Ранее прокатился слух, что штрафы, которые должны были выписывать еще с 1 марта 2023 года, отменили. Но это совершенно не так – штрафы смогут достигать 700 000 рублей.
Началось все с Круглого стола «Делового Петербурга», на который сослался Telegram-канал Digital Russia. Во время мероприятия начальник управления правового обеспечения Роскомнадзора Мария Смелянская сказала важные слова относительно штрафов за неисполнение закона о маркировке рекламы:
«Не стоит привязываться к дате 1 марта, она весьма условная».
Это, вроде бы, можно расценить, как перенос сроков введения штрафов, на что и указывает Telegram-канал «Русский маркетинг»:
«Авторы каналов, блогеры и админы, выдыхаем: с 1 марта с отсутствие маркировки рекламы штрафовать не будут. Произошло невероятное: РКС и ФАС пришли к выводу, что и рекламодатели и паблишеры к выполнению этого закона просто не готовы. Для понимания — лишь каждый 20 рекламодатель понимает и знает, что такое рекламная маркировка. А это значит, что скорее всего исполнение закона (по моему мнению) отъедет как минимум на год: необходимо проработать все аспекты, а также совершенно точно начать работу по информированию и узнаваемости закона среди сотрудников рекламных агентств».
Однако при этом официальных заявлений от Роскомнадзора о переносе срока введения штрафов не было. Пока речь идет только о фразе из десяти слов, сказанной чиновником Роскомнадзора во время мероприятия. И ее слова Федеральной налоговой службе, которая и будет накладывать штрафы, не указ.
Штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы
И вот дело сдвинулось с мертвой точки.
Закон о штрафах за нарушение требований о маркировке интернет-рекламы был принят Госдумой во второй половине июня в последнем третьем чтении. Наказывать будут за некорректную подачу или непредоставление данных о рекламной кампании в Роскомнадзор, распространение рекламы без идентификатора и нарушение своих обязанностей операторами рекламных данных. И штрафы эти вступают в силу с 1 сентября 2023 года.
Штрафы для операторов рекламных данных за нарушение своих обязанностей:
-
для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 руб.,
-
для юрлиц – от 300 000 до 700 000 руб.
Штрафы за непредоставление в Роскомнадзор данных о рекламе, либо несвоевременное их предоставление, либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации:
-
для физлиц – от 10 000 до 30 000 руб.,
-
для должностных лиц – от 30 000 до 100 000 руб.,
-
для юрлиц – от 200 000 до 500 000 руб.
Штрафы за распространение рекламы без идентификатора:
-
для физлиц – от 30 000 до 100 000 руб.,
-
для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 руб.,
- для юрлиц – от 200 000 до 500 000 руб.
Алла Медвецкая, советник директора коммуникационного агентства TrendFox по правовым вопросам:
«На момент выступления начальника управления правового обеспечения Роскомнадзора Марии Смелянской не было законодательных актов об отмене применения штрафов за неисполнение статьи 18.1 закона «О рекламе». Чтобы считать отсрочку вступившей в силу, необходимо было бы дождаться официальных документов и разъяснений от ФАС по итогам круглого стола. Даже если штрафы по какой-то причине забуксуют, это совсем не означает, что закон не нужно соблюдать, так как он вступил в законную силу и подлежит исполнению всеми участниками рынка».
Кроме того, пункт 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в котором прописаны штрафы за отсутствие пометки «Реклама» и сведений о рекламодателе, уже давно действует. А не говорим мы о нем еженедельно в контексте «кого и на какую сумму оштрафовали» только потому, что пока никого не штрафовали. Формально ничто не мешает начать штрафовать нарушителей уже вчера.
Принятие поправок в КоАП Госдумой лишний раз показало, что вся подготовка к маркировке рекламы, проведенная компаниями и блогерами, была не зря.
Марина Климанцова, PPC-менеджер TexTerra:
«Пока непонятно, во что все это выльется: все процедуры по маркировке до сих пор до конца не проработаны, и непонятно как долго еще будет длиться эта ситуация.
Многие ОРД обещали вводить тарифы на оказание своих услуг, но тут тоже непонятно, когда это будет, в каком виде и какими окажутся тарифы.
У нас в компании было проведено много летучек по поводу маркировки рекламы. Запрашивали информацию у юристов. Но если с Яндексом и ВК все более-менее понятно, с Telegram – совсем другая история.
По моему мнению, прежде чем вводить законы, нужно проработать все от и до. И только потом вводить законы (которые сейчас отнимают много сил на их расшифровку), а также штрафы. Надеюсь, что в ближайшее время ситуация прояснится. Но, в любом случае, TexTerra к маркировке рекламы готова».
Анастасия Большова, сооснователь коммуникационного агентства TrendFox:
«Многие блогеры до сих пор отказываются от прохождения процедуры регистрации в ОРД. Все еще больше усложняется из-за возросшего документооборота и сроков запуска рекламных кампаний, поэтому очень важно как можно раньше наладить бизнес-процессы. Закон не будет иметь обратной силы, в него уже инвестированы большие средства».
Отметим, что законопроекту предстоит пройти еще два чтения, после чего ему нужно будет получить одобрение Совета Федерации. Затем последует подпись президента РФ и публикация, после чего только штрафы смогут вступить в силу – тогда мы и узнаем дату, с которой начнут штрафовать за отсутствие маркировки.
Читайте также:
«С вас токен!» – блогерам снова объяснили про маркировку рекламы