в этой работе и приносит удовлетворение. Обсудить ситуацию с друзьями и потенциальными работодателями, выпустить пар и продолжить выкладываться на все 100, если работа делает вас счастливым. Найти утешение во фразе «деньги не главное», если вы лояльны компании.
  5. Если нет, то делать нечего – надо искать другую работу.
  6. Есть и еще вариант. Сложный! Посмотреть в зеркало, улыбнуться и больше никогда и ни при каких условиях не интересоваться зарплатой коллег. Это практически невозможно, но есть люди, которые следуют правилу. Вы создаете свою систему иерархии, в которой вы всегда на первом месте.

Вариантов достаточно.

В любой ситуации стоит осмотреться, осознать, что происходит, и рассмотреть разные решения, чтобы ваша реакция не была автоматической.

Если вы живете достаточно осознанно и не позволяете обстоятельствам поставить вас на позицию жертвы, вам и не надо сравнений с окружающими не только по размеру зарплаты, но и по успеху. Кстати, если вам нужно разруливать такие ситуации в качестве HR, вам подойдет наш курс для эйчар-специалистов.

Вы, как, например, Фрейд, создаете свою систему иерархии, называете ее «психоанализом» и живете счастливо, управляя собственным миром, где вы всегда особенный и номер один. Или делаете как португальский футбольный тренер Жозе Моуриньо. Однажды на волне побед он назвал себя особенным и продолжает это делать годы спустя, когда успехов у него много меньше. Но он все равно особенный!

#
Психология Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.